Авторское интервью Жана Миндубаева. – Борис Михайлович, давайте посвятим нашу сегодняшнюю беседу теме “Классический университет”. То есть поговорим о его достоинствах и особенностях его развитии. Я задаю этот вопрос еще и потому, что в годы перехода от “строительства коммунизма” к нормальной рыночной экономике у нас в стране вдруг впервые ее истории возникло огромное количество университетов, что аж глаза разбегались у абитуриентов: «Куда поступать? Что выбрать?» Каких только «универов» вдруг не возникло: педагогические, медицинские, финансовые, юридические и даже управленческие… – Ну, назвать можно все что угодно – и как угодно. Скажем, обыкновенную мультиварку можно обозначить как «инновационная система, позволяющая изменять субстанцию органических веществ». А детский бумажный змей назвать «безмоторным летательным аппаратом». Однако термин не всегда характеризует суть предмета… – Хорошо. Тогда поведайте о сути понятия «классический университет». Можно начать с того, что именно классические университеты создавали современную цивилизацию — и не только в Европе. Начиная со средневековья они заняли особое место в системе человеческого образования. Дело в том, что узкое профессиональное обучение – выражусь так – существовало и существует с древнейших времен. А классические европейские «универы» как бы открывали новые двери в процесс миропознания и просвещения. Я уже говорил и хочу повториться: университеты изначально были все классическими. И создавались не только для передачи знаний, но и для развития планетарного мировоззрения человека и человечества. Борис Михайлович, а сегодняшний классический университет – ну, скажем возглавляемый Вами – он чем отличается от прочих вузов? И почему вчерашние школьники так стремятся попасть именно в УлГУ? – Классические университеты вообще занимают особое место в образовании по сравнению с другими учебными заведениями (институтами, колледжами, и так далее). – Классический вуз отличается прежде всего тем, что готовит специалистов по широкому спектру направлений – в отличие, например, от педагогического или технического вуза. У первых есть конкретная цель: выпустить педагогов; у вторых точно такая же – но выпустить инженеров. Классический университет может выпускать и первых, и вторых, любых. Отсюда в УлГУ такой большой набор факультетов. Нас нельзя назвать политехом, педуниверситетом или «медом»; мы – это все вместе взятое. Главный принцип такой: не «везде успеть и преуспеть»- а интегрировать все эти направления внутри классического вуза; тогда они начинают дополнять друг друга… – Это, как я понимаю, особенно явственно проявляется в научной деятельности вашего вуза? Именно так. Когда, скажем, инженеры и медики вместе работают в области здоровьесберегающих технологий. В этой ситуации медицинские институты черной завистью завидуют классическим университетам. У них-то таких физиков-экспериментаторов нет, а на современном «железе», если вы хотите получить новые результаты или выйти на новый уровень, должны работать не просто инженеры, а действительно ученые-исследователи. А когда математики приходят медикам на помощь в создании и описании моделей тех или иных процессов – это просто мечта. Вот тогда и получаются прорывные результаты, современной уровня. Такого рода «единение смежных» научных сил в классическом университете и, естественно, в УлГУ — это привычная повседневность… – В 19 веке известный деятель народного просвещения И.Н. Ульянов заканчивал Императорский университет в Казани. Кстати, тоже физмат – как и Вы. И вот деталь: на семерых студентов курса насчитывалось тогда аж целых одиннадцать профессоров!. И, полагаю такие пропорции сохранялись тогда во многих классических “универах». Понятно, что это обеспечивало высочайший уровень образования. А как сейчас как обстоят дела с профессурой- – ну хотя бы в УлГУ? Кстати, Борис Михайлович, сколько студентов насчитывается в УлГУ ,каков преподавательский состав? – – Студентов у нас чуть больше четырнадцати тысяч. Докторов наук — полторы сотни; кандидатов – аж целых пятьсот пятьдесят. Могу сказать, что по насыщенности высокопрофессиональными преподавателями УлГУ занимает самое приоритетное положение в регионе … – Однако, вернемся к теме «Портрет классического универа». Ваш вуз так же самостоятелен и независим, как европейские университеты в давние-давние времена? – Ну нет, конечно. Времена меняются, условия жизни и работы- тоже. Это вполне закономерно. Мы отнюдь не самостоятельны, кстати, как и современные европейские университеты. Старая вольница канула в лету. Ну, а мы являемся федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования. А это подразумевает ведомственную принадлежность к Минобрнауки РФ – Научная деятельность также регламентируется федеральными положениями. – Значит, современные классические университеты не присваивают ученые степени и звания? – Нет. Это право пока будет только у СПбГУ и МГУ и, возможно, еще у федеральных российских вузов. – А что касается зданий, учебных комплексов, студгородков, земли и прочего имущества-все это находится в