Из третьего тома «Мёртвых душ».
Дикий капитализм в России, с яркими проявлениями которого в наши дни столкнулся Чичиков в родном городе Степана Беспечного и Ильи Обломова, не вызывал никаких симпатий. Торгашеский и воровской лик уродливого чудовища проявляется буквально во всём.
Когда рушили великую державу, «демократы» на каждом углу трубили о том, что в стране мало колбасы. Дорвавшись до власти, они, помышляя, конечно же, накормить вымирающее население, ликвидировали 16тысячсёл, пустили подножедвали не всё поголовье скота. Тем самым было обеспечено изобилие на прилавках… импортных колбас сомнительного качества. И вот теперь грянули санкции. Нет, заклятые друзья кремлёвских сидельцев и российских олигархов из США и Западной Европы не отказываются и дальше травить наших граждан суррогатами. «Чтобы этим они пожертвовали, да ещё за десятки миллиардов долларов-евров от благодарной матушки России, – подумал Чичиков, – такого просто быть не может». Он был прав. Санкциями Западу на введённые Западом санкции ответил Путин, объявив о запрете ввоза в страну итальянских сыров, финских и германских колбас, французских устриц и прочей снеди.
Охваченные ура-патриотическим угаром представители отечественного бизнеса и чиновники дружно заголосили, что они никогда и не употребляли в пищу никаких «пармезанов». Председатель Общественной палаты Ульяновской области г-жа Девяткина поведала: «молоко… заказываем в деревне Ивановка, кур, гусей и уток – в Сенгилеевском районе…». Первый вице-губернатор г-н Якунин заявил: «Мы не умрём… Сам я… сыров с плесенью не ем…». Бизнесмен г-н Герасимов не скрывает: «Санкции, которые Россия ввела на продукты питания, моей семьи не коснутся…». А вот огромной массе населения он сулит, «учитывая отсутствие импортных продуктов,… определённый дефицит,… повышение цен». Поэтому поводу «акула капитализма» и слезу проронил: «Жалко нашихлюдей, они и так живут небогато». Эту позицию разделяет и ресторатор местного «Бардака» г-н Акулин, убеждённый, что «конечно будет рост цен и инфляция». Но и он оказался оптимистом, которому «запрет не повредит», ибо кормиться ему предстоит «только в своих ресторанах».
Павел Иванович, невзирая на погром отечественной деревни, почти готов был разделить позитивный взгляд на обеспечение продовольственной безопасности России, ибо только димит-ровградский мясокомбинат «Диком» в Ульяновской области выпускал до 200 наименований продукции. Хозяином и генеральным директором этого замечательного предприятия являлся успешный молодой предприниматель и депутат, в каких только партиях не побывавший, г-н Родионов. История умалчивает о том, как весьма доходное богатство досталось выпускнику Самарской экономической академии. Он оказался учредителем и руководителем десятков разных фирм. «Сбылось, – подумал Чичиков. – Появились инициативные люди, способные накормить страну и осуществить замыслы Путина в отместку коварному англосаксонскому миру». Но едва ли не сразу пришло разочарование и понимание ошибочности скороспелого суждения.
На официальном сайте «Дикома» указано, что в числе постоянных партнеров мясокомбината – крупные сети магазинов и супермаркетов «Гулливер», «Дворцовый ряд», «Лента», «Перекресток» и другие. Однако, посетив торговые точки, Павел Иванович выяснил, что со многими деловые отношения давно прерваны. Ас весны 2012 г. следственные органы пытаются разобраться, как «Диком» под руководством г-на Родионова процветал и отчего «Газпром» нёс убытки. Было выявлено, что некие умельцы установили в газопровод, питающий мясокомбинат, хитрую врезку, позволяющую предприятию получать «голубое топливо» абсолютно бесплатно. Экспертиза показала, что «левая» труба успешно функционировала… с 1996 г. «Диком» исправно платил по счетам «Газпрому» за официальную трубу, а через неофициальную только за последние два года перед её обнаружением, по сути, украл у госмонополии 98 миллионов кубометров газа на сумму в 258 миллионов рублей. Ульяновский «Газпром межрегионгаз» обратился в суд, а г-н Родионов предпочёл продать свой мясной бизнес в г.Димитровграде.
