Нередко в общении с друзьями и родственниками мне приходилось сталкиваться с таким мнением: «Ну, если сильно «припрет» на прежнем месте работы – пойду работать таксистом. Уж там-то всегда заработаешь!». Однако сами таксисты (люди, кстати, весьма общительные) всегда уверяли меня в обратном: и машина быстро изнашивается, и клиенты – особенно в ночное время – бывают такие, что после поездки с ними вообще не хочется за руль садиться… Помимо этого, постоянная «головная боль» любого официально оформленного водителя такси – конкуренция с нелегалами.
Правда, буквально на днях в Ульяновске объявили о том, что в городе начали появляться муниципальные стоянки такси. О том, что изменится в жизни ульяновских таксистов с появлением муниципальных стоянок и вообще – о трудовых буднях городских «извозчиков», нам подробнее рассказал директор НП «Ульяновское областное объединение операторов такси и диспетчерских служб» Михаил Фролов.
Зачем ульяновцам стоянки для такси?
– Появления муниципальных стоянок в Ульяновске мы ждали очень давно – они нужны и горожанам, и таксистам. В советские времена каждый из нас прекрасно знал те места в городе, добравшись до которых, легко можно было найти машину с «шашечками». Это означает, что человек мог выбирать: вызвать ли ему машину по телефону или он может просто дойти до ближайшей стоянки такси, сразу сесть и уехать, – вспоминает руководитель объединения.
По его словам, сама возможность такого выбора действительно повышает уровень комфорта для пассажиров.
– Вот совсем недавно был случай. Звонит мне человек (он проживает на Репина) и жалуется: «Заказал, мол, по телефону 24-24-24 такси, пять раз им перезванивал – они меня целый час кормили обещаниями, а затем сообщили, что машины все заняты. А я на поезд опаздывал! Выскочил на улицу и не знаю, куда бежать, чтобы машину вызвать…». В результате на свой поезд он все-таки не успел. Понятно, что тут дело в нерасторопности и качестве работы диспетчерских служб, о них мы еще с вами поговорим, но ведь будь у нас в городе в каждом микрорайоне по небольшой стоянке такси – этой проблемы вообще бы не возникло! – считает наш собеседник.
А зачем они нужны самим таксистам?
– Думаю, вряд ли я открою вам секрет, сообщив следующее: наиболее удобные и заметные места в городе (мы их называем «пятачки»), где могут стоять, ожидая клиентов, машины с «шашечками», поделены между влиятельными «ребятами». К примеру, возле парка Победы есть «пятачок», где таксисты платят, чтобы иметь возможность там стоять. Не хочешь платить – лучше уезжай. Чем это неудобно? Допустим, клиент заказал машину с северной части города до автовокзала, водитель его отвез, а стоять там уже не может: он не заплатил за этот «пятачок». Таксисту приходится возвращаться к парку Победы и ждать там. Понятно, что это существенные лишние расходы, – продолжает рассказывать Фролов.
Муниципальные стоянки, которых у нас в Ульяновске появилось уже около 50, должны решить данную проблему: водитель сможет бесплатно и на вполне законных основаниях поставить машину в удобном для него микрорайоне, не отстегивая «пошлину» неизвестным хозяевам жизни.
Мунстоянки как преимущество перед нелегалами
– Опять же вряд ли для вас будет откровением то, что большинство современных таксистов – «бомбилы», то есть люди, не имеющие официального разрешения на работу таксистом. Ситуация сейчас такова, что именно «бомбилы» находятся в более выгодных условиях, нежели их официальные коллеги, – уверяет директор некоммерческого партнерства.
Понятно, что должны быть хоть какие-то преференции от государства тем, кто исправно платит налоги, подвергается разнообразным проверкам и т.п. Создание муниципальных стоянок как раз может расцениваться в качестве такого небольшого «шага навстречу» со стороны власти таксистам, которые трудятся легально.
– Во-первых, все мунстоянки будут обозначены знаком 5.18 «Место стоянки легковых такси»; что автоматически означает запрет на размещение прочих транспортных средств в данном месте. Таким образом, нелегал не сможет встать на муниципальную стоянку – за это с него возьмут штраф. Во-вторых, официально оформленным таксистам не нужно будет платить за это место или возвращаться на оплаченный «пятачок», – отмечает Михаил Николаевич.