федеральной собственности. – Борис Михайлович, университет как и другой любой ВУЗ производит специфический «товар». Он оказывает образовательные услуги, выдает научную продукцию. В разных ВУЗах качество этих товаров, конечно, разное. На что тут сориентирован УлГУ? – Да, сегодня качество любого, как Вы говорите «товара» важно. Высшая школа должна работать с большим опережением, как бы предугадывать потребности, как отдельного человека, так и общества в целом. Это, конечно, очень сложно. Тем более, что большинство работодателей в нашей стране до сих пор не имеют стратегии развития на длительный период и, соответственно, не представляют какие специалисты, в каком количестве и в какие сроки им потребуются. Эта ситуация усугубляется еще тем, что число выпускников школ сокращается, а уровень образования школьных выпускников, к сожалению, не растет. Поэтому мы, стараемся создать и совершенствовать систему стратегического управления качеством своей продукции. Тут много составляющих — но в первую очередь, привлечение к работе лучших специалистов своего дела — я имею ввиду научно-преподавательский состав; отбор и привлечение наиболее одаренных школьников; мониторинг тенденций развития реальных секторов экономики; постоянный анализ профессиональных предпочтений различных групп абитуриентов и их родителей (а их мнение очень важно, уж поверьте); широкая и системная профориентационная работа; борьба за несокращение бюджетного финансирования, обоснование необходимости бюджетного финансирования по «перспективным» направлениям подготовки – и так далее. Добавлю еще, что крайне важной задачей для всего коллектива УлГУ является подготовка тех специалистов, которые востребованы на рынке труда. Эта задача, конечно, сложна, но иного пути нет. – Подчеркну очень важный момент нашей университетской деятельности: наш вуз ориентирован на систему непрерывного образования. То есть, мы заинтересованы в том, чтобы человек проносил знания через всю жизнь, постоянно совершенствовался. – Насколько я помню, в давние уже времена вся система обучения делилась на два как бы отдельных кластера: Первый – это – реальное образование: там обучали различным конкретным специальностям, получались врачи, архитекторы, инженеры – то бишь спецы-практики в той или иной сфере. А сугубо «классическое «образование было гуманитарным – изучали литературу, философию, языки – так далее. Сейчас все иначе? – Да, конечно. Сегодня классический университет имеет факультеты самой разнообразной специализации: от традиционных гуманитарных до разнопрофильных технических и инженерных факультетов. В частности, наш университет, предлагает более 400 направлений подготовки студентов. Вообще в классических университетах всегда учили учиться. Нам в МГУ преподаватели всегда говорили: совершенно необязательно, чтобы вы точно помнили какую-то формулу. Главное, чтобы вы знали, где ее можно найти и могли ею воспользоваться. Классические университеты были в основном «заточены» под подготовку ученых и, стало быть, людей, которые учатся каждый день и всю жизнь. Поверьте – это очень тяжелый труд, именно поэтому докторов наук не так много. И с переходом на бакалавриат данная парадигма не утратила актуальности – ведь за четыре года полноценного специалиста воспитать тяжело, тем более под «неизвестное» производство. Но одновременно мы используем еще одну возможность – обучение студентов старших курсов на базовых кафедрах. Базовые кафедры – это как бы филиалы университета на конкретных производствах, предоставляющие возможность поработать на реальном оборудовании, поучиться своей будущей специальности у специалистов-производственников. В этой ситуации у студента есть и университетская подготовка, позволяющая ему иметь широкий кругозор и гибко осваивать новые знания и, в то же время, он должен быть готовым сразу же после получения диплома приступить к работе на производстве без того замечательного напутствия мастера,которое звучит так: «Забудьте, все что вы учили в университете…». На сегодняшний день у нас девять базовых кафедр, созданных на базе наших самых крупных партнеров и работодателей – это НИИАР, Администрация города Ульяновска, УФАС по Ульяновской области, физико-математический лицей при УлГУ №40, нотариальная палата и арбитражный суд, НПО «МАРС» и региональный Минздравсоцразвития. А во время последнего авиасалона «МАТФ-2014» мы открыли шикарную базовую кафедру на ЗАО «Авиастар-СП». Специалисты из ОАК и Минобрнауки РФ оценили эту кафедру как самую крупную в рамках всей страны. В УлГУ также сформирована система, в рамках которой идет интеграция образования, науки и экономики. Вот, скажем, нами подписано генеральное соглашение с губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым, действует договор о стратегическом партнерстве с городской Думой и районными администрациями. УлГУ — партнер крупнейших предприятий региона: Ульяновского автомобильного завода, группы компаний «Волга-Днепр» и прочих предприятий. Разветвленная система дополнительного образования, включающая программы по переподготовке кадров, курсы повышения