Взаимоотношения бизнеса и власти в постсоветской России всегда складывались, мягко говоря, непросто. Понятно, что предпринимательская деятельность – один из основных источников налогов для пополнения бюджета. В связи с этим бизнес нужно холить и лелеять, создавая наилучшие условия для его развития.
С другой стороны, нельзя допустить ситуации, когда отдельные бизнес-персоны диктуют власти правила игры: в приоритете должны быть законодательство и общие интересы государства, региона или города. Найти «золотую середину», при которой ограничительные меры и надзорные функции не перерастают в искусственные административные барьеры и произвол чиновников, – весьма трудно…
О том, какие изменения ожидаются в данной сфере, мы побеседовали с новым председателем городского Комитета по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей Павлом Антоновым.
– Павел Анатольевич, «перезагрузка» – термин уже наскучивший. Однако, по всей видимости, именно этого -определенного «переформатирования» взаимоотношений местной власти и бизнеса
– ждут от вас. Как будете исправлять ситуацию?
– Даже беглый анализ текущего состояния дел показывает, что работа с предпринимательским сообществом в Ульяновске велась недостаточно эффективно. Углубляться в причины этого не буду – лучше расскажу о тех шагах, которые мы собираемся совершить в ближайшее время.
Первое – это структурные изменения в самом Комитете. Цель проста: необходимо разделить функции развития предпринимательства и всего того, что связано с защитой прав потребителей. На последнее уходит большая часть времени и сил специалистов Комитета. Мало того, данные функции нередко вступают в противоречие друг с другом. Иными словами, в горадминистрации планируется создать отдельное структурное подразделение, которое займется исключительно «потребительскими» вопросами.
Я придерживаюсь того мнения, что развитие предпринимательства не должно находиться в жесткой «привязке» к какому-нибудь одному сектору экономики
– к примеру, к торговле. Бизнесмены – это далеко не только продавцы, но и те, кто занимается услугами, производством и т.п. Все они достойны того, чтобы на них обратили внимание и оказали какую-либо поддержку. Кроме того, есть огромное число предпринимателей, о которых власть даже не подозревает.
Например, хорошо известно, что в Ульяновске производится самая разнообразная мебель. Зачастую диваны, «стенки» и стеллажи собираются и реализуются нелегально – без регистрации и оплаты налогов. Соответственно, нужно создать условия, чтобы таким бизнесменам стало выгоднее заниматься своим делом легально.
Пока, к сожалению, в отношении бизнеса, находящегося в тени, системной работы не было. Я рассчитываю, что наш Комитет займется этим совместно с общественными организациями,которые объединяют предпринимателей по отраслевому принципу. Всего, кстати, в Ульяновске таких организаций зарегистрировано около 25.
Естественно, мы будем быстрее и эффективнее работать над решением названных проблем, если сосредоточимся только на одном большом направлении -развитии предпринимательства, передав все остальные функции другим подразделениям администрации.
– Какие конкретные меры поддержки бизнесменов будет оказывать ваш Комитет?
– Прежде всего, назову субсидирование. Данный формат удобен и городу, и предпринимателям: бюджетные деньги вкладываются в развитие конкретной предпринимательской деятельности, а затем они возвращаются в виде налогов.
Сейчас актуальны 5 типов субсидий. В ближайшее время мы развернем кампанию по привлечению заявок на их выдачу. Я кратко охарактеризую основные типы.
Первая и самая популярная -субсидия на возмещение затрат на оплату процентных ставок по кредитам. Бизнесменам, которые обратятся за этой мерой поддержки, возместят затраты по полученным в коммерческих банках кредитам в размере ставки рефинансирования Центробанка (это около 8 процентов). Допустим, предприниматель взял кредитный продукт со ставкой 20 процентов годовых. С полученной субсидией указанная ставка будет равна уже 12 процентов, что намного выгоднее. Сэкономленные средства можно вложить в развитие бизнеса, что в свою очередь увеличит налоговые поступления.
Вторая по счету – субсидия для так называемого «стартапа», то есть для начинающих предпринимателей. Заявиться на эту
субсидию могут те бизнесмены, с момента регистрации которых до момента подачи заявки прошло не больше года. Верхний предел данной меры поддержки – 300. тысяч рублей.
Эти деньги предоставляются на приобретение оборудования, взносы по договору франшизы либо еще на какие-нибудь цели, связанные с началом предпринимательской деятельности. Естественно, данная субсидия предполагает наличие бизнес-плана с четкими финансовыми показателями.
– А если у начинающего предпринимателя, получившего поддержку, бизнес «не сложится»?
– Получивший субсидию обязан ежеквартально отчитываться перед Комитетом – до тех пор, пока он полностью не погасит субсидию в виде налогов. Если мы обнаруживаем, что «старта-пер» не работает или не выполняет те обязательства, которые на себя взял, то ему направляется требование о возврате денег. Если он их не возвращает, то мы вынуждены обращаться в арбитражный суд с целью взыскания этих денег. К сожалению, такие случаи тоже бывают.
