Образование в Ульяновской области – вещь важная, но, к сожалению, проблемная. Об уровне подготовки школьников хорошо говорит статистика: количество ребят, участвующих и побеждающих во всероссийских предметных олимпиадах, заметно снижается, и, что хуже всего, особенно сильно в 2013 году «провисали» девятиклассники.
Всероссийские олимпиады школьников проводятся ежегодно в несколько этапов – сначала ребята соперничают друг с другом на уровне школ, затем – в районе, потом лучшие отбираются на областные олимпиады, а лучшие из лучших получают право съездить на всероссийский турнир. Год от года среди ульяновских ребят находились и победители. Однако в учебном сезоне-2013-2014 их стало меньше, чем в прошлом году.
Согласно статистике, количество участников всероссийских олимпиад в 2014 году осталось на уровне позапрошлого года – 33 человека против 41 в 2013 году. Победитель в нынешнем году всего один, хотя в предыдущие годы их было по два. Спас статистику Юрий Курносов, 10-классник Мариинской гимназии, которому не было равных в обществознании. Он, кстати, стал еще и призером по истории.
Причем показатели не кажутся печальными только до тех пор, пока их не сравнивать с результатами соседей. Например, по количеству призеров и победителей всероссийских олимпиад Ульяновская область занимает 14 место из 14 субъектов Приволжского федерального округа.
Быстрого улучшения, к сожалению, не предвидится. Об этом позволяет говорить показатель участия во всероссийских олимпиадах девятиклассников. В 2012-2013 году из 41 участника было десять учащихся девятого класса, из которых восемь стали победителями и призерами. А в 2013-2014 году таких участников всего пять – и ни одного победителя или призера.
Министерство образования бьет тревогу и заявляет о том, что в области необходимо наладить работу по поддержке олимпиадного движения. Пока лучшие ученики, приезжающие на всероссийские олимпиады школьников, учатся в основном в лицеях – исключения составляют школы №51 и 52, а также несколько школ, где подготовили призеров по дисциплине «мордовский язык». Обычные школы в большинстве не обеспечивают должного уровня подготовки, хотя одаренных детей там, наверняка, тоже хватает.
О проблеме подготовки детей говорят многие преподаватели в университетах – вчерашние школьники приходят на первый курс не только не готовые к новым знаниям – им нужно еще долго повторять старые. Это при том, что высшую квалификационную категорию имеют 23 процента педагогов области, а первую – 33 процента, то есть больше половины, по идее, это учителя очень хорошие. В общеобразовательных учреждениях работает около десяти тысяч педагогов, но каждый из них, к сожалению, вынужден думать не о том, как ребенка научить, а о том, как подготовить его к сдаче ЕГЭ. Цели с введением единого госэкзамена поменялись – об этом свидетельствует даже тот малозаметный факт, что в своем докладе на образовательном форуме министр образования Уба, подводя итоги сдачи выпускных экзаменов, в первую очередь отметила, что руководители федеральных образовательных структур назвали ЕГЭ этого года впервые проведенным честно. Разве в этом была цель?
И на этом фоне особенно грустно выглядят слова Уба о том, что «однообразие в нашей профессии – это погибель»: – Стремление сделать так, чтобы выйти за рамки, за определенный стереотип – вот что должно быть у нового учителя, учителя школы «завтра»! – декларировала Уба.
Но стоит признать, что завтра всех ждет тот же самый единый госэкзамен, а перед ним – не обучение детей, а их натаскивание – из-за страха, что кто-то не сдаст и испортит статистику.
Есть проблема и с возрастным составом преподавателей – молодежи становится все меньше.
Сергей Гурьянов