Никита Аронов
В деревнях не только закрывают учебные заведения, но и строят. Репортаж Никиты Аронова из Ульяновской области.
Так уж у нас повелось: каждый новый учебный год приносит новые сюрпризы детям, родителям, учителям. Главной новостью прошлого были административные упражнения по укрупнению школ, вылившиеся в закрытие сотен учебных заведений, особенно в сельской местности. В нынешнем сезоне, похоже, главным ньюсмейкером станет возврат сочинений, которые должны повысить “качество образования”. Между тем, как выяснил “Огонек”, сельские школы в стране не только закрываются. А “качество образования” зависит вовсе не от сочинений.

Догадаться, что новая школа в селе Мордовский Белый Ключ — детище военного, немудрено. Достаточно войти на школьный двор, плотно уставленный стендами с портретами великих полководцев. Порядок тут непонятный: Кутузов соседствует с Рокоссовским, Брусилов — с Дмитрием Донским, имеются князья Святослав и Игорь, все маршалы Победы во главе с генералиссимусом. Каким-то образом затесался даже сугубо штатский Ленин. То ли потому, что область Ульяновская, то ли потому, что первую школу в селе в 1872 году распорядился построить отец вождя мирового пролетариата Илья Николаевич Ульянов.

Кроме портретов имеются и скульптуры. Слева от входа в школьное здание бюст Фрунзе (за то, что создатель Красной Армии). Справа — местный уроженец, ветеран двух мировых войн генерал-лейтенант Федор Шевердин. Еще есть Чапаев — в честь местного колхоза, который когда-то носил имя героического начдива. Дополняют воинственную картину две свежевыкрашенные пушки перед дверью в корпус начальных классов.

Нет, в убранстве школьного двора, конечно, присутствуют и мирные составляющие: фонтан, хорошая новая спортплощадка и ухоженный, совсем не сельского вида газон. Чтобы тут все зеленело, привезли, говорят, машин триста чернозема. Перфекционизм чувствуется во всем, потому что задачей было не просто восстановить закрытую сельскую школу, а сделать нечто образцовое, чтобы у чиновников даже разговоров не было, брать ее на баланс или нет.

— Все мне говорили, что школы не будет, даже ее последний директор. А я говорил: будет. Как военный я знал, что, когда построю такую школу, никто от нее не сможет отказаться,— объясняет главный инициатор школьного строительства генерал-полковник Виктор Чечеватов.

Генерал Чечеватов, как и генерал Шевердин, тоже уроженец Мордовского Белого Ключа, который местные для краткости называют просто Мордовским. Виктор Степанович, даром что человек занятой и живет в Москве, каждый год хоть разок да навещает родное село. И когда три года назад сельскую школу закрыли как неперспективную, а детей стали возить учиться в соседнее село, он не смог примириться с этим фактом: “Это ведь не дело, когда поднимают ребят в 5-6 утра. А потом, у первоклашек 3-4 урока, а у старших после обеда еще. И вот младшие болтаются там, ждут автобуса”.

Школьная арифметика
Цифры
Сельских школ в России в полтора раза больше, чем городских, но закрываются они втрое быстрее.

Школы всех типов в стране последовательно сокращают уже 8 лет. Но постепенные сокращения начались раньше: на селе — с 1991 года, в городах — с 2001 года

43,7 тысячи школ было в России в прошлом учебном году

26,2 тысячи из них были сельскими

10 млн детей училось в городах

3,57 млн детей — на селе

300 городских и 900 сельских школ закрылись в России в 2013 году

Источник: Росстат

Операция “Возрождение”
Раньше Мордовский был большим селом, о масштабах можно судить хотя бы по мемориалу Великой Отечественной с 300 фамилиями погибших. Сейчас тут живет немногим больше 400 человек. Немалая часть домов пустует, а от колхозных строений даже развалин почти не осталось.

