Общественная палата Ульяновской области объявила о старте создания отраслевых общественных палат: экологической, градостроительной, педагогической и агропромышленной. Создаются они в соответствии с региональным законом №103-ЗО от 7 июля текущего года. Каждая из палат будет состоять из 21 члена: “губернаторская семерка”, выдвиженцы Общественной палаты и делегаты от общественных организаций региона по результатам интернет-голосования (оно пройдет с 12 по 26 сентября). Чем будут заниматься эти очередные палаты? Принесут они пользу региону, или станут очередными “пустышками”? Попробуем разобраться.

Руководитель Аппарата Общественной палаты Ульяновской области Сергей Терехин считает, что отраслевые общественные палаты нужны, поскольку создаются в тех отраслях, где население сталкивается с наибольшим количеством проблем.
– Сильный общественный резонанс традиционно вызывают застройки, экологические споры с вырубкой деревьев и т.д. Соответственно, создаются экологическая, градостроительная палаты. Они должны выступать площадкой для обсуждения острых вопросов, касающихся населения, – считает Сергей Терехин, – Экологическая палата уже существует, сейчас она будет переформатирована.

Известный в городе общественник, в прошлом член региональной Общественной палаты, главный редактор Улпрессы Дмитрий Ежов выразил по этому поводу свои сомнения:

– Неудержимое размножение разнопрофильных палат пока вызывает скорее недоумение. Очень много вопросов и к нашей основной палате. На мой взгляд, она очень далека от реальной повестки, занимается тем, что ей самой кажется важным. – считает Ежов, – Причем работающие рычаги общественного контроля есть вне институциональных рамок различных палат – это в том числе медиа, Интернет, социальные сети и эти действительно живые механизмы, которые никак в работу институтов не только не встроены, но и не учитываются. Будучи в позапрошлом созыве я предлагал проект интеграции работы палаты с сетью интернет. Увы. А без живой повестки смысла в существовании подобных институтов не вижу вообще. Не буду здесь спорить о их необходимости, но механизмы их работы давно пора пересматривать и, в первую очередь, наладить работу самой Общественной палаты. Губернатор неоднократно говорил, что её не видно. Если не видно главной палаты, то в каком лесу заблудятся другие?

По мнению молодого политолога, члена международной ассоциации политической науки Никиты Слепцова, “те функции, которые возложены на общественную палату по своей сути подменяют прямые функции парламента, а именно – представительство интересов общества и его институтов во власти. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности существования общественных палат в целом”.

Впрочем, все эти доводы уже не имеют никакого значения. Региональный закон о принципах формирования отраслевых палат принят, а процедура их создания уже запущена. Нам остается только наблюдать за тем, кто окажется в составе отраслевых палат и какую роль они будут выполнять.