За последние два месяца в «Симбирском курьере» были опубликованы несколько статей, которые на первый взгляд были посвящены похожим, но всё же разным темам. Их названия соответствуют содержанию: «По Свияге за птицами», автор А. Школьная (№69 от 03.07.14 г.), «Арка по-прежнему без места», автор Д. Минаев (№81 от 31.07.14 г.), «Жить у Волги и не искупаться», автор С. Гурьянов (№82 от 02.08.14 г.), «Плясать вокруг деревьев чиновники не хотят», автор А. Коршунов (№83 от 05.08.14 г.) и «С горожанами – начистоту», автор А. Ковалёв (№84 от 07.08.14 г.).
Причины написания статей вроде бы разные, но вполне конкретны и, самое главное, соответствуют действительности и повторяются ежегодно и в разных местах Ульяновска. Как ни странно, но я почему-то пришёл к выводу о единой причине всех проблем. Причина общеизвестная и постоянно проговариваемая и простым людом, и их «слугами-избранниками» в городской думе, и даже намекается в публичных заявлениях в областном правительстве. Подходя к рассмотрению ситуаций, описанных журналистами, с позиций обычного жителя города Ульяновска – того самого, которого в советские годы называли отрицательным словом «обыватель» за то, что он верил и думал: «начальству виднее» и «мы люди маленькие». Да, обывателя, но выросшего в годы СССР и убедившегося, что начальству далеко не всегда виднее, и собственная малость должностного положения не есть основание для безоговорочного доверия к любым словам депутатов и начальников, даже если они противоречат фактам и здравому смыслу. Поэтому обывателя, относительно старого, имеющего возможность сравнивать, что окружало обычного жителя Ульяновска 40-50 лет назад и, к тому же, изучающего историю города, каким он был при «царе-батюшке» и его слугах. Не имеет смысла тратить время на описание разных наших побед в области промышленного прогресса и прочих экономических достижений в городе и области, а вот о флоре-фауне, экологии и прочем подобном, за сохранение чего всё начальство печётся «денно и нощно», так и чешется рука написать.
И прежде всего – о воде, о реках и фонтанах, и конечно о деревьях и кустах. По советским временам благоустройство города, его комфортность и удобство проживания жителей оценивалось группой показателей. В числе первых были площадь зелёных насаждений, как на душу населения, так и в суммарной площади (парки, скверы, бульвары и зелень на улицах) и наличие водоёмов на городских улицах и в этих же парках, скверах и пр. Применительно к южным городам страны это никогда и не обсуждалось: это всё должно быть, и чем больше – тем лучше. Иначе и жить было бы тяжело. И, естественно, мало у кого поднималась рука на снос какого-либо зелёного островка или источника воды. Сужу об этом как житель городов своего детства и юности – Ростова-на-Дону и Новочеркасска. Естественно, в том числе и с этих позиций, в 1966 г. после окончания института я вполне сознательно выбрал для работы и жизни город Ульяновск. Поэтому, наблюдая с этой стороны существующую ситуацию в Ульяновске, я пришёл к выводу, что современные городские и областные чиновники делают, может быть, не специально, а так, походя, не задумываясь, многое, чтобы уничтожить созданное их же предшественниками и жителями города в советские годы.