— Лет 15 назад конкурсные управляющие за долги вывезли все: и котельную, и даже фермы разобрали,— сокрушается директор сельского музея Владимир Ажин.— Мужики недоумевали: это же все наши отцы с дедами строили, а тут увозят. А ведь наш колхоз когда-то в России третье место по кормовой свекле занимал.

Сейчас большинство полей заросло бурьяном. Несколько фермеров постепенно свернули хозяйство. Осталось только небольшое ООО “Чапаев”. В нем всего 14-18 человек, в зависимости от сезона. Вот и неудивительно, что поуезжали люди. И хотя закрытие школы было простым следствием этого процесса, генерал убежден, что возрождение села должно начаться именно с ее повторного открытия.

— Пока школы нет, никакие специалисты не повезут в Мордовский Белый Ключ детей, а значит, и сами не поедут,— рассудил Виктор Чечеватов и начал восстанавливать школу практически на свой страх и риск и за свой счет.

Сумму генерал скрывает как военную тайну, но признается, что вложил чуть ли не все, что у него было. И даже сбережения жены прихватил. Базирующийся в соседнем селе колхоз имени Калинина, которому принадлежит местный “Чапаев”, помог техникой. Какая-то спортивная фирма пожертвовала форму. Знакомые по армейским делам предоставили пушки. Но бюджетных денег пока ни копейки.

— Ну что вы все обо мне, мое дело маленькое,— скромничает Виктор Степанович.— Вы о возрождении села напишите, о том, что губернатор затеял целую программу по возрождению таких вот бесперспективных деревень.

Действительно, еще пару лет назад Виктор Степанович имел беседу о родном селе с губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым. Но окончательный ответ глава региона дал меньше месяца назад, 9 августа, посмотрев уже почти готовую школу.

Сейчас проект развития Мордовского прорабатывается в районной администрации, и судить о нем можно только предварительно. Но там и газификация, поскольку газа в селе нет до сих пор, и водопровод, и асфальт. Новая техника в колхоз, чтобы расширить производство. И на все это уже миллионы рублей из бюджетов разного уровня. А уж совсем сокровенные планы — сделать здесь филиал Корсунского кадетского корпуса, который в свое время оканчивал сам генерал Чечеватов. Тогда, вместе с кадетским интернатом, в Мордовском будут учиться 120 ребят.

В принципе, для возрождения села чем больше народу, тем лучше. Поэтому планируется вернуть на малую родину хотя бы часть местных уроженцев. Особый же расчет на беженцев с Украины. Одна семья в Мордовском уже обосновалась, а вскоре должны приехать их родственники.

Планшетом и автоматом
Пока ситуация в селе такая, что даже на школьную стройку найти рабочих не удалось.

— Люди поначалу кричали: пойдем все работать, вместе школу построим, а как до дела дошло, я работников найти не смог,— признается Алексей, отвечающий за главную сельскую стройку.— Нужны были электрики, штукатуры, плиточники, маляры, и я местное население приглашал с нормированным рабочим днем за 30 тысяч в месяц. Никто не пошел. Похоже, все, кто умеет работать, уехали на вахту.

В итоге на неквалифицированную работу со сдельной оплатой согласились трое школьных сторожей. Плюс в самом конце нашлись двое молодых ребят.

— Один из этой деревни — электрик, другой его приятель из соседней — он хороший работник по дереву,— рассказывает Алексей.— Молодцы, непьющие, работали наравне с московской бригадой.

Невероятно, но факт: строить школу в Ульяновской области привезли полтора десятка рабочих из Москвы. Ремонт начали в сентябре 2013-го и уложились в год. Сейчас тут наводят последние штрихи: тянут пожарную сигнализацию, монтируют батареи. Школа откроется заново 1 сентября.

Нынешнее здание было построено в 1964-м и полвека простояло без капремонта. А последние годы после закрытия — еще и без отопления. Кирпич за это время здорово отсырел. Сейчас от прежней школы по большому счету остались только стены, которые пришлось усиливать бетоном.

На все генеральские задумки старых помещений не хватало. Поэтому установили павильон с тренажерным залом и два разрисованных красивыми граффити вагончика. В одном будет тир, другой посвящен космической тематике, в школе его почему-то называют планетарием. Туда купили телескоп и глобус звездного неба.