Чичиков с горечью задал себе риторический вопрос: «В состоянии ли предприятия-банкроты и предприниматели-жулики решать продовольственные проблемы столь важные для государства и его граждан?» Для него становилось всё очевиднее, что современные капиталисты озабочены не развитием производства, а исключительно преумножением денег. Тот же г-н Родионов, будучи владельцем и руководителем ещё одного предприятия по производству колбас в соседней Самарской области ЗАО «Комсомольский мясокомбинат», в 2007 г. получил в Сбербанке кредит в размере 50 млн. руб. Позднее банкссудил этой родионовской фирме еще 19 млн. рублей по другому кредитно-му договору. Но когда пришло время расплачиваться, объявился некий г-н Старателев, который заявил, что тоже был акционером и согласия на сделки не давал, а поэтому потребовал от суда признать недействительными заключённые г-ном Родионовым кредитные договора. О других сомнительных сделках политтехнолог Старателев предпочитал молчать. Между тем, было установлено, что мясокомбинат «Комсомольский» выставлял счета-фактуры за покупку крупного рогатого скота трем московским фирмам – ООО «Фаворит», ООО «Олимп» и ООО «Контакт», которых в действительности не существовало.
В суде г-н Родионов подтвердил, что при получении кредитов действовал с нарушением. Но в нежелании расставаться с чужими деньгами заявил, что вообще не подписывал ни договора займов, ни решения акционера о совершении сделок. Иными словами заявил он о фальсификации доказательств, представленных суду. Позднее экспертиза подтвердила факт выполнения подписей на всех документах самим г-ном Родионовым. Казалось, налицо заведомо ложный донос и попытка мошенничества. Но суд в России, как известно, весьма гуманный. По крайней мере, для некоторых.
Г-н Родионов совсем не зря получал диплом экономиста. Со своими долгами государству и коммерческим партнёрам, как убедился Чичиков, он разбирается весьма оригинально и очень даже эффективно. ЗАО «Комсомольский мясокомбинат» сам себя попросил обанкротить. Да так, что долги оставались долгами, а новую прибыль Родионов намеревался получать уже через ООО «Комсомольский мясокомбинат». В результате даже требования налоговых органов оплатить долги по НДС в сотни миллионов рублей остались нереализованными.
Чичиков был поражён, что г-н Родионов всегда должен только г-ну Родионову. Всё добро от банкротства его фирм достаётся учреждённым им же фирмам. Остальные кредиторы получают лишь судебные акты, которые остаются «именем Российской Федерации» пустыми бумажками с гербовыми печатями.
В своё время ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» приобрело у фирм г-на Родионова пять автозаправочных станций. Сделка, как водится, была проведена с нарушением. Суд обязал вернуть АЗС продавцам, а покупателю – деньги. Но не тут-то было. Вместо денег были представлены договора поставок несуществующего оборудования на нужные суммы. Через третейский суд успешно провернули дела о взаимном взыскании денег между сомнительными фирмами, уступках-переуступках, после чего конторы «Витим» и «Фонд РМ» оказались полностью готовыми к банкротству, а права по требованию с них долгов получили…. Чичиков сообразил, что всё досталось г-ну Родионову.
Суд не придавал значения тому, что, например, договор ООО «Витим» с ООО «АСТ» заключен был за месяц до госрегистрации этого общества весьма ограниченной ответственности. Генеральный директор его числился только на бумаге и никаких документов не подписывал. Было установлено, что и другой участник сомнительных сделок ООО «Заречье» было зарегистрировано по копии потерянного паспорта. Но при всём этом г-н Родионов оказался шустрее людей в мантиях и при погонах. Он стремительно переоформил требование долга с явно «подставных» фирм на свой тогда ещё процветающий мясокомбинат «Диком». Круг замкнулся. Родионов должен только Родионову. Сие совсем было узаконил Арбитражный суд Ульяновской области. И только в вышестоящей судебной инстанции усмотрели, что в фирмах депутата годами творят, что хотят.
