Такое редко случается: сразу три юбилея. Их совсем скоро отметит заслуженный артист России Эдуард Терехов, художественный руководитель и директор Ульяновского «NEBOLSHOGO театра».
30 августа ему «стукнет» 50. Кроме того, исполняется 30 лет его творческой деятельности, из которых десять он отдал ТЮЗу в Ульяновске.
Это хороший повод поговорить с ним об искусстве в его жизни.

– Эдуард Аркадьевич, когда Вы впервые оказались в театре, и было ли Ваше первое появление там, что называется, судьбоносным?
– Мне было 8-9 лет, это был Самарский ТЮЗ, потом драматический театр. Было интересно, любопытно, но не более. Хотя до сих пор помню и эти спектакли, и даже актеров, в них игравших. Позже мне посчастливилось с некоторыми из них работать. Первая мысль о театре зародилась лет в 12, когда пришел заниматься в театральную студию. Мне безумно понравилось лицедейство и некая химия театрального процесса, и тогда я захотел этим заниматься. А уж вкусив этого восторга, лишиться его было бы невозможно. И чем дольше ты этим живешь, тем большую ценность это для тебя приобретает. У меня в жизни были такие ситуации, когда в 90-е годы я был в шаге от того, чтобы уйти из театра в коммерцию, потому что нужно было растить детей. Но буквально в последнюю минуту что-то удерживало меня в театре, я понимал, что театр не отпускает меня.

– Чем увлек театр?
– Прежде всего, бескомпромисностью диалога с залом, уникальной возможностью примерить на себя чужой характер. Театр дарит упоительное чувство, когда ты на время становишься властителем эмоций, приподнимаешься над зрительным залом.
– Вас сама судьба привела в Самарский ТЮЗ – «Самарт» или это был осознанный выбор?
– И то и другое. Мои внешние и внутренние данные таковы, что перспектив для меня было больше именно в этом театре. В 1980 году поступил в школу-студию народного артиста СССР Петра Львовича Монастырского при Самарском академическом театре драмы имени Горького. За четыре года учебы у одного из самых успешных режиссеров, каким был Монастырский во времена СССР, в одном из самых лучших театров страны у меня уже был небольшой список ролей. Но меня пригласили в ТЮЗ, где, как мне казалось, больше простора для самореализации, больше эмоциональности, если хотите, больше «хулиганства». Наверное, я сделал тогда правильный выбор, потому что мне нравится видеть зал, наполненный детьми, нравится откровенно разговаривать с ними.
– Большинство ульяновских театралов вряд ли знают о Вашей актерской карьере в Самаре. До нас только доходят отголоски разговоров о том, что Вы блистали на тамошней тюзовской сцене. Расскажите немного подробнее о том периоде своей жизни.
– Мне, наверное, очень повезло, что я был востребован в «Самарте». Сыграно около сотни ролей, в том числе ролей из мировой драматургии. Это были Ромео в «Ромео и Джульетте» Шекспира, Лука в «На дне» Горького, Бумбараш в одноименном мюзикле и другие. Мне нравилось выходить на сцену, я с удовольствием погружался в мир своих героев. Проработал в том театре без малого 20 лет, меня узнавали на улицах в Самаре. Но пришло время, и мне захотелось по-иному взглянуть на театральный процесс. И мои режиссерские опыты переломили желание лицедейства, захотелось строить что-то свое. Важно то, что мне посчастливилось в моей актерской практике встречаться с совершенно замечательными людьми – режиссерами. Было интересно учиться у А. Шапиро, А. Кузина, Г. Цхвиравы, М. Кислярова и других, наблюдать, как они выстраивают процесс создания спектаклей, как они ворожат.
– С чем был связан Ваш переезд в Ульяновск и появление в «NEBOLSHOM театре». Кстати, ведь это Вы придумали такое название.
– Да, так уж получилось. В Ульяновск меня пригласил мой давний товарищ Александр Колтун, в 2004 году он был директором театра. Как-то мы ехали в Ульяновск и думали, как бы назвать новый театр. Я еще не видел его здания, но родилось такое название. Александр мне ответил, что я попал в десятку, потому что даже по архитектуре небольшое здание напоминает Большой театр в миниатюре. На тот момент я уже ушел из «Самарта» и находился в «свободном плавании». У меня были приглашения на постановки спектаклей по стране, и я рассматривал Ульяновск только в качестве площадки для постановки одного спектакля. И когда от Александра поступило предложение стать главным режиссером нового театра, я даже не мог предположить, что этот театр станет неотъемлемой частью моей жизни.
