Корр. После аналитического отчета и презентации региональный минкульт опубликовал проект «Стратегии культурной политики Ульяновской области до 2025 ». На заседании Совета культуры губернатор выделил четыре основных приоритета: «Музей СССР, кластер творческих индустрий, привлечение инвестиций, село (новые мощные центры культразвития и туризма)» и призвал «без формализма подойти к экспертной дискуссии» при обсуждении данной стратегии. Всего на публичную дискуссию губернатором отведено два месяца. Надеюсь, вы познакомились с этим документом?..

Н.П. Я уже давненько слежу за бесчисленными «новациями» нашей провинциальной культурной политики, и этот документ меня поразил тем, что от него разит шапкозакидательством самого, что ни на есть социалистического толка. Замах на целых десять лет, это по-нашему, по-советски. Помнится, перед тем как угробить СССР, Горбачёв решил совершить за пару пятилеток революцию в микроэлектронике, у нас даже пять заводов собирались построить, к 2000-му году обещали всех обеспечить квартирами. Ну, а сейчас, когда народная собственность присвоена, растащена и промотана, г-н губернатор решил совершить культурную революцию областного масштаба и повысить качество жизни ульяновцев с помощью Стратегии культурной политики (СКП УО).

Корр. Звучит заманчиво…
Н.П. Ульяновцам не привыкать к всякого рода культурным инициативам, и «размахи шагов саженьи» СКП УО в провинциальной культуре были бы смешны, но смеяться, увы, не над чем. Губернатор призывает «без формализма подойти к экспертной дискуссии», но о чем дискутировать?.. Инициаторы и исполнители проекта СКП УО не сказали главного – о какой культуре, собственно, идёт в документе речь?.. Спроектировали, предлагают к обсуждению, а о самой культуре молчок. Это мы уже проходили неоднократно. Вот и сейчас «Год культуры» идёт, а какой (чьей) культуры, никто не знает. Может, ты знаешь?..
Корр. Предполагаю, что российской.
Н.П. Нет такого народа, и языка такого нет, а есть настойчивая, идущая сверху политика лишить культуру национальной сущности. Парадокс, но события в Крыму называют «Русской весной», а 2015 год объявляют годом (не известно какой ) литературы. Граждан РФ это уже не смущает, но для жителей Крыма и Донбасса это оказывается удручающей новостью. Недавно Порошенко в Минске сказал, что «… граждане Украины могут разговаривать на УДОБНОМ для них языке. Вот и у нас из бюрократических потёмок явился «Год (удобной) культуры – 2014» и скоро явится «Год (удобной) литературы – 2015».

Корр. По какому пункту СКП УО вы хотели бы высказаться в первую очередь?
Н.П. Конечно, «культурном» покушении на Ленинский мемориал. Я рассматриваю проект «Музей СССР» как попытку унизить великое прошлое своего Отечества. Его авторы не понимают, что идея социальной справедливости для всех является корневым стержнем русской культуры. Поэтому попытка сделать из Ленинского мемориала подобие гробницы для СССР выглядит как покушение на святыню. Как это ни прискорбно для обитателей российского списка миллиардеров, идеи Ленина в наши дни живут и побеждают. Примером тому – восставший Донбасс.

Корр. Либералы утверждают, что Россия исчерпала свой лимит социальных потрясений. Или, по вашему мнению, Октябрьская революция ещё не завершена?
Н.П. Россия тысячу лет взывала к Божией Справедливости, но когда та явилась в окровавленном «терновом венке революций», нагая как последняя, конечная Правда, то либералы пришли в ужас, от которого не оправились до сих пор. Ведь это была не та справедливость, какую они ждали для себя, то есть парламентско-либеральная, а ленинская и мужицкая Справедливость, которой благословил Россию сам Бог. Если принять эту точку зрения, то становится понятной причина ненависти Запада к русскому социализму. Она в том, что там революции совершались во имя Свободы, но не ради Справедливости. Таким образом, западная справедливость возникла из западной свободы, а русская свобода-воля происходит из Божьей Справедливости. Сегодня в России о ней нет и помину. И власть, и либералы насаждают в РФ царство свободы по западному образцу, и этим противопоставили себя Божьей воле, как это уже было в 1917 году. Посыл времени будущего, полученный человечеством сто лет назад, был столь велик, что его хватило не только на все революции двадцатого века, но и с лихвой достанет на социальные потрясения нашего века. Реальный прогноз: Россию неизбежно перекорежит новая революционная судорога.

Корр. Вы считаете, что идея создать Музей СССР обречена на провал?

Н.П. Вовсе нет. Я предполагаю, что музей СССР может состояться, если этим проектом заинтересуется компартия Китая и станет направлять в Ульяновск своих оступившихся руководителей с целью идеологической профилактики. К нам китайцы будут возить впавших в либерализм коммунистов, для того, чтобы они предметно на месте познакомились с плачевными результатами попыток жить не на свой, а на чужой лад. Эти поездки дадут китайским коммунистам представление о том, что ждёт КНР, если её руководство пойдёт по пути Горбачёва и Ельцина.

Корр. Благодарю за интервью. Надеюсь, что ваше мнение будет услышано и послужит началом дискуссии.
Н.П. Предметный разговор возможен только тогда, когда станет понятно, о какой культуре идёт речь в проекте «Стратегии культурной политики Ульяновской области до 2025».

Полотнянко Николай Алексеевич – поэт, прозаик, драматург и публицист. Окончил литературный институт, им. А.М. Горького. С 1973 года живет в Ульяновске. Автор 9 книг стихов, 5 исторических и 3 современных романов, 2 комедий, 5 повестей и рассказов. Лауреат Всероссийской литературной премии им. И.А. Гончарова, 2008г. Награжден медалью им. Н.М. Карамзина, 2011г. Главный редактор журнала “Литературный Ульяновск”. Председатель союза русских писателей, Ульяновск. Член союза писателей России.