В компаньонаху г-на Родионова господа с самих Сейшельских островов, а там, как известно, имеется оффшорная зона, где оседают и отмываются всякие «грязные деньги». В ООО «Фонд РМ», который был обременён деятельностью в области права, бухучета и аудита, созданного на самом рубеже столетий и тысячелетий с уставным капиталом почти в 80 млн. рублей, у Родионова всего-то был 1%. Но у его золотой жены – 74,5%. Остальные 24,5% находились в руках «Международной торговой корпорации «Вендай» с тех самых Сейшел. В ООО «Витим», занятого оптовой торговлей моторным топливом, включая авиационный бензин, и зарегистрированного тоже в период ухода Ельцина и прихода Путина, уставной капитал оказался весьма условным -10тыс. рублей. Собственником было некое ООО «М-Ком» со 100% пакетом акций. Основные акционеры этого учредителя: Лилия Родионова – 74,5%. Михаил Родионов -1% и всё та же корпорация «Вендай» (Сейшелы) – 24,5%. В нужный момент эти фирмы оказались обременены огромными невозвратными долгами и были объявлены банкротами.
У Павла Ивановича от комбинаций г-на Родионова голова шла кругом. А новоявленный Бендер, избавившись от ставшего обременительным мясоколбасного бизнеса, превратился в пивного барона. С недавних пор он стал хозяином и директором ООО «Завод Трёхсосенский». И сразу же началось. Последовали предписания, суды, штрафные санкции. Родионов никак не реагировал на прокурорские запросы. Когда правоохранители сами направились на завод, предварительно уведомив администрацию, представители службы безопасности предприятия заявили им, что имеют распоряжение никого на территорию не пускать.
Прокуратура утверждала, что действия и бездействие депутата Законодательного Собрания Ульяновской области и одновременно гендиректора крупного предприятия г-на Родионова создавали угрозу жизни и здоровью больших масс людей. Подтвердила это и служба госпожнадзора МЧС региона, составившая в 2013 г. 3259 протоколов об административных правонарушениях, из которых львиная их доля – более двух тысяч – были в отношении…. г-на Родионова. 25 материалов оказались в судах. Пока дело ограничилось штрафными санкциями и временной приостановкой производства.
После этого перспективно мыслящий Чичиков осознал, что с нашими капиталистами можно остаться не только без колбас баварских и даже димитровградских, но и без пива чешского и германского, а то и «трёхсосенского». А, учитывая, что большие деньги, неведомо как обретённые, открывают дорогу многим бизнесменам в большую политику, Павел Иванович окончательно понял весь смысл укоренившейся в России буржуазной демократии.
Губернатор-душка с административным ресурсом возглавлял территориальный список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области, но менять управленческое кресло и кабинет даже и не собирался и, отказавшись от депутатского мандата, позволил обрести таковой обладателю больших денег и талантливому бизнесмену г-ну Родионову.
Главу региона, в прошлом подполковника милиции, не смутило то, что «мясной король» и «пивной барон» не столь давно едва не передавил сотрудников правоохранительных органов своим многотонным «Мерседесом». Один из милиционеров бьл доставлен в больницу с диагнозом «сотрясение головного мозга», второй – с ушибами грудного отдела позвоночника. Сам Родионов, согласно милицейским данным, скрылся с места происшествия. Уголовное дело было возбуждено и… «прекращено за отсутствием события преступления».
Губернатора, побывавшего мэром г.Димитровграда, не смутило, что на димитровградском «Дикоме», принадлежавшем г-ну Родионову, считали возможным не вносить взносы в пенсионный фонд за инвалидов трудившихся за ради процветания новоявленного буржуа. Обманутые граждане обращались в правоохранительные органы, но ничего не добились. А предназначенные инвалидам 20 млн. рублей оказались нелишними. «Не только на таможне можно солидно промышлять», – вспомнилось Чичикову и его прошлое.
Губернатора, лидера регионального отделения «Единой России», совершенно не заботило, что г-н Родионов не столь давно являлся депутатом Самарской губернской думы от партии «Справедливая Россия» и отличился на этом поприще исключительно скандальными выходками, приобрёл известность, став фигурантом ряда уголовных дел. Будучи депутатом Законодательного Собрания Ульяновской области, заседания его он предпочитал игнорировать.
Теперь депутат-предприниматель в «медвежьей партии», где все сытые – с пивом и колбасой. А г-н Родионов, обладая богатым опытом финансовой деятельности, стал проявлять интерес к банковскому делу. Ныне он – один из «трёх толстяков» – хозяев банка «Венец».
Чичиков озаботился судьбой денег граждан и бюджетных накоплений, размещённых в банке. Как бы не пришлось наивным вкладчикам перефразировать известную поговорку: «Конец -делу венец!».
И будет она звучать устращающе: «Венец – делу конец!»
Александр КРУГЛИКОВ