квалификации, академическую программу Master of Business Administration (MBA) и другие направления работы, создают обучающимся в УлГУ людям условия для повышения их конкурентоспособности на рынке труда. – В чем преимущество многопрофильного классического университета — скажем, типа УлГУ? – Скажу вот как… Конечно сейчас почти все высшие учебные заведения называются университетами, но, первоначально, это название принадлежало только классическим вузам. Да и сам термин Universitat с немецкого переводится как учебное заведение, где студенты обучаются и по фундаментальным и по прикладным направлениям. Классические университеты могут создавать внутри себя уникальную микросреду, в которой студенты учатся, общаются, занимаются наукой со специалистами самого широкого профиля. Представьте дизайнера, который параллельно со своей основной учебной программой осваивает на мехмате программирование и становится талантливым универсалом, востребованным, как сейчас говорят «на разрыв». А ведь это реальная история. Я говорю, к примеру, о нашем бывшем студент Максиме Жесткове, весьма востребованном , как говорится, « на рынке труда». – . И таких выпускников у нас немало. – И – завершая нашу беседу: Ульяновский государственный университет является классическим вузом новой формации? Если да – то в чем заключаются эти самые «новые формации»? – Отвечу кратко: они заключаются в том, что изначальное название философский или принятое в России – гуманитарный, к нам в принципе не подходит. Более трети наших учебных направлений естественно – научные или инженерные. А еще треть — направления, связанные со сферой искусства. У нас есть факультет культуры и искусства; Такое даже обнаружить в классических вузах было невозможно. Кроме того, мы активно развиваем экономическое медицинское, направление. Скажем, институт медицины, экологии и физической культуры УлГУ тоже уникален… – – Раскройте -хотя бы пунктирно- суть и сущность вышеупомянутого Вами института медицины,экологии и физической культуры. Когда возник,чем занимается- и так далее… Институт возник в 1999 году, в его структуре экологический, медицинский факультеты, факультет физической культуры и реабилитации, факультет последипломного медицинского и фармацевтического образования и медицинский колледж. На самом деле институт представляет собой уникальное объединение ученых—биологов, экологов, медиков, психологов, физиологов, специалистов в области адаптивной физической культуры и физической культуры ..Его можно назвать «Институтом здоровья». Здесь же, в Институте, есть подразделения, которые с первых курсов привлекают студентов к практической деятельности, например, Центр телемедицины, Симуляционный центр медицинского моделирования. И если в первом случае проводятся совещания и консультации с врачами областных больниц, то во втором – студенты–медики отрабатывают приемы оказания медпомощи, различные манипуляции, которые необходимы в профессии врача. В прошлом году мы сделали большой шаг – открыли Научно-исследовательский медико-биологический центр, и получили лицензию на проведение клинических и лабораторных исследований, проще говоря, мы можем оказывать услуги населению. Еще одно из недавних достижений – организация совместно с нашими американскими партнерами из клиники Мэйо дистанционного консультативного медицинского центра. Благодаря услугам центра любой желающий может получить консультацию не только наших ульяновских медиков, но и специалистов клиники Мэйо – а это уже новый уровень в диагностике и лечении больных. – Впечатляет… А наука и искусство в Ул ГУ дружат? – Да, непременно. Хотя сейчас не очень понятна граница, их разделяющая. Вот, скажем, ученые создают потрясающие картины наномира, полученными при помощи зондовых микроскопов. А люди искусства не могут обойтись без хайтека. У нас в университете, например, работает студенческая дизайн-студия под названием «Ангар», в которой самое современное полиграфическое оборудование. И, кроме этого, студенты имеют возможность создавать в 3D свои собственные дизайнерские разработки и тут же, в соседнем кабинете, их «распечатывать» на 3D-принтере или запускать в производство на установках фирмы DMG, которые также стоят рядом. А телевизионная студия университета? Аппаратную студии вполне можно снимать в каком-нибудь фантастическом фильме про космические полеты. И при этом управляют там совсем не физики, а студенты-журналисты. И не просто справляются, но и постоянно что-то совершенствуют. – Жалеете, что Вы уже не студент? – Пожалуй. В мое время не было таких возможностей. – Благодарю Вас за беседу. Всего доброго. – И Вам тоже. С ректором УлГУ Борисом Костишко беседовал собственный корреспондент «Литературной газеты» Жан Миндубаев. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Ежов
Единственное, чего не пойму – с чего УГУ – “классика”. Потому что первым (не успев организоваться) самоназвался “университетом” по перестроечной моде? Классика – это Пед и Политех. Нормальная советская школа (пока была жива), в каких то остатках еще тлеющая. Но здесь хотя бы логика и преемственность.