Есть, правда, ситуация мало изменившаяся за 50 лет. Достаточно взглянуть на Куйбышевское водохранилище приезжему человеку, чтобы не удержаться от вопроса: Почему на такой обширной водной глади не видно парусов яхт, спортивных катеров – глиссеров, скутеров, гоночных ялов, шлюпок и прочих объектов, приносящих радость любителям водных видов спорта? Для меня, выросшего на берегу Дона, это было тоже странно ещё 50 лет назад. Ныне об этом можно и не спрашивать, особого желания у властей поддерживать эти виды спорта и тогда не было. А сейчас, кроме лепета об отсутствии финансирования, в лучшем случае ничего не услышишь. И такой же вопрос возникает при виде Свияги – реки, самой природой созданной для занятий детских спортивный секций байдарочников, каноистов, судов академической гребли. Если быть справедливым, в те годы на Волге что-то появлялось, водноспортивная жизнь какая-то была, но она, ни в какое сравнение не шла с донским размахом. И это притом, что река Дон в самом широком месте напротив Державинского спуска была 300 метров. И среди ростовских спортсменов-гребцов были олимпийские чемпионы, чемпионы мира и Европы. Естественно, таковые имелись и среди спортсменов-пловцов. В этом отношении Ульяновск меня здорово разочаровал. Чего не скажешь о волжских красотах. Даже после создания водохранилища, утопившего все острова и пойменные луга, есть чем полюбоваться на Волге туристам, а рыбакам отвести душу за удочкой и спиннингом.
Но и этот дар природы совсем не используется, как должно было бы предполагать. Самое простое летнее использование воды, естественно, посещение пляжа. Видимо, ульяновским властям легче в ступе из волжской воды масло сбить, чем оборудовать своими специалистами и средствами городской пляж. Лучше отдать (или продать? что покрыто большой тайной!) эту территорию какому-то частнику. И тогда, как вещал профессор рыночных отношений, ныне покойный Гайдар (внучок детского писателя), всё выправится – и вода чище станет, и сервис на берегу достигнет высот нашей филармонии. В общем, лепота на пляже и вокруг него. Но река Волга, она же Куйбышевское водохранилище, большая, и многие неудобства, а по-простому, безобразия как-то не замечаются, если в них не вляпаться по пути к желанной водичке. А вот речка Свияга, из которой нынешние бабушки, жившие в Тутях на улице Набережная реки Свияги, брали чистую воду для приготовления пищи и стирки, маленькая, но уютная и располагает к отдыху. И протекает уже в центре города. Но, если пройти по берегу, то возникает ощущение, что город где-то далеко, а ты на околице, в деревне, где живут бомжи. Если немного пройти от дома №93 по улице Новосвияжский Пригород к берегу Свияги, то можно очутиться в прошлом. Открывшаяся свалка
мне напомнила фоторепортажи из журнала «Огонёк» 1950-х годов в рубрике «На задворках Уолл-Стрита». Не хватало только нескольких негров, роющихся в этой куче. Я даже забыл, что нахожусь в «культурной столице» Поволжья, но вспомнил, что подобное часто критиковалось санитарными врачами Симбирска, осматривавшими в те годы русло реки Симбирки – оно же овраг реки Симбирки. Всё-таки отдельные городские традиции сохраняются. Хорошая река Свияга, но общими усилиями её можно убить, превратить в мёртвый водоём. Одни гадят, где живут, оправдываясь, что власти о них забыли; другие в погоне за прибылью начинают преобразовывать её русло под расширения торгового комплекса. Изменение городской акватории затрагивает жизненные интересы жителей города, даже живущих вдали от Свияги. Всё в природе связано, а отрицательные последствия могут сказаться через десятилетия. Эти вопросы должны решаться только специалистами различного профиля (экологами, гидрологами и архитекторами, как это не покажется неожиданным), но не предпринимателем, который может высказать своё пожелание преподнести городу такой подарок, но не более, и, конечно, не чиновниками, которые, в лучшем случае, прикроются коллективным решением людей, далёких от понимания действительных проблем. Ульяновску очень повезло: есть тихая река Свияга, и есть широкая и ветреная река Волга – Куйбышевское водохранилище. А это значит одно – в Ульяновске должны быть летом водно-моторный, гребной и парусный спорт, а зимой – буерный спорт. В Ульяновске должны быть чемпионы по этим видам, и я думаю, что это вполне реально, если есть желание и мозги у тех, кто их должен иметь. Но и здесь важно не переборщить и не превратить Свиягу в гребной канал.