— Я-то хотел сделать один длинный тир, но Виктор Степанович сказал, что астрономия тоже нужна, хотя в школах ее теперь и не преподают,— объясняет Алексей.

Кроме тира с пневматическими винтовками, какие в былые времена стояли в каждом парке культуры, есть еще и оборудование для тира интерактивного. Все-таки оснащал школу военный человек. Имеются и два макета автоматов Калашникова, на которых можно учиться сборке-разборке знаменитого оружия.

— После того как учеников соседних сельских школ привезли сюда на экскурсию, эти макеты у нас весь интернет облетели,— улыбается директор школы Альфия Ажина.

Если мальчиков покорили автоматы, то девочек, конечно, электрические швейные машинки из кабинета технологии.

— Мне больше всего нравится, что мы будем шить для себя,— признается будущая третьеклассница Кристина.

В общем, налицо тот редкий случай, когда дети действительно с нетерпением ждут 1 сентября. Чему удивляться, если в новой школе собраны вещи, которых никогда не видели в таких количествах не только дети из Мордовского Белого Ключа, но и взрослые из районного управления образования. В компьютерном классе, например, есть не только компьютеры и интерактивная доска, новинка, которая в сельские школы постепенно проникает. Тут и видеокамера, чтобы снимать собственные фильмы. И проектор. И набор планшетов, чтобы раздавать ученикам во время уроков. И электронная библиотека из всяких лекций и учебных фильмов.

Сложнее всего было с интернетом. Телефонная сеть в селе старая, а оптоволоконного кабеля и подавно нет. В результате решили, что интернет в школе будет мобильным. Правда, Мордовский Белый Ключ стоит в лощине, и даже телефон там не везде ловит. Поэтому пришлось ставить антенну высоко над сельским клубом, а оттуда подавать направленный Wi-Fi сигнал.

— По поводу наглядных пособий и игр мы советовались со специалистами, директорами школ и директорами фирм, их выпускающих,— рассказывает Алексей.— У нас ведь не было цели завалить тут все ненужным хламом. И мы дали учителям возможность дозаказать потом что-то, если понадобится.

Учителя в выборе уже немного поучаствовали.

— У нас, например, глина хорошая, поэтому мы купили набор для керамики с гончарным кругом. В наборе глина кончится, будем нашу брать,— приводит пример учительница начальных классов Лариса Казакова.

Или, скажем, в сельском клубе есть бильярд. Молодежь играет и даже на каких-то районных чемпионатах выигрывает. Поэтому детям купили бильярд детский, чтобы учились и от старших не отставали.

Молодая учительница английского Анна Исайчева с интересом изучает свое будущее место работы — лингафонный кабинет. Для Ульяновской области аппаратура уж больно новая, хотя в вузе все это проходили. Анна, кстати, уроженка соседней Ермоловки. Она приехала в Мордовский сразу после института, вместе с другим молодым учителем Сергеем Кохом — трудовиком и физруком. Паре немедленно выделили половину двухквартирного дома, в котором молодые сейчас потихоньку обживаются.

Кроме английского в новой школе будут учить еще и немецкий — тут теперь единственная на весь Вешкаймский район Ульяновской области школа с языковым уклоном.

Школьная головоломка
Генеральская инициатива здорово перелопатила весь устоявшийся в районе порядок вещей в сфере образования. Из соседнего большого села Каргина в Мордовский вернулись четверо здешних учителей. Тянутся и ученики, причем из самых разных сел.

— Сейчас есть опасения, не станет ли малокомплектной школа в Шарлово,— признается Наталья Чиндина, замглавы районной администрации, отвечающая за социальные вопросы.— Там сейчас 107 детей, и некоторые уже попросились в Мордовский.

На рабочем столе Натальи Юрьевны разложена карта района. Оранжевым маркером прочерчены маршруты школьных автобусов. Всего таких 12, тут и газели, и пазики, в зависимости от того, сколько народу везти. Каждое утро они собирают учеников по 19 населенным пунктам.