Первоклассник
Потому что был филиалом МГУ, сохранив традиции Просвещения и идеалы всестороннего, многогранного развития личности. Пед и Политех – всё же узкоспециальные ВУЗы, готовят кадров под узкопрактические задачи.
школота
слышь, первоклашка! А то что половина преподов из Педа ничего???
Максим
Все банально, классический вуз определяется по набору специальностей выпускников.
Первоклассник
Ежов, почему замалчиваешь вопиющую ситуацию со школьным питанием?
Полотнянко
Ежов прав наполовину: созданный второпях университет не привнёс в культуру города ничего своего; одновременно пед и политех просели и тоже ничего не внесли в культуру нечего значительного. Итог: в Ульяновске сейчас просто нет самодостаточной культурной элиты, способной противостоять “культурным”затейкам губернатора и предложить компетентное видение культурного развития города. Преподователи школ и вузов замордованы бальной системой, правящая верхушка образованцев получает в 10-15 раз больше, чем ломовый лошади образования — педагоги. В 1833г наш город был гораздо менее провинциален и развращён, чем сейчас, хотя насч. 30 т.ж.
Максим
Как человек отработавший в это богоугодном заведении 8 лет скажу, как я счастлив, что свалил, Университет превратился в механизм зарабатывания денег для бонз из главного корпуса, вопреки слухам, преподы УлГУ получают при прочих равных условиях самую низкую з.п., Пед и Политех платят пусть и не на много, но больше. Он хвалится, что 500 кандидатов наук! а сколько кандидатов и докторов они выжили из универа за последние 2 года кто посчитает?
Hermes
Светуньков??? Плюсую.
знающий
“Великому соцэкономисту” приввет
Раскачивающий лодку
М.Г. сила!
Иван Денисович
Ж.Б-ч, а что значит “авторское (?!) интервью Ж.Миндубаева” в подзаголовке? Авторизованное господином Костишко? Или Вы по привычке все сами за Костишко написали, раз встали на довольствие? Разъясните.
доцент
Вы не поверите, сегодня трудовую книжку из УлГУ забрал. Всегда был фанатом родного универа. Но родной универ обязал меня выплатить неправильно начисленные отпускные аж за… 2003 г. Удачи Вам господин Костишко!
Обыватель
Боже мой?! Какой “потрясающий народ” проживает в нашем славном городе (это про авторов коментов). У этого “народа”, по всей видимости, только одна задача- обгадить всех, чьи фамилии попадают в тот или иной материал. Если о ректоре, причем не важно какого вуза, написали пусть даже в маленьком местном издании или инфопортале – значит “взял на довольствие” корреспондента, значит нуждается в дополнительной рекламе, значит плохо руководит и зажимает преподавателей. Костишко Б.М. – не обращайте внимание на все эти “крики возмущенной общественности” . Если комментируют – значит Вы интересны.
вот это классика….
Вчера произошёл показательный случай! Журналисты с местной газеты рассказали…Наш Гарант побывал на росписи в ЗАГСе первой украинской семьи переселенцев. Они — то ли из Сум, то ли с Харьков (заметьте, не пылающего Донбасса) Там же СИМ вручил им сертификат на сумму 100 тысяч рублей! Спрашивается, а чем хуже ульяновские молодожёны? Почему они — у себя дома, а живут, словно, в гостях? Вопрос к СИМу также….Думаю, что этот случай он не захочет афишировать…
гость
не понимаю,……. нужно думать где работу найти и жильем как бы обзавестись, они свадьбы делают…..,значит на это время есть, а как работать идти………….
