В очередной раз, как дело доходит до крупных госзакупок, «эксперты» на просторах интернета начинают искать теории заговоров. Последний пример – питание в школах. Не будем повторять публикации, основной посыл которых – «конкурсы проводят так, что уважаемым и очень опытным компаниям, таким как КШП «Симбирский школьник», приходится уходить с рынка».
Не ввязываясь в заговоры, а обратимся к закону, а конкретно к 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Что такое конкурс с ограниченным участием? Его описание дается в статье 56 закона – «конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор». Главный момент здесь – именно предквалификационный отбор. Перечень случаев, в которых проводится конкурс с ограниченным участием, определен Постановлением Правительства РФ №1089 от 28.11.2013 г.
Для отбора устанавливаются дополнительные требования – наличие финансовых ресурсов, материальных ресурсов, опыта работы и деловой репутации, необходимого количества трудовых ресурсов с определенной квалификацией. Те, кто установленным требованиям не удовлетворяют, до конкурса просто не допускается. Основной критерий, который устанавливается Постановлением №1089 для отбора – «Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – договор), указанных в перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от от 28 ноября 2013 г. N 1089, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.». То есть, если проводится конкурс, например, на 50 млн рублей, у претендента за последние три года должен быть опыт исполнения контракта на аналогичные услуги на сумму минимум в 10 млн рублей.
Зачем нужна такая форма закупки? В прошлом неоднократно были массовые претензии, что при проведении закупок по старому 94-ФЗ в виде аукционов, конкурсов, запросов котировок практически не учитывался опыт участника и его квалификация – основным критерием была цена. Кто предложил сумму меньше – тот и победил, а качество отходило на второй план. Плюс к этому такой подход позволял фирмам-однодневкам заявляться на конкурсы и шантажировать других участников тем, что они просто собьют цену. Так, по слухам, действовал скандально известный в Ульяновской области оператор «Галеас», за которым тянется череда криминальных скандалов. Причем в этих скандалах «Галеас» всегда обвиняет коррупцию вместо того, чтобы отладить свою работу. Именно поэтому и был введен в новый закон конкурс с ограниченным участием.
Такой конкурс проводится не всегда. Перечень случаев также устанавливается законом. В этот перечень включаются товары, работы, услуги, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. И среди этих случаев есть услуги питания в образовательных и медицинских учреждениях – «5. Оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления».
То есть, конкурсы с ограниченным участием и предназначены для проведения закупок на услуги питания в соцучреждениях. И требование о наличии исполненного контракта – это требование закона. Поэтому, если у того же «Симбирского школьника» нет в наличие крупного контракта, то он просто не сможет даже принять участие в конкурсе на «свои» школы. И это не чей то заговор, а неумение или нежелание заранее подготовиться к изменениям законодательства.