Да, именно пристрастное мнение, потому что излагаю его отнюдь не из желания поворчать. Напротив, мне бы вообще не хотелось об этом говорить открыто, но приходится, потому что я хочу, чтобы МАТФ был и развивался. Мне неприятно, тяжело и грустно писать эти заметки, потому что сам я много прожил и проработал в авиации, меня беспокоит ее судьба, как и судьба «Авиастара», аэропортов, музея ГА, аэроклуба и всего авиакластера региона. Хотя, боюсь, те, кому надо было бы прочесть это, читать не будут, а если и прочтут, то, скорее, опять обидятся. А МАТФу нужны не обиды, а понимание проблем.

Ступень вниз
Любое публичное массовое мероприятие (а тем более – международного масштаба) по сути своей и по названию ОБЯЗАНО БЫТЬ С КАЖДЫМ РАЗОМ ЛУЧШЕ ПРЕДЫДУЩЕГО. Или хотя бы не хуже. Третьего не дано. В противном случае мероприятие будет обречено на разочарование делегатов и гостей, их отказ от участия и, как результат, – постепенное умирание. Я бы этого не хотел, и считал, и считаю, что Международный авиатранспортный форум нужен, это великолепная площадка, где в кои-то веки могут встретиться вместе и обсудить свои общие проблемы одновременно и самолетостроители, и эксплуатационщики, и региональные власти, и правительство страны, и представители небольших авиакомпаний, и представители крупных корпораций. У каждого свои задачи, условия, требования и взгляды, но именно здесь они могут найти точки соприкосновения. И если МАКС – это все-таки авиасалон, выставка, где демонстрируют продукцию и заключают договоры, то МАТФ – ЭТО ПЛОЩАДКА ОБСУЖДЕНИЯ И ПОИСКА ОПТИМАЛЬНЫХ ПУТЕЙ ДАЛЬНЕЙШЕГО ДВИЖЕНИЯ. УВЫ.
Если по отчету первого вице-премьера Вильдана Зиннурова, прозвучавшему в понедельник на аппаратном совещании губернатора, все прошло хорошо, на самом деле этот авиафорум в сравнении с предыдущим МАТФ-2012 оказался на ступень ниже. Во всем. В организации, в представительстве, в оформлении, в экспозиции, в мелочах.
Начну с мелочей, поскольку, как говорят французы,

«Дьявол кроется в деталях».
Сайт авиафорума http://www.ul-avia.com/ представляет жалкое зрелище. Зайдя на него сейчас, можно подумать, что форум еще только состоится – дежурные приветствия, позапрошлогодние фотографии, регистрация на конгресс и выставку с программой форума. И… собственно, все. Куда делось все, что было наработано на предыдущих двух МАТФах? А ведь там раньше были презентации докладов прошлого форума и даже аудиозаписи дискуссий, были какие-то выводы и решения по секциям – то есть, все, с чем можно было сравнивать проблематику и работать. Но этого нет. Сайт не живой. Форум давно закончился, а на нем ничего не изменилось, в то время как он должен быть интернет-зеркалом этого международного мероприятия. Потому что участники, гости, и те, кто следит за столь знАчимым событием (а оно, по идее, должно быть знАчимым) с разных уголков России и из-за рубежа, в первую очередь заходят на страницу форума. А там ничего нет. Я уж не говорю о презентациях и докладах или аудиозаписях дискуссий. Но ТЕКУЩИЕ НОВОСТИ КАЖДОГО ДНЯ, КАЖДОГО ЧАСА ЭТОГО МЕРОПРИЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МАСШТАБА ДОЛЖНЫ БЫТЬ (несложно посмотреть, как освещался на его же сайте МАКС). Но их нет. И не было. Какой вывод сделают для себя посетители сайта и будущие потенциальные инвесторы, можно предугадать.