аноним
Возможно эта “семья” откатила СИМу 50-70% от сертификата. И рады хоть каким-то деньгам.
Неудачное интервью
Уважаемые автор интервью и интервьюируемый! Сами виноваты, что идут такие негативные комментарии. Интервью крайне некорректное по отношению к другим вузам, постоянно подчеркивается, что они отсталые, на уровне обыкновенной мультиварки. А вы знаете, к примеру, что в педе создан научно-исследовательский центр, который даже близко нельзя сравнивать с научным центром УлГУ по оснащению и кадрам? Что там на физмате установлен суперкомпьютер, который в стране имеют всего три вуза? А какой там медиацентр! Вот вы гордитесь, что на 14 тысяч студентов 150 докторов наук, т.е. по одному на 93 студента, а в педуниверситете их на 4 тысячи студентов – 60, т.е. по одному на 67 человек. Кандидатов наук в педе один на 15 студентов, а в УлГУ – один на 25! Можно называться классическим и погрязнуть во взятках и коррупции, а можно просто бесплатно давать прекрасное образование.
Сергей
Почему Вы считаете, что в УлГУ берут взятки? Приведите примеры. Нельзя обвинять голословно.
Сотрудник научного Центра УлГУ
С текстом Вашего высказывания согласен. Однако, с идеей? которую он несет – нет. Действительно, научный центр УлГПУ не сравним с научными центрами УлГУ (их много), а значительно уступает как по оснащенности оборудованием, так и по квалификации сотрудников, которые там работают, а главное по спектру исследований, там проводящихся. Если вы говорите про медиа-центр УлГПУ, то бывший читальный зал, оборудованный сотней компьютеров, больше похож на обычное интернет-кафе, а не на подразделение, где создается медиа-продукт. Видимо, человек, писавший комент и обвиняющий ректора УлГУ в неприязни к другим вузам Ульяновской области, сам не очень “любит” этот вуз, а за “демонстрацией” превосходства УлГПУ, прослеживается элементарное желание угодить руководству.
Ага
Ага, задело за живое! Согласитесь, что сколько бы не сказать “классический университет” – качества ему от этого не добавится. А всему виной “маститый” журналист Миндубаев, который не мог показать в интервью уровень развития университета, вместо этого оскорбляя другие “неклассические” вузы. А вообще уровень учебного заведения определяется не количеством профессоров и не материальной базой, а востребованностью его выпускников. Этих же выпускников педуниверситета с распростертыми объятиями ждут во всех школах. И уже это служит доказательством, что вуз нужен! Вот если бы Костишко говорил об этом, мог бы получиться хороший материал.
Виталий Ахмеров
В надежде, что Борис Михайлович будет читать комментарии, обращаюсь к нему как выпускник УлГУ. Не допускайте прекращения набора на историческое отделение, если хотите, чтобы ВУЗ соответствовал статусу классического. Там, на кафедре истории гумфака, начали зарождаться добрые традиции, которые могли бы стать визитными карточками универа: фестиваль национальных культур, день Истории… ППС там – настоящие энтузиасты, профессиональные и увлечённые: Липатова, Зубова, Вискалин, Русин… Посмотрите на Педагогический – самые известные его выпускники заканчивали именно истфак. ВУЗ по определению не может считаться классическим, если не готовит историков, философов. Спасибо.
сирожа
а почему сын Костишко учится в Москве? УлГУ же ничем не хуже?…
знающий
Вот и до сына добрались. Кстати, у Костишко есть еще и дочь. Она учиться в УлГУ. Может и ее начнем обсуждать. Сын Костишко учился и продолжает учиться в УлГУ.
Дергунова Нина
Специальности закрываются, кафедры ликвидируются, преподаватели уходят…. Те, что остаются, читают все подряд, работают как механизаторы широкого профиля. Руководство ” жирует”, а преподаватели еле сводят концы с концами. Скоро видимо будут закрываться факультеты. Одним словом движемся, понять бы только куда.
Пряник
Я учился в УлГУ. Никогда ни я, ни кто-то другой из моей группы не сталкивался со взятками. Не было даже намёков.
А по поводу образования – считаю, что если студент хочет учиться, то он свои знания получит в любом ВУЗе, СУЗе. Всё зависит от желания. И даже если будет по 1 профессору на каждого студента, который не хочет учиться – то толку от этого не будет никакого.
Не сталкивался,
говоришь. Ты сильно везучий.