Десять лет назад маршрутов было меньше, а сельских школ — вдвое больше: 16 штук. Сейчас вместе с Мордовским Белым Ключом их будет всего восемь.

— Я не суеверный, но не хочу называть числа. Вдруг мы и остальные еще откроем,— рассуждает глава райадминистрации Юрий Степанов.— Мы сохраняем в школах дрова, держим сторожей, не отключаем от электричества и надеемся.

Но дрова и сторожа — это забота местного бюджета, а зарплаты учителей — нет. Тут уже гораздо меньше свободы. Для районных чиновников от образования сетка сельских школ и школьных автобусов — это своего рода головоломка, которую надо сложить к каждому учебному году. Чтобы и дети учились, и деньги были. При том что финансирование у школ подушевое.

Тут целый набор хитрых, периодически меняющихся правил. Например, когда число школьников падает до определенного уровня, учебное заведение можно сделать малокомплектным. Начальную школу — если учеников меньше 20, среднюю — если меньше 80. Но малокомплектная школа может быть не везде, а только в столице сельского поселения. Например, если это сельское поселение Каргинское, то в селе Каргине оставить малокомплектную школу можно, а в подчиненном ему селе Коченяевке — уже нет. Еще надо — чтобы поблизости не было других школ. А еще — чтобы имелась программа развития. Но и подвозить бесконечно далеко детей нельзя, не дальше 20 км и не дольше 40 минут.

Самое печальное, что головоломка получается с нарастающей сложностью, потому что как ни перекраивай, а детей с каждым годом остается все меньше и меньше. Средние школы-одиннадцатилетки приходится превращать в “основные”, то есть на 9 классов. А потом — в начальные. Другие школы формально не закрываются, а присоединяются к учебному заведению в соседнем селе. Получается корпус 1, а через 7 км — корпус 2.

— С другой стороны, сельские школы и раньше то открывались, то закрывались,— отмечает глава Юрий Степанов.— В 60-е, например, в Мордовском тоже не было школы. Ребят оттуда к нам в Каргино привозил трактор на открытых санях. Мы к ним прыгали, чтобы 200 метров до школы прокатиться, а они нас сталкивали. Это в советское время, между прочим.

И действительно, представление, что в СССР сельские школы сплошь открывали, а теперь исключительно закрывают, хоть и привычное, но не совсем верное. И опровергается даже на материале того же Вешкаймского района.

После Швейцарии
— Еще недавно тут в Коченяевке был очень богатый колхоз, над ним Ульяновский моторный завод шефствовал. Он и школу построил,— объясняет начальница районного управления образования Татьяна Стельмах.— Это первая школа в районе, где оборудовали компьютерный класс. Первая, где купили для физкультуры пластиковые лыжи. 20 лет назад эту деревню знаете как называли? Маленькой Швейцарией!

Школа один раз даже первое место по области заняла среди сельских школ. В начале 90-х завод-шеф проложил здесь асфальт, построил новые дома для учителей.

— В 1992-м вся страна была в упадке, а у нас стройка шла,— вспоминает учительница русского и литературы Светлана Решетова.— Вот кирпичное здание вдали видите — это маслозавод был. А в школе у нас стояла даже копировальная техника — к нам из района приезжали бумаги распечатать.

Ехали переселенцы: кто из Казахстана, как сама Светлана Александровна, кто из Таджикистана, кто из Грузии. В общем, Коченяевка переживала возрождение.

Потом руководство на заводе сменилось и интерес к сельскому хозяйству утратило. Колхоз почти прекратил свое существование. А население бывшей Швейцарии сократилось до 300 человек по переписи и до 200 реально живущих. Естественно, пошла речь о закрытии школы.

— Нас стали потихоньку закрывать в 2008 году, а в апреле 2010-го учителя получили уведомления о сокращении,— рассказывает Светлана Решетова.— Объяснили, что учеников мало и средств нет. Но мы-то все грамотные, полезли в интернет и узнали, что вообще-то должна быть экспертиза не только экономических, но и социальных последствий. И должен пройти сход граждан.

