Сегодня провел первое заседании специализированной рабочей группы по выбору инвестиционных площадок, преодолению административных барьеров и развитию конкуренции. Это новая структура для нашего региона, да и в целом по стране, насколько я знаю, подобного механизма поддержки предпринимательства пока нет.
Наряду со специализированной рабочей группой (СРГ) в Ульяновской области появятся в самое ближайшее время и другие инновационные инструменты поддержки бизнеса. Часть из них мы предложили, изучив и проанализировав актуальные потребности ульяновских предпринимателей. Другие возникли как отклик на свежие федеральные инициативы.
В любом случае все новые инструменты и механизмы прекрасно дополняют уже существующие, хорошо себя зарекомендовавшие и формируют единую чёткую систему поддержки предпринимательства Ульяновской области.
Переформатируя региональную систему поддержки бизнеса, мы руководствовались уже давно выбранными приоритетами: снижение административных барьеров, налаживание постоянного диалога между бизнесом и властью, поддержка предпринимательской инициативы.
Кроме того, мы стремились упорядочить все элементы системы по уровню принимаемых решений, формату взаимодействия, аудитории, а также устранить возможность дублирования функций.
В итоге сложилась, на мой взгляд, довольно хорошая система, которая сможет успешно работать, если каждый из нас – общественность, предприниматели, власть – прислушаются к нашим предложениям.
Итак, во главе нашей системы Правительственная комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства Ульяновской области. Она существует уже более 6 лет и по-прежнему является главным координационным органом в регионе по вопросам бизнеса.
Правительственная комиссия занимается рассмотрением системных вопросов, согласовывает и принимает стратегические решения, касающиеся развития предпринимательства.
Что касается проблем каждого отдельного бизнесмена либо других частных, узких вопросов – ими как раз и будет заниматься Специальная рабочая группа по выбору инвестиционных площадок, преодолению административных барьеров и развитию конкуренции.
Мы создали её именно как площадку, куда может в рабочем порядке обратиться предприниматель и согласовать свой инвестпроект, получить предварительное одобрение его реализации на той или иной конкретной площадке, минуя затяжные бюрократические процедуры, десятки государственных инстанций и месяцы ожиданий.
Кроме того, СРГ будет рассматривать и уже возникшие проблемы предпринимателей, случаи препятствования законной предпринимательской деятельности на территории Ульяновской области. И я полагаю, что уже вскоре ульяновский бизнес ощутит эффект от работы СРГ, мы вместе оценим её первые результаты.
Третий важнейший элемент системы – дискуссионная площадка – Региональная неделя предпринимательских инициатив (НПИ 73). В этом формате мы взаимодействуем с бизнес-сообществом уже давно и весьма успешно. У нас есть прекрасные примеры, когда законодательные инициативы, выработанные на ульяновской площадке НПИ, находили отражение в нормативной базе федерального уровня.
Четвертое. Наряду с официальными мероприятиями я предлагаю ввести практику проведения регулярных неформальных встреч Губернатора с руководителями общественных объединений предпринимателей Ульяновской области.
Это позволит мне быть в курсе происходящих изменений, событий, настроений в предпринимательской среде, а значит, и принимать более взвешенные и справедливые решения.
Пятый инструмент поддержки малого и среднего бизнеса – это Проект Стартап недели или Школа молодого предпринимателя.
Его основная цель – вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, поддержка инициативных молодежных групп в реализации и продвижении бизнес-проектов. Этот формат работы мы уже запустили в «пилотном» варианте весной, совместно с вузами и ОПОРОЙ РОССИИ. Считаю, что всё получилось удачно, и этот проект обязательно нужно продолжать. Поэтому мы выходим с предложением в сентябре объявить новый этап данного проекта и подписать соглашения о сотрудничестве с вузами и ОПОРОЙ РОССИИ.
Шестая составляющая региональной системы поддержки предпринимательства – Рейтинговый комитет.
Это полностью общественная структура, которая сформирована по аналогии с федеральным комитетом.
В соответствии с подписанным соглашением состав регионального Рейтингового комитета вошли: ОПОРА РОССИИ, АСИ, Деловая Россия, РСПП, ТПП, Ульяновское объединение предпринимателей и Корпорация развития предпринимательства Ульяновской области.
