Размышления по поводу интервью главы Минсельхоза Ульяновской области.
Прочитал интервью министра сельского хозяйства Ульяновской области о самообеспечении России и регионов продуктами питания, и у меня сложилось впечатление, что сверхсерьезную проблему опять хотят свести к элементарному выбиванию и распиливанию бюджетных средств. Красной нитью по всему интервью проходит мысль: дайте нам еще немного денег и мы завалим страну продуктами. То, что сумеют «освоить» выделенные бюджетные средства сомнения не вызывает. А вот с кем и каким путем будут заваливать страну этими самыми продуктами непонятно. Ну не стоит же серьезно относиться к заявлениям министра, что, к примеру, «кузоватовский сырзавод «Вито» завалит нас сырами»? В советское время в каждом районе были такие сырзаводы, но так и не смогли завалить нас сырами. Или «что мы производим достаточное количество зерна – больше, чем потребляем». Нет скотины, вот поэтому и мало потребляем. Или «нужно построить …12 молочных ферм с поголовьем коров по 1200 в каждой для того, чтобы закрыть сырьем всю нашу переработку». Опять же, в советское время чуть ли не в каждом совхозе или колхозе имели такое поголовье коров, ну и ничего и ничем не залили. Кстати, в Учхозе уже построили недавно такой комплекс. Ну и что? Там уже и коров то, вроде, чуть-чуть осталось. Зато, какой прекрасный путь распила бюджетных средств! И еще можно из интервью привести много таких перлов. Впрочем, для министра сельского хозяйства, окончившего: Московский государственный университет коммерции, Академию труда и социальных отношений, Гуманитарно-экономический и Информационно-технологический институты (на какую-нибудь завалявшуюся сельхозакадемию, видимо, времени не осталось) это нормально.

А все же, можно ли нашей стране достичь продовольственной безопасности?

На мой взгляд, есть два возможных пути движения страны в данном направлении (если к проблеме подходить серьезно, с целью ее решения, а не к очередному распилу дополнительных бюджетных средств).

I путь. Разработка системы мер по превращению с/х России в инвестиционно привлекательную отрасль. Это и цены на продукцию сельского хозяйства, и система государственной поддержки, и система преференций конкретным отраслям сельского хозяйства. Это, несомненно, позволит увеличить производство продукции сельского хозяйства в России, но вряд ли решит проблему продовольственной безопасности России.

II путь. Признать очевидное, что в силу климатических условий наше сельское хозяйство не конкурентоспособное (в той же Голландии коровы чуть ли не круглый год на пастбищах ходят, а мы своих не менее 8 месяцев в году в коровниках содержать вынуждены – вот вам и себестоимость продукции). Но в виду того, что продовольственная безопасность страны выходит на первый план, то необходимо вернуться к советскому опыту организации сельскохозяйственного производства. То есть перевести его на плановую систему ведения с определением необходимых объемов производства основных продуктов питания (хлеб, картофель, молоко, мясо, сахар); зональным планированием; определением необходимых посевных площадей зерновых и кормовых культур, поголовья скота и птицы. После этого под эти объемы определить, что можно восстановить из разрушенного, а что нужно построить вновь. Определить за счет чего можно восстановить маточное поголовье скота, птицы; как восстановить элитный посевной материал; как восстановить с/х машиностроение; как наладить производство гербицидов и пестицидов. Как вернуть рабочую силу в деревню, наконец! И это только основные моменты! Эта задача настолько масштабная, что ее можно сравнить с Ленинским планом ГОЭРЛО. Она потребует колоссальных государственных средств. Она не сделает нашу сельскохозяйственную продукцию конкурентоспособной. Будет иметь массу недостатков коллективного ведения с/х. Но это наиболее быстрый и, пожалуй, единственный путь решения проблемы продовольственной безопасности России.

В пределах же нашего региона сегодня можно только создать для существующих с/х производителей максимально благоприятные условия ведения их бизнеса. Это максимальное сокращение административных барьеров, обеспечение рынков сбыта произведенной продукции и, при возможности, хорошо понятной всем дотационной политики из областного бюджета. Мы должны четко понимать: в наших климатических условиях при разрушенной сегодня инфраструктуре сельского хозяйства области (да и не только нашей, Татарстан и то на последнем издыхании), при наших бюджетных возможностях обеспечить круглогодично ассортимент продовольственных товаров просто невозможно. Пока же хватит заниматься ерундой с этими санкциями и запретами. И не надо пыжиться, не надо надувать щеки.