Судьба рекламных конструкций, установленных в городе, как, впрочем, и судьба местного рекламного бизнеса, решится уже в ближайшие дни.
С 27 августа по 3 сентября в администрации Ульяновска будут подводиться итоги второго этапа конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
К слову, наша область приступила к проведению данного конкурса не в числе первых в стране, так что у ульяновских властей было время обратиться к опыту других регионов, учесть их промахи и ошибки. Но уже то, что конкурс проводится, в рекламной индустрии города рассматривают как яркое свидетельство поддержки ульяновского бизнеса. Объясняем: федеральный закп, о рекламе кроме заключения договоров на основании конкурса, где оценка компаний-претендентов ведется по целому ряду критериев, предполагает еще и аукционы, и в этом случае все решают финансовые возможности конкурсантов. По второму пути как раз и пошли многие российские регионы, в результате чего в провинциальные города пришли крупные столичные корпорации. Некоторые имеют даже иностранный капитал и вытеснили из рекламной индустрии компании местного значения.
Ульяновск выбрал другой путь – конкурс. Он дает шанс ульяновским фирмам отстоять свои позиции на местном рекламном рынке. Однако не все так просто.
Наряду с компаниями, годами обслуживающими рекламные установки и хорошо себя зарекомендовавшими, среди конкурсантов оказалось несколько фирм, созданных фактически накануне объявления конкурса. Поражают амбиции этих компаний – они заявлены на все двадцать пять лотов! А местные рекламисты – на 1-2 лота. Под лотами подразумевается совокупность рекламных конструкций, на обслуживание которых и претендуют конкурсанты. Возникает ряд закономерных вопросов: кто и для чего создавал эти компании, на что (или на кого) он рассчитывает, и что будет с ульяновским рынком рекламы в случае их победы в конкурсе.

Мнения рекламного сообщества

АНДРЕЙ КУЗНЕЦОВ, президент Ассоциации Коммуникационных Агентств Ульяновской области (АКАУ):
– У нас было время, проанализировав опыт соседних регионов, принять правильные, выверенные решения как самих условий проведения конкурса, так и критериев оценки участников. И в этом заслуга ряда руководителей городской администрации, КУГИГ и лично Главы города Марины Беспаловой. Нашу инициативу о поддержке малого и среднего предпринимательства в рекламной индустрии одобрил и поддержал губернатор Сергей Морозов. В целом я вижу только положительные результаты по итогам проведения конкурса и большие перспективы для развития ульяновского рекламного рынка.

ОЛЕГ СОЛОВЬЕВ, директор рекламной фирмы «XXI век»:
– Совершенно ясно, что готовится передел рынка, появились незнакомые фирмы, которые не ведут фактически никакой деятельности. Может быть, за ними стоит один и тот же человек? В связи с этим очень бы хотелось, чтобы городская, а еще лучше – областная, администрация контролировала ход конкурса, ведь и та и другая активно позиционируют свою поддержку малым и средним предприятиям. Было бы правильно, чтобы и наши представители в качестве наблюдателей присутствовали на конкурсе. Ульяновские рекламные фирмы годами работают на этом рынке, предоставляют ульяновцам рабочие места, исправно платят налоги, готовы брать на себя обязательства по размещению социальной рекламы, поддерживать рекламные конструкции в надлежащем состоянии и т.д. Не думаю, что компании, представляющие крупный бизнес, в случае своей победы будут всем этим заниматься, тем более что и местные власти едва ли смогут на них как-то влиять.

МИХАИЛ СОМОВ, директор ульяновского подразделения ООО «Рекламные Технологии»:
– Основных операторов, которые серьезно занимаются рекламой в Ульяновске, можно пересчитать по пальцам, но хоть мы и называемся конкурентами, проблемы рекламного бизнеса мы решаем вместе и по-доброму. При подготовке к конкурсу нами совместно проработан вопрос типов используемых рекламных установок и сроков замены устаревших конструкции на новые, рассмотрены возможности благоустройства мест установки рекламных конструкций и много других вопросов. Большая работа по подготовке конкурсных заданий завершена, все материалы представлены на суд конкурсной комиссии, но вызывает беспокойство присутствие ряда компаний, претендующих на большинство лотов, но в рекламном бизнесе никогда не работавших, да и созданы они несколько месяцев тому назад. Что это за организации и имеют ли они возможность повлиять на решение конкурсной комиссии, это вопрос.

НАТАЛЬЯ ВОЛЫНСКАЯ, руководитель отдела наружной рекламы рекламной группы «Пеликан»:
– Твердой уверенности в результатах конкурса у меня нет: пятьдесят на пятьдесят. Условия конкурса таковы, что выиграть может кто угодно. Не совсем продумана балльная система оценки критериев – как, например, можно в цифрах оценить эстетическую составляющую?

МАКСИМ КУЧЕРЕНКО, директор рекламного агентства «ФБР73»:
– В каждом конкурсе, где разыгрывается что-то интересное, участвуют организации-однодневки. Одни надеются – вдруг повезет и выиграем, другие – вдруг выиграем и продадим, а на этой перепродаже заработаем.
Опыт регионов показывает, что конкурс, в отличие от аукциона, дает шанс местным компаниям, давно работающим на региональном рекламном рынке, но не имеющим больших денег. По сравнению с другими регионами в Ульяновске нет щитов, установленных незаконно, – у нас в этом плане полный порядок, и мы надеемся, что так будет и дальше, что конкурс пройдет максимально честно и приоритет отдадут опытным ульяновским компаниям, тем более что они предлагают множество замечательных идей по дизайну рекламных конструкций, их световому оформлению, безопасности, удобству в обслуживании, оформлению прилегающих территорий и т.п.

ВИТАЛИИ ЦУМАН, директор рекламного агентства «Сити»:
– Очевидно, что всех участников можно разделить на несколько категорий. Это местные рекламные агентства, которым ранее принадлежали рекламные конструкции, и которые занимались их эксплуатацией, а также никому не известные в рекламном сообществе ульяновские организации, которые не являются и не являлись профессиональными участниками этого сегмента рынка. Эти организации обладают косвенными признаками принадлежности к известным коммерческим структурам Ульяновска, лобби которых может быть значительно на муниципальном уровне. Все участники понимают расклад сил, мелкому бизнесу крайне сложно противостоять крупному с его финансами и связями, поэтому небольшое волнение в ожидании результатов, конечно, есть, но я уверен, что та документация, которая была нами подготовлена по интересующим нас лотам, сделана очень грамотно и профессионально. На мой взгляд, спрогнозировать результаты конкурса на сегодняшний момент невозможно – сложно сказать, что будет приоритетом для конкурсной комиссии: профессионализм опытных участников или внешнее давление.

ДМИТРИИ ЛАВРОВ, региональный директор рекламно-производственной компании «ЛИГО»:
– Мы положительно оцениваем заключение договоров на установку рекламных конструкций через проведение конкурса, а не аукциона. Это подтверждает ориентацию администрации Ульяновска на развитие малого и среднего бизнеса и на качественное развитие рекламного рынка. Данная форма ориентируется не только на цену, но и на технические составляющие и креативные решения участников, учитывая весь потенциал компании. Рекламные конструкции оцениваются администрацией не просто как средство пополнения бюджета, а как элементы общей концепции развития инфраструктуры города. Также хотим отметить реакцию администрации и ФАС на вопросы, возникшие на первом этапе конкурса. Мы надеемся на то, что принципы открытости и прозрачности конкурса будут соблюдаться до его завершения и оценки экспертной комиссии будут объективными, на комиссию не будет оказываться какое-либо давление, а интересы развития рекламной отрасли города в целом будут преобладать над узкими интересами отдельных лиц.

Впрочем, несмотря на опасения, большинство ульяновских рекламщиков рассчитывает на честность и объективность конкурсной комиссии. Будем надеяться, что опыт участников рекламного рынка победит коррупционную составляющую, удержав ульяновскую «наружку» от падения в пропасть.
Верим, что 3 сентября 2014 года ульяновская реклама совершит уверенный шаг в будущее!