САЙТ АВИАЦИОННОЙ СТОЛИЦЫ, ЧАСТЬЮ КОТОРОГО ЯВЛЯЮТСЯ СТРАНИЦЫ УЛЬЯНОВСКОГО АВИАКЛАСТЕРА (http://www.avia-capital.ru/ ), ВООБЩЕ ФАКТИЧЕСКИ ИСЧЕЗ. А между тем, наличие своего сайта было одним из требований к партнерам Европейского партнерства аэрокосмических кластеров (EACP), в который в 2012 году вошел ульяновский авиакластер. После этого требования сайт был создан, относительно неплохо раскручен, он попал в различные журналы и каталоги… и вдруг «Авиационная столица» исчезает. Вместо него вы попадаете на пустую и неоформленную страницу с пустыми разделами. Что после этого подумают европейские партнеры или гости МАТФа (не говорю уж о журналистах крупных изданий), привыкшие добирать информацию на официальных сайтах организаторов?
Впрочем, какая столица, если проспект в микрорайоне авиастроителей, названный именем великого авиаконструктора Андрея Туполева выглядит как после бомбежки. Сняв с него еще в начале мая старый разбитый асфальт, городские власти так и не смогли даже к форуму положить новый. Между тем именно на этом проспекте расположена гостиница «Авиастара», в которой, обычно, останавливается часть гостей МАТФа. Их впечатление обогатит, конечно же, сделанная из металлической проволоки странная конструкция, расположенная напротив гостиницы и отдаленно напоминающая земной шар, вокруг которого вместе с пустыми цветочными горшками «летает» некое подобие самолетиков из мятой фольги, словно взятой от старых шоколадок. А в горшках вместо еще в прошлом году высохших цветов торчат выцветшие искусственные цветочки, вызывающие у гостей города соответствующие ассоциации о бренности всего земного. Сия конструкция – плод больного воображения «архитекторов», мрачное наследие периода малых архитектурных форм и зеленых фигур – не то что авиастолицы – деревни недостойна.
Оформление самого авиафорума, конечно же, выглядело намного скромнее даже самого первого МАТФа. Ладно, делаем скидку на кризис и необходимость экономии средств. В конечном счете, главное – это то, что происходит на нем. Но кто-то очень пожалел плотной материи, которой раньше разделялись залы, в итоге никакой звукоизоляции, звуки одной конференции заглушались выступлениями других, в итоге участникам приходилось садиться как можно ближе, чтобы добиться разборчивости восприятия того, что говорилось со сцены. Wi-Fi пресс-центра был таким, что это приравнивалось к его полному отсутствию. То же самое – и на компьютерах, подключенных непосредственно к модему. Так что, работать полноценно не мог, на мой взгляд, ни один корреспондент, за исключением тех, кто, видимо, понимал, что это далеко не столица, и привез личный модем.
Экспозиция выставочного зала, на 70-80 процентов представленная местными предприятиями, в сравнении с предыдущими форумами оставляла грустное впечатление – отсутствовали на этот раз стенды многих крупных авиакомпаний, представленных на прежних МАТФах, отсутствовали многие из ранее представленных на МАТФах резидентов аэропортовой особой экономической зоны. Что говорить – за несколько минут до открытия, когда уже был полный зал гостей и участников, некоторые стенды еще продолжали собирать. И совершенно не к месту посреди зала стоял большой плакат с надписью «Единая Россия», хотя форум – мероприятие не политическое, к тому же, международный, и присутствие плаката вызывает у немногочисленных иностранцев, скорее, обратный эффект, хотя и может обеспечить некоторое оправдание оргпроблем.
Почему-то на этот раз не ощущалось прежней, как теперь принято говорить, «движухи», натянутости струны, всеобщей заинтересованности. Не было, как прежде, таких многочисленных и активных переговоров у стендов компаний, словно все уже устали от жары (вентиляции и вправду не было) и недостатка перспектив.