Пока же в борьбе с водной стихией власть бессильна – последний ливень и потоп на проспекте Ленинского комсомола в очередной раз показал как водобоязнь администраций Заволжского района и города, так и их техническую некомпетентность. Зато уже на министерском уровне рассматриваются вопросы сноса конкретных елей около автозавода и сноса фонтана, единственного на улице Гончарова. Кому мешал этот фонтан?
Детям в жару? – нет! Десантникам в свой любимый праздник? – нет и нет! какому-то из ульяновцев он мешал гулять по нашему Бродвею? – вроде бы, не поступало похожих жалоб! Беда в том, что бойкое место приглянулось очередному индивидуальному предпринимателю с таким напором, что люди с правом разрешающей подписи не смогли устоять. Когда-то на этом месте уже стоял торговый центр – микромагазин «Динамо». Сейчас появится ещё один торговый монстрик, в котором продавцов будет больше покупателей. Кому от этого станет лучше? Вопрос, как говорится, риторический. Мотивировка, как всегда, самая благородная – здесь будет магазин для детей. Почему-то вспоминается анекдот ленинского периода власти: «родителей расстрелять, а о детях, обязательно позаботиться – накормить и отправить в детский дом». Я не затрагиваю здесь архитекторов-проектировщиков, они люди работающие, творческие, да и семьи кормить нужно. А вот безвестную для меня нетворческую личность, которая подписала или подпишет соответствующее разрешение, я бы предложил увековечить. В Брюсселе уже 400 лет радует туристов статуя писающего мальчика. Было бы логичным около нового «Детского мира» поставить скульптурное изображение писающего чиновника, конечно, придав ему портретное сходство. Достоинства такого варианта, по-моему, очевидны: магазинчик построят – предприниматель доволен, скульптуру поставят – она станет известной во всём цивилизованном мире и от туристов (не только гипотетических китайцев) отбоя не будет, и самое главное – сам чиновник станет самой известной личностью в городе: его политический рейтинг возрастёт до того, что он станет первым кандидатом в городскую, а, может быть, и в Государственную думу. А может быть, это такая мелочь, что не стоит и бумагу портить на её освещение. Может и того, что есть в центре вполне достаточно? Есть брызгающий фонтан у мемцентра, напоминающий фонтаны-шутихи в Нижнем парке Петродворца (у нашего фонтанчика иногда струя бывает и повыше Петродворцовых), и недалеко от него бассейн с мозаичным дном работы З. Церетели; фонтанчики с мостом новобрачных около гостиницы «Венец» на улице Спасской (бывшей улице Советской, а ещё раньше улице Спасской, на которой фонтанов никогда не было); бассейн с фонтанами на бульваре Пластова – и тоже у мемцентра, но с противоположной стороны; фонтан-девочка во Владимирском саду, восстановленный работниками водоканала (спасибо, им!); фонтан на Венце напротив краеведческого музея; ну, и ещё маленький бассейн с набирающим воду водовозом у здания водоканала на улице Островского. Может и хватит, ведь нас же призывают власти беречь не только электричество, но и воду? Но, по-моему, «маловато будет» для культурного города с континентальным климатом.
Заканчивая водяную тему и размышляя своим обывательским умом о пополнении городского бюджета, пришёл к выводу, что необходимо не на пустых призывах развивать предпринимательство и беречь природу. В нашем городе хватит и трёх пальцев, чтобы пересчитать объекты интересные иностранным туристам (о наших туристах, как я понимаю из заявлений всяких начальников, и речи, по-серьёзному, не идёт). Поэтому следует отдать туристический бизнес города и области в частные руки. Но при некоторых обязательных условий: эта деятельность возможна только по лицензии, выданной городом на определённый срок и получить которую можно при безоговорочном выполнении ряда условий, в том числе внесении предпринимателем обговорённого залога; лишении лицензии при обговорённых случаях без возвращения залога, который используется для возмещения ущерба городу и частным лицам и т.п. К подобной деятельности можно отнести летние круизы для рыболовов-любителей по водохранилищу, проживание на полуобитаемых островах, недельная трудовая деятельность в сохранившихся или заново созданных рыболовецких артелях, возродить «Волжскую кругосветку» вокруг Жигулей, походы по Свияге от Ульяновска до Свияжска под флагами царя Ивана Грозного (можно на плавсредствах, можно на лыжах) и всё, что может быть отнесено к понятию «Русский экстрим». Конечно, предварительно следует проводить продуманную, правдивую и ответственную пиар-кампанию во всех средствах массовой информации.