Что касается остальных мер поддержки, то я просто перечислю их: субсидии на так называемые частные детские сады, на возмещение части затрат, связанных с обучением персонала, и субсидии, направленные на снижение энергопотребления.
– Ранее Вы работали директором регионального Центра поддержки и сопровождения предпринимательства. Будете ли Вы использовать опыт, приобретенный на областном уровне? – Конечно. При этом постараюсь обязательно учесть просьбы и пожелания как самих предпринимателей, так и регионального, и городского руководства.
Вообще, нужно четко понимать, что бизнесмены – самая активная и «продвинутая» часть нашего социума. Информация в этом сообществе распространяется со скоростью света. Если какая-либо часть предпринимателей четко увидит и поймет, что взаимодействие с властью, к примеру с нашим Комитетом, выгодно и эффективно для бизнеса, то, поверьте, пройдет совсем мало времени – и многие вопросы решатся сами собой.
Иначе говоря, нужно таким образом «переформатировать» наши взаимоотношения, чтобы обе стороны почувствовали себя равноправными партнерами, а не «просителями» или «дарителями».
В принципе, в регионе и городе совсем не все так плохо, как может показаться на основании публикаций в тех же СМИ. Как известно, все познается в сравнении. Например, совсем недавно к нам приезжала делегация самарских предпринимателей. Они хотели ознакомиться с нашим опытом работы в отношении владельцев нестационарных торговых объектов – киосков и павильонов. Так вот: когда гости узнали, что Ульяновск – единственный в России (я подчеркиваю это) город, где с этими предпринимателями заключаются договоры аренды на 10 лет, они действительно сильно удивились. В Самаре диалог между властью и киоскерами пока не выстроен. Киоски убираются у них просто волевым решением чиновников. По словам приезжих предпринимателей, в их городе уже демонтировано 4,5 тысячи торговых объектов.
– Но ведь для Ульяновска вопрос о том, что считать «стационарным», а что – «нестационарным», также до сих пор актуален? – Да, эту «напряженность» мы тоже постараемся снять – в рамках своей компетенции, естественно. В частности, Комитет в настоящий момент активно занимается разработкой концепции малой торговли. Данный документ готовился при непосредственном участии предпринимателей Ульяновска. После согласования в прокуратуре упомянутая концепция должна обрести форму конкретного постановления, что, как я надеюсь, поставит все точки над «i» – хотя бы на уровне законодательства.
– Если сформулировать в краткой, тезисной форме, то какие задачи Вы считаете первоочередными для вашего Комитета?
– Как я уже говорил, прежде всего, это системная поддержка бизнеса (например, в виде субсидий). Во-вторых, организация «прозрачных» и равноправных взаимоотношений власти и бизнеса. В-третьих, популяризация предпринимательства, расширение круга субъектов предпринимательской деятельности. Последняя задача стоит несколько особняком и требует отдельного разговора.
Беседовал Евгений Нувитов
Ну, что такое
Где преамбула-то к статье? В газете посмотрел – есть. А у вас – с места в карьер…
Андрей
Ни кито у нас не хочет заниматься поддержкой малого бизнеса , одна показуха ,ну разве что если Гейнетдиновский бизнес можно назвать мелким или Чапухинский … ,
ничего личного
просто замечание для коллеги. Статья с точки зрения журналистики действительно не совсем грамотная. Вот как читателю понять, что это за Павел Анатольевич такой?!Фамилия его где? Должность?! И потом, обязательно должен быть лит(если портал) либо действительно преамбула(если это печатное издание)-то есть коллега-на будущее, хотя бы как-то обозначайте информационный повод для статьи. Это всего лишь мои скромные и добрые пожелания для коллеги. Странно, что редактор не заметил таких очевидных просчетов, если допустим, журналист неопытный. Это и его просчет тоже.
Да в том-то и дело
что выставили на Улпрессу сначала без лита.
хотя
быть может это ежовские сотрудники так текст выставили-не совсем удачно.
аноним
Вот волевым решением и заставьте зарегистрироваться сборщиков мебели, если они работают не легально. Выходит, что кто-то из власти крышует этот бизнес.
111
Да никто их не крышует. Просто власть не знает кто чем занимается. Сборщики мебели имеют не такой уж офигенный доход, и с бюджетом редко работают. Чиновникам более интересны те ИП, которые отмывают бюджетные деньги. Тут они “доки”, да и суммы побольше. Скажите сколько кухонь надо собрать, чтобы получить такой откат к примеру как за дороги или коммуналку? Вот именно…. Всю жизнь ДСП резать будешь. Многие ИП поэтому с бюджетом и не работают – проверками потом замучают.
аноним
Во-первых, зарегистрировать свой бизнес они обязаны. Во-вторых, что за детский лепет про не выгодно вести бизнес, про убытки. Вы это докажите! Это не причины уводить бизнес в тень. Тогда пусть работают под заказ, но официально. Есть заказ на мебель, сделали, продали. Вы походу все одурманены едросской пропагандой. Просто они не хотят платить большие налоги, и отчитываться перед налоговой.