Шоу без главного
Авиашоу проводится уже не для гостей и участников форума – оно для ульяновцев. И не столько, чтобы сделать большой праздник для горожан – один из многочисленных, сколько для новых поколений, что идут сюда с мамами и папами за ручки, или уже без мам и пап под ручку. Это для них, чтобы они почувствовали всю красоту и романтику авиации, торжество технологий, науки и дизайна, совершенство линий, неудержимую мощь двигателей, смелость и мастерство авиационных спортсменов. Но на этот раз немногочисленные самолеты малой авиации были далеко от зрителей, отделенные полосатой лентой недоступности, самолеты Ту-204 и Ил-76 были просто недоступны для посещения (по крайней мере, я в начале авиашоу видел только запертые воздушные суда). Между тем, детям, подросткам, юношам и девушкам надо видеть их не только издали – им надо прикоснуться к большому и важному, взглянуть, как оно выглядит внутри – их будущее, их возможная мечта. Опять увы. Их этого лишили. (Почему так мало было самолетов малой авиации, намного меньше даже, чем на авиасалоне 2009 года, несмотря на то, что в рамках МАТФа проходил даже специальный форум малой авиации – это отдельный вопрос. Одна из причин, по моим данным, опять в организаторах, а также в том, что людям просто не обеспечили необходимую компенсацию хотя бы затрат на топливо, потраченное на перелет и демонстрационные полеты, из-за чего часть владельцев самолетов просто отказалась лететь в Ульяновск). Почему не было дельтапланеристов и парапланеристов, почему не было на этот раз летающей живой легенды зарождения советской авиации – самолета По-2, воссозданного самарскими инженерами, почему так мало было российских и советских самолетов (и это сейчас, когда мы говорим о возрождении российской авиации и пресловутом импортозамещении), почему не было тех, кто мог бы рассказывать гостям авиашоу (и в первую очередь – молодежи) о представленных самолетах, не было даже табличек с информацией о достоинствах и достижениях тех или иных летательных аппаратов, почему вообще нигде не было программы авиашоу – ни на сайте форума, ни на стендах, ни в буклетах (пусть даже небесплатных), которых тоже не было? И самое важное – почему не было в программе традиционного заключительного аккорда – пролета на малой высоте Ту-204СМ, Ил-76МД-90А и нашей гордости, непревзойденного авиагиганта Ан-124-100 «Руслан»? А многие шли на авиашоу даже не ради фигур высшего пилотажа на чехословацких самолетах Л-39 «Альбатрос», а чтобы показать своим детям самолеты, которые производят здесь: «Смотри, сын, какая красота, как гордо летит этот самолет, какое чудо создано вот этими руками, смотри, знай и гордись, что этот самолет создан в России, в Ульяновске, и строил его твой отец!». Не сказали. И чего тогда стоят все наши разговоры о профориентации… Я понимаю, что кризис, дефицит бюджета, проблемы у авиакомпаний и «Авиастара»… Но если это международный авиафорум, то делать надо, и проблема решаема, тем более что все это окупится сторицей приходом в авиацию новых поколений настоящих увлеченных авиаторов, а не разочарованных скептиков.

Главное без шоу
А теперь о главном, ради чего и собирался авиафорум. Понятно, что оформление, организация, количество подписанных соглашений или контрактов – все это внешний антураж, красивая декорация, необходимая для столь высоких форумов, но не обязательная. Повторюсь: если МАКС – это авиакосмический салон, выставка, действующая торгово-демонстрационная площадка достижений, где результатом и продуктом мероприятия как раз и должны стать контракты, договоры, соглашения и меморандумы, то продуктом и итогом авиатранспортного форума должны быть достигнутые совместные решения и предложения о путях дальнейшего развития и преодоления общих проблем, выработанные столь разными, но связанными навсегда сторонами – властью, производителями, покупателями, поставщиками кадров.
Но именно этого и не было. Программа МАТФа – очень насыщенная по количеству конференций и сессий, – на самом деле, на мой взгляд, совершенно не отвечает задачам форума. Или слишком общие темы, или, наоборот, узко-специальные, пригодные для ведомственной конференции, проводимой «для галочки». Только одна из всех многочисленных конференций была злободневная – о вызовах времени. Хотя на предыдущих форумах вопросы ставились гораздо более актуальные и жесткие. Почему исчезли из программы круглые столы и дискуссионные площадки (которые были на прежних авиафорумах) – главное, что необходимо для поиска решений, – не знаю. Или оттого что никакого поиска путей решений злободневных проблем и задач не предполагалось? Может, поэтому никакой резолюции МАТФа на сайте авиафорума так и не появилось до сих пор? Может, именно поэтому МАТФ-2014 не был столь представительным, как первые два авиафорума – возможно, многие потенциальные участники, ознакомившись с программой форума, поняли, что ничего нового они не услышат, никаких важных решений не будет, и решили в Ульяновск не приезжать. Не знаю, по какой причине на этот раз отказались от участия Дмитрий Рогозин, Михаил Погосян, почему не было Дениса Мантурова, Александра Нерадько, Валерия Окулова… Могу поверить, что что-то фатально совпало… Но в любом случае отсутствие первых лиц симптоматично.