Жители устроили сход сами и поголовно постановили школу не закрывать. Потом обратились в суд и разослали письма во все возможные инстанции: в Москву, в Ульяновск, в прокуратуру, в “Единую Россию”, даже к какому-то авторитетному священнику, ратующему за возрождение сел. Но даже это в итоге не помогло.

— Прошлым летом наших детей просто переманили в Каргино,— возмущается Светлана Решетова.— Сначала без нас, без учителей поговорили с родителями 8-го класса. Потом и с остальными.

Коченяевка — как раз тот случай, когда школу формально не закрыли, а хитро присоединили к соседней, Каргинской, в качестве второго корпуса. Сейчас тут разместили дошкольников вместо признанного аварийным садика. Остальные помещения прибрали в ожидании украинских беженцев — здание-то новое и очень теплое.

— Обещали, что в этом году нам первый класс оставят, но обманули, все сейчас пойдут в Каргино,— негодует пожилая жительница села Татьяна Юртанова.— Сначала мужики у нас поуехали на заработки, потом семьи к себе позабирали. Теперь и школы не будет.

Невольный виновник происшедшего — генерал Чечеватов. Возрождение школы в Мордовском Белом Ключе запустило цепную реакцию. Из Каргино в родное село вернулась учительница начальных классов Лариса Казакова. А каргинская школа, в свою очередь, переманила учительницу Людмилу Елисееву из Коченяевки. В результате учить младшеклассников стало некому, и школа закрылась. Зато теперь дети, перешедшие было из Коченяевки в Каргино, чуть ли не поголовно нацелились на Мордовский.

— Я была за каргинскую школу, потому что она ближе, но сын Коля мне истерику устроил,— признается школьный завхоз из Коченяевки Людмила Глошкина.— Там, мол, и автоматы, и тир (он оружие любит, у нас ведь папа — охотник). Думала обмануть, сказала, что туда уже не берут. А он так просил: ну хоть одного человека, ну уговори их, мама. В результате я съездила в Мордовский, и мне очень понравилось.

— Да я бы сама в этой школе поучилась, я такого никогда не видела,— вторит продавщица сельмага Марина. У нее двое детей, и в этом году они пойдут учиться в Мордовский.

Каргинская школа большая, в ней 150 учеников, некоторые даже из соседних районов. Поэтому превращения в малокомплектную там не боятся. Но это пока, детей-то все меньше. В Коченяевке, говорят, уже пару лет никто не рождался.

В 10 км от Коченяевки и в 14 км от Мордовского есть еще одно сельцо, Нижняя Туарма. За его околицей, среди полей подсолнухов и заброшенных пашен, стоит двухэтажный дом белого кирпича с красными узорами, красивый, но недостроенный и пустой. Это школа, причем не типовая, как в советское время делали. В 1992 году под надзором первого ульяновского губернатора Юрия Горячева здесь стартовал большой проект по возрождению деревни, и школа была его важной частью.

Вдохнуть в Нижнюю Туарму новую жизнь должны были переселенцы, только не с Украины, а из Казахстана. Среди них было немало немцев, поэтому помогла Германия, закупив технику во вновь создаваемое хозяйство “Фройндшафт”, “дружба” — в переводе с немецкого. Вместе с иностранными спонсорами участвовала и область. Кроме школы в селе построили несколько новых домов. Заложили пекарню, колбасный цех, лесопилку и цех шлакоблоков. Но все пошло не так.

— Начальники были кто из партии, кто из комсомола, управляли всем из рук вон плохо, и все довольно быстро позакрывалось,— вспоминает местный житель Виктор Лукьянов.— Ну а немцы, увидев такое дело, поуезжали. Тогда школу и достраивать не стали. Если работы нет, какой толк от нее?

Так и стоит школьный недострой памятником не задавшемуся сельскому возрождению. Дело-то — за людьми.

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14