Второй аспект моих обывательских мыслей связан с нашим зелёным другом, т. е. с деревьями, кустами, травой, мхом и лишайниками. Если со мхом и лишайниками в Ульяновске борьба ещё не началась, то с остальными представителями флоры Поволжья она идёт с постоянным преимуществом администрации города и её славных городских служб. Деятельность этих служб можно наблюдать даже в дневное время. Эти, я не побоюсь сказать, бесстрашные люди в респираторах косят траву-лебеду на косогорах и ровных местах. Никакая пыль, возникающая после такого сбривания растительности, их не останавливает – приказ должен быть выполнен без обсуждения. Таков закон службы городского благоустройства – «начальству виднее, а мы люди маленькие».
Есть неизбежные биологические законы, учитывая которые, по рекомендации специалистов, производятся санитарные вырубки, прореживания кустарников и пр. Но, когда ответственный дядя во всёуслышание заявляет об уничтожении 30-летних елей, как о само собой разумеющемся и полезном для города, промышленности и, в конечном итоге, для самих непонятливых горожан, то начинаешь искать лапшу не только у себя на ушах, но и на этих несчастных елях около автозавода. И как чиновничий лепет воспринимаются слова-оправдания о создании десятка новых рабочих мест. Подобные руководители развалили в стране десятки предприятий с тысячными коллективами, а теперь ведут горделивую борьбу за образование микрохозяйств. Кстати, привлечение иностранных инвестиций создают иллюзию прорыва на этом направлении. Если это современное производство, то оно по максимуму автоматизировано. В этом случае, повезёт лишь десятку аборигенов-ульяновцев. Да и то, это или переработка, или разливка пива, или что-то мало экологическое, но использующее местное сырьё. Высокотехнологических иностранных заводов на инвестиционном горизонте что-то не просматривается. Но вершиной вашего лицемерия или сознательного склероза можно считать приписывание себе создание сквера «Возрождение духовности» (и сумели же, подобрать такое название ваши клерки, прямо в точку!) на улице Минаева западнее Спасо-Вознесенского собора. Не ваша это заслуга. Это результат многодневного противостояния неравнодушных людей и вашей администрации, породившей эту проблему.
Если так уж приспичило для развития автозавода строить ещё один лабаз, то созидайте его на территории предприятия, не создавайте проблем там, где их не было. Ведь никто из этих деятелей эти ели не сажал и не поливал. Максимум, что вы – господа градоначальники, министры и начальники департаментов делаете лично для озеленения города (а не у себя на даче) это выйти на очередной субботник в подчёркнуто рабоче-спортивной одежде, бросить пару лопат земли в подготовленную ямку и дать интервью прессе в обнимку с этой лопатой на фоне умилённого народа. А на следующий день подписать разрешение на снос здоровых деревьев в угоду очередного строительства очередного просителя, которому просто невозможно отказать. Такое вот представление о вашей деятельности в этой сфере возникает при последовательном чтении газетных публикаций или прослушивания городских радионовостей. Не хочется так думать, но последовательность событий и противоречия с вашими публичными заявлениями подталкивают к такому выводу. И тем более, странным кажется второе место, занятое Ульяновском в общероссийском конкурсе по благоустройству городов и сёл. Да, любой южный город или станица, к моему большому сожалению, дадут сто очков вперёд нашему городу в этой части. Познакомили бы, господа хорошие, своих избирателей с критериями отбора и показателями, по которым мы обскакали 176 городов и сёл России.