– Нет ли сожаления, что покинули Самару – более насыщенный театрами и театральными событиями город?
– Я был очень привязан к Самаре, и ее мне долго не хватало. Но сегодня уже нет такого ощущения. Ульяновск становится частью меня. Да и Ульяновск сегодня другой, и мне он нравится и чистотой своих улиц, и амбициозностью замыслов, и успешностью их реализации, в том числе – и крупных культурных проектов. И настроение ульяновцев, как мне кажется, значительно меняется в лучшую сторону. А что касается театральных событий, то мир сегодня наполнен коммуникациями, и отрыва от глобальных процессов мы не ощущаем. Ульяновские зрители имеют возможность смотреть лучшие спектакли «Золотой маски», наши театры регулярно бывают на фестивалях и гастролях.
– На гастролях? Об этом поподробнее, пожалуйста.
– Наш театр с 2011 года успешно реализует гастрольные проекты, и в наших ближайших планах гастроли в Крым. С крымским зрителем у нас сложились теплые отношения. В 2012 году за спектакль «Человекообразные» (режиссера М. Корневой) мы получили Гран-при международного фестиваля «Театр, Чехов, Ялта».
– Какова Ваша миссия как режиссера и руководителя театра и в конечном счете – миссия «NEBOLSHOGO театра»?
– Знаете, у меня три взрослых сына, и мне всегда хотелось, чтобы вокруг них была среда, комфортная для духовного и интеллектуального развития, чтобы их поколение не потеряло человеческое лицо в гонках за материальными благами. Думаю, и миссия «NЕBOLSHOGO театра» – в том же. Нужно помочь обществу растить поколение, лишенное цинизма, понимающее, что не стоит ради денег и карьеры ходить по головам. Время сейчас жесткое, но в людях должно оставаться что-то человечное – душа, а искусство помогает душе выжить и окрепнуть. К сожалению, из нашей жизни все больше уходит живое и настоящее. Все цифровое – книги, музыка, в кино половина персонажей – компьютерная графика, даже продукты становятся «цифровыми». А вот театр – это всегда живое. Он будет жить, пока будет у людей есть потребность в настоящем человеческом тепле, объятиях, любви, живом разговоре.
– Пришло ли время подвести некоторые личные итоги?
– Итоги? Нет, конечно! Я постоянно в процессе. Я всю жизнь чему-то учусь. Став успешным актером, мне захотелось постичь профессию режиссера, затем жизнь предложила повести за собой театр. И сейчас вместе с театром мы каждый день ищем и открываем для себя что-то новое.
– А о перспективах театра Вы готовы поговорить?
– Мы подбираем хорошую драматургию, стараемся выпускать спектакли, которые порадуют зрителей и смогут достойно участвовать в фестивалях. У «NEBOLSHOGO театра» есть своя зрительская аудитория, которая в течение десяти лет к нему приросла и вместе с ним выросла, стала его неотъемлемой частью. Мы любим своего зрителя и стремимся дарить ему праздники. Ближайший спектакль, который он увидит, ставит Марина Корнева. Это наше видение классической комедии Мольера «Тартюф». Спектакль получается ярким, острым. Его премьера назначена на 3 октября. К 70-летию Победы готовим большой проект, в котором будет задействована молодежь Ульяновской области. В апреле мы провели I Шекспировский марафон, получили интересный для себя опыт, и к юбилею Победы решили этот опыт развить и приумножить. Планов – громадье. Очень надеемся на расширение пространства театра, чтобы сделать его здание более комфортным для зрителей и сотрудников, создать возможность для его дальнейшего роста и развития. Правительство области здорово нам помогает и заботится о театре. На открытие Года культуры Губернатор – Председатель правительства С.И. Морозов подарил театру две квартиры, у сотрудников достойные зарплаты, постоянно выделяются гранты на создание творческих проектов. И во многом благодаря созданию таких условий наш театр развивается и к нам едут специалисты из других регионов. Словом, когда ты знаешь, что ты нужен на своем месте, то и работается с удовольствием.
Беседовала Ирина Морозова