Подробнее о «бомбилах» и кофициалах»
В последние годы баланс между официально оформленными и нелегально работающими таксистами существенно «покренился» в сторону последних.
– Вот печальные цифры: всего с 2011 года было получено около 4,5 тысяч разрешений на работу в такси, из них уже 2,5 тысячи возвращено обратно. Особенно такая тенденция стала заметна за последний год-два. Раньше выдачей разрешений занимался Минтранс, а с 2013 года – Главрегионнадзор. Так вот: всего региональный надзор в Ульяновской области выдал чуть более 2200 лицензий. А количество возвращенных разрешений – тоже около 2200. То есть сколько выдали, столько и вернули. Ведется совершенно бесполезная работа. Возникает закономерный вопрос: почему? – вопрошает Фролов.
Ответ прост: нелегалы не платят налогов, их не тревожат проверками, естественно, они могут снизить цену своих услуг и увеличить тем самым число клиентов. Вот и бегут водители из «официалов» в нелегалы.
– Да только мало кто из пассажиров задумывается, кто и как именно их везет за «чуть дешевле». Никаких проверок ни сам водитель-нелегал, ни его транспортное средство не проходит. Приведу только один пример из моей личной практики: сажусь в такси возле парка Победы. Пока мы доехали до ближайшего светофора, водитель раз десять нажал на педаль тормоза. Спрашиваю: «Что такое?». Отвечает: «Да автомобиль надо ремонтировать – тормоза отказывают, а денег нет.
Вот сейчас выполню несколько заявок и поеду на СТО!».
Как уверяет руководитель объединения, нередко нелегалы садятся за руль в нетрезвом виде.
– Мне рассказывали очевидцы: сидим, говорят, в гараже, пьем пиво. Хочется купить еще пару бутылок, а денег нет. Один из них «тыкает» в телефон, находит там свободные заявки – и прыг в машину, поехал выполнять. Через полчаса возвращается с пивом!
Рассадник “бомбил”
По мнению Фролова, настоящим организатором и «рассадником» всех нелегальных перевозок на такси являются диспетчерские службы.
– Там все очень четко и просто организовано: эти организации ни за что не отвечают, себя они позиционируют в качестве «посредников», а перевозками они якобы не занимаются. Это означает, что никакой ответственности за безопасность пассажиров эти службы не несут. «Мы принимаем звонки и передаем их перевозчикам!» – вот весь их ответ. Хотя в действительности именно они называют клиенту цену и передают заявку водителю, то есть именно они организуют данную работу!
По его словам, схема работы диспетчеров с нелегалами такова: водители переводят на определенный счет деньги и устанавливают себе на телефон специальную программу. Далее таксист получает доступ к информации обо всех имеющихся на данный момент заявках в городе и выбирает ту, которую он может выполнить. Ни личность водителя, ни техническое состояние его автомобиля диспетчеров не интересует.
– А теперь представьте себе, кто может попасться вам в качестве водителя? Алкоголик, какой-нибудь маньяк, наркоман – да кто угодно. Тот, у кого есть машина и кто решил подзаработать. Остается подсчитать, во сколько «сэкономленных» рублей вы сами оценили свою жизнь и жизнь близких, – разводит руками Михаил Николаевич.
Борьба с нелегалами
Сейчас в Ульяновской области в каждом муниципальном образовании создаются специальные рабочие группы, которые устраивают проверки на дорогах с целью выявления нелегальных перевозчиков. Однако пока эта борьба не слишком эффективна.
– Штрафы за нелегальное «таксование» смехотворны – от 500 до 2,5 тысяч рублей. На недавнем Международном Евразийском форуме «Такси», в котором я принял участие, как раз обсуждалась данная тема. Там предлагали уравнять в правах и обязанностях диспетчерские службы и службы такси. Возможно, это хоть как-то поможет исправить ситуацию, – надеется директор областного объединения.
Сергей Соболев