Сбывшееся предсказание, или
Возвращение к предназначению
Два года назад, говоря в своем блоге об итогах МАТФ-2012 (http://skyzmey.livejournal.com/28328.html ), я высказал печальное предположение, о том, что боюсь, что если МАТФ не будет работать в направлении своего предназначения, то постепенно все меньше на нем будет гостей и делегатов, и он может умереть, убитый пустой говорильней.
Между тем, сама идея МАТФа востребована временем, это уникальное мероприятие, и одно должно жить и развиваться, если форум будет соответствовать своему предназначению: МАТФ должен быть местом встречи и дискуссионной площадкой для представителей всех сфер, от которых зависит будущее авиации, и местом, где идет поиск оптимальных путей взаимодействия, где вырабатываются предложения для правительства и госкорпораций.
Но для этого надо, чтобы была постоянная дирекция форума, которая бы всерьез – не в качестве пиара, а в соответствии с предназначением МАТФа – вела свою работу. Именно она сейчас должна проанализировать все выступления и дискуссии, вычленить и изучить прозвучавшие важнейшие проблемы, предложения, после чего начать искать и анализировать возможные пути решений, вести переписку с ведомствами и компаниями, готовить совместные заявления участников форума по наиболее острой проблематике (раз уж не удосужились подготовить их на самом форуме), выходить хоть на президента ОАК, хоть на президента Владимира Путина. И всю эту деятельность отражать на своем сайте (вместо уже никому не нужных приветствий Матвиенко и Ко), дать возможность крупным руководителям продолжить дискуссии на самом сайте. Именно сайт МАТФ в промежутке между форумами должен стать их продолжением, виртуальной дискуссионной площадкой заинтересованных представителей сторон. Именно дирекция должна задолго до очередного форума провести анкетирование его потенциальных участников, чтобы выявить основную проблематику дня, проанализировать ее с экспертами, уделить внимание темам, которые (но по-разному) волнуют одновременно и авиастроителей, и авиаторов и так далее. И на основе этого уже формировать программу конференций, проекты резолюций, коллективных заявлений и обращений. И не надо делать одновременно по три конференции, когда получается, что заинтересованные стороны не могут разорваться, чтобы поучаствовать во всех. К примеру, проблема кадров интересует и учебные заведения, и самолетостроителей, и авиакомпании, и тех, кто занимается ТОиР. Но они сидят на других конференциях. Результат – нет пересечения мнений и интересов, а значит, и выход нулевой.
И ВОТ ЕСЛИ МЫ ДОБЬЕМСЯ ВОЗВРАТА К ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ, то и значимость МАТФа с каждым годом будет только повышаться, и самые высокие гости будут стремиться попасть на него, понимая, что в противном случае они что-то упустят, не попадут в тренды развития и могут безвозвратно проиграть в конкуренции. Но все это возможно только в том случае, ЕСЛИ В ДИРЕКЦИИ МАТФа БУДУТ РАБОТАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЫ, ЗНАЮЩИЕ, ЧТО ТАКОЕ АВИАЦИЯ, в чем ее проблемы и по каким законам она живет. А уже им в подчинение добавлять тех, кто умеет организовывать праздники, шоу, пиар.
Эти предложения я высказывал еще два года назад, отмечая, что «еще не поздно исправить ситуацию и сделать так, чтобы каждый участник форума почувствовал необходимость такого съезда авиаторов и авиастроителей». Увы, несмотря на то, что пост из блога был тогда выложен на «Улпрессе», создалось впечатление, что те, для кого он был написан, и кому предстояло заниматься организацией МАТФ-2014, его не читали. Или просто не захотели воспринимать сказанное, полагая, что и так все хорошо.
Сегодня, мне кажется, пришло время вернуться к невыученным урокам.