Задача Комитета – отслеживать, как принимаемые государственные решения претворяются в жизнь, как исполняются законы, насколько субъекты бизнеса удовлетворены качеством предпринимательской среды, работой органов власти и т.д. То есть на выходе мы будем получать объективную общественную оценку.

Теперь я хотел бы коснуться двух интернет-проектов, о которых мы давно говорили, и вот, наконец, приблизились к результату.
«Энциклопедии ульяновского предпринимателя» – это инновационный и по-своему уникальный интернет-ресурс, который окажет неоценимую помощь всем категориям бизнесменов: и потенциальным инвесторам, и начинающим предпринимателям, и уже состоявшимся и преуспевающим предприятиям малого и среднего бизнеса.
Какие задачи должна решать Энциклопедия?
Первое – обобщить и презентовать начинающим предпринимателям и планирующим открыть собственное дело успешный опыт ведения предпринимательской деятельности в Ульяновской области. Здесь будут собраны истории успеха, видеосюжеты, снятые самими предпринимателями, которые вдохновят новичка на создание собственного дела.
Кроме того, в данном разделе будут представлены готовые к реализации на территории Ульяновской области, просчитанные финансовые модели бизнесов (бизнес-кейсы) по различным направлениям экономической деятельности, включая сельское хозяйство, бытовые услуги, производство и т.д. Данный раздел планируется обновлять исходя из меняющихся потребностей рынка и формирующейся конъюнктуры.
Вторая задача Энциклопедии – дать предпринимателям, включая потенциальных инвесторов, простой способ узнать о мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, о существующей инфраструктуре, о льготных условиях ведения бизнеса на территории Ульяновской области.
При разработке ресурса данному блоку уделяется наибольшее внимание, так как этот блок должен стать своего рода бизнес-путеводителем для потенциальных инвесторов.
Необходимо отметить, что в данном разделе предприниматели получат возможность работы как с перечнем сформированных инвестиционных площадок, расположенных во всех муниципальных образованиях Ульяновской области (их в настоящее время сформировано более 250), так и с интерактивной картой, на которой все инвестиционные площадки будут привязаны к местности в координатах и иметь все необходимые сведения, включая фото.
Третья задача – это сформировать площадку субконтрактации, в рамках которой крупные инвестиционные проекты, а также субъекты малого и среднего бизнеса получат возможность взаимодействовать друг с другом.
Предполагается, что предприятия смогут получить информацию о производственных заказах, свободных мощностях и подобрать деловых партнеров в Ульяновской области, а также предложениях размещаемых российскими и зарубежными промышленными предприятиями по субконтракту.
Кроме выше перечисленного на ресурсе будет размещен календарь предстоящих значимых мероприятий в сфере малого и среднего бизнеса региона, а также актуальные новости в данной сфере.
И последнее, о чём хочу сообщить, – это о формировании реестра проверок субъектов малого и среднего предпринимательства Ульяновской области. Данный проект мы называем «Белая книга».
На федеральном уровне аналогичный реестр проверок будет вести Прокуратура.
Пока этот проект не запущен на федеральном уровне, я предлагаю на уровне области запустить его уже с сентября на сайте Уполномоченного по защите прав предпринимателей или Палаты справедливости Ульяновской области. Проект соответствующего распоряжения уже подготовлен.
Всех руководителей органов регионального контроля и надзора мы обяжем размещать на этом ресурсе информацию о проведенных ими проверочных мероприятиях.
Также проектом предлагается обязательное заполнение исполнительным органом государственной власти Ульяновской области специальной формы на сайте, содержащей сведение о проведённой проверке для формирования реестра проверок.
Кроме того, подготовлен правовой акт по повышению качества регуляторной среды для бизнеса, предусматривающий, в том числе мониторинг судебных решений, решений контролирующих и надзорных органов и обращений в органы власти субъектов малого и среднего предпринимательства, а также обязанность внесения регрессных исков к должностным лицам, действием (бездействием) которых нанесён материальный ущерб бюджетам различных уровней, установленный в судебном порядке.
Таким образом, на одном ресурсе можно будет отследить всю контрольную деятельность относительно субъектов малого и среднего бизнеса, что значительно повысит её прозрачность и законность.