Авторское интервью Жана Миндубаева.

– Борис Михайлович, давайте посвятим нашу сегодняшнюю беседу теме “Классический университет”. То есть поговорим о его достоинствах и особенностях его развитии. Я задаю этот вопрос еще и потому, что в годы перехода от “строительства коммунизма” к нормальной рыночной экономике у нас в стране вдруг впервые ее истории возникло огромное количество университетов