Трудно вам, трудно. Но я хочу жить в чистом, зелёном городе, дышать свежим воздухом, купаться в чистой речной воде. Жить именно в городе, а не на даче в охраняемом районе. Именно в вас – господа чиновники города Ульяновска я вижу причину вышеописанных неудобств, нестыковок, безобразий (выбирайте, что подойдёт). Иногда вы засвечиваетесь – вынуждены выступать по конкретному вопросу, увлекаетесь и говорите лишнее, т. е. правду. Чаще всего за конкретным решением стоит подпись главы города, области, но неизвестно, кто очередную бредовую идею подсунул ему на подпись. Нет среди вас человека, который бы имел смелость публично сказать: «Я в этом не специалист, и думаю, что это делать совсем не нужно, или же так делать не стоит, не получив непредвзятую и не ангажированную экспертизу». Я уже не в тех годах, чтобы по одному факту делать выводы. Поэтому наблюдая несколько лет, как ценность ваших начинаний по сравнению с советским периодом идёт по нисходящей, как обилие всяких лозунгов, обратно пропорционально результатам, с которыми сталкиваешься в повседневной жизни, как ваше неумение или нежелание толком использовать и природные условия, и опыт ваших предшественников имеет признак постоянства, я пришёл к такому печальному для себя выводу: Господа чиновники, вы некомпетентны как специалисты, вы несостоятельны как избранники народа, вы бездарны как организаторы. Вам – принимающим решения и воспитывающим в таком же духе своих подчинённых следует уйти, освободив место другим, живущим по другим деловым критериям и постоянно чувствующих положение рядового жителя города.
Но было бы совсем несправедливо, обвинять только вас. На вас лежит только половина вины, просто с вас спрос больше, и вы на виду, а так вы все – такие же люди, как и остальные горожане, вышли из этой же среды и другими быть не можете. Власть немного испортила, каждого в разной степени в зависимости воспитания, образования и пр. Другая часть вины лежит на всём населении города – врождённое хамство трудно искоренить, если перед глазами нет противоположных примеров, власть своими действиями или бездействием в этом пассивна. Ведь именно это же критикующее население мусорит в подъездах, гадит в парках и на берегу водоёмов, сваливая всякую дрянь в кусты, а тихие интеллигенты незаметно выставляют из своей квартиры ненужные вещи на площадку многоквартирного дома, надеясь, что кто-то уберёт за ними. Поэтому закономерно, что великовозрастные детишки таких горожан совершенно естественно ходят по городу в полуголом виде, демонстрируя отатушенные пузо и плечи. И никакие форумы, плакаты и лозунги, многократные выступления депутатов, чиновников и членов всяческих общественных советов ничего не изменят, пока в обыденной жизни не будут видны следы вашей постоянной, разумной и контролируемой деятельности: в подъезде, на улице, в магазине, автобуса, на берегах рек, в парках. Не будет таких следов – следовательно, нет эффективной народной власти, а есть имитация, спектакль.
О конкретных персонажах можно найти в вышеупомянутые статьях или самостоятельно догадаться – кандидатов много.
В завершении маленькая справка – я никогда не был коммунистом, работая инженером, никогда не питал особых чувств к администрации, но считаю, что во многом надо брать пример из советского времени, ибо и там были честные и квалифицированные руководители, на деле приносящие пользу городу. Только не надо быть идиотами и надеяться, что «запад нам поможет». Было уже такое. Вот такие мысли навеяли вода, флора и фауна. О фауне стоит говорить особо, лучше специалистам, хотя люблю и уважаю её представителей, особенно собак и лошадей.
С уважением Старый обыватель.
Ильин В.Н.
432010, Ульяновск, а/я 2823
д. т. 55-09-39