На прошлой неделе известный ученый в области сельского хозяйства Борис Фрумкин в интервью «Свободной трибуне» заявил, что Россия срочно нуждается в серьезной государственной агрополитике. Наше издание решило поинтересоваться в какой мере позицию кандидата экономических наук разделяют ряд министров сельского хозяйства Приволжского федерального округа. А кроме того, чиновники поведали «Свободной трибуне», чем они в нынешней ситуации санкций могут помочь фермерам своего региона.

Александр Чепухин, заместитель губернатора Ульяновской области – министр сельского хозяйства и продовольствия Ульяновской области.
Конечно, первый принцип новой агрополитики России – доступность кредитных ресурсов, их стоимость и период предоставления. Не должно так быть, что сельхозпредприятие всю свою прибыль отдавало бы банку: развиваться должны не банки, а сельхозпроизводство. Оптимальный период предоставления кредитов, на мой взгляд, – 15 лет, а ставка – до 3% годовых, и это самые правильные цифры для развития сельхозотрасли. Финансы важны в первую очередь, ибо еще Наполеон сказал, что для победы в войне нужны три вещи – деньги, деньги и еще раз деньги. А сельское хозяйство – это тоже война: битва за урожай, штабы по посевной и т.д.

Остальные задачи, думаю, регионы, в том числе и Ульяновская область, выполнят сами. Думаю, среди этих задач – развитие свиноводческих комплексов, комплексов по производству молока и птицеводческих предприятий. Ну и конечно, важно, чтобы в агрополитике не было перекоса в пользу каких-либо регионов – это выровняет федеральное субсидирование наряду с региональным. Сейчас как выходит: Тюмень финансируют в пять раз больше, чем Ульяновскую область, и субсидировать производство того же яйца мы не можем в силу ограниченности бюджета. Конкуренции, таким образом, не получается – у одной фабрики в себестоимости есть субсидии, у другой нет. Конечно, нужно вернуться и к вопросу выделения льгот на дизельное топливо – в свое время такая мера была очень действенной: это была и помощь отрасли, и сдерживание цен на горючее. К тому же это дизельное топливо мы сами производим, а не завозим из-за рубежа. А топливо наряду с селитрой – это две главных составляющих урожая.

Что в силах властей Ульяновской области и других для поддержки фермеров в условиях эмбарго? Наша область пока может себя полностью обеспечить молоком, яйцом, картофелем, недобор есть лишь по свининине и по птице, так как предприятие «Симбирский бройлер» нуждается в реконструкции, и главное, что мы должны сделать – быстро занять рынок, а значит, грамотно работать с торговыми сетями для наполняемости прилавков именно нашими продуктами. Ведь если ситуация изменится быстро – с приходом продуктов из других стран, то фермерам очень сложно будет занять это пространство.

Санкции – это с одной стороны господдержка, а с другой – куда сбывать продукцию? Думаю, что нам, в регионах, следует сейчас начинать развивать сеть магазинов от местных фермеров, от фермерских кооперативов – это очень сильно поспособствует сбыту их продукции. А в Москве нужно срочно заняться Центральным банком, чтобы он разработал кредитную политику для товаропроизводителей, разработал ее механизмы.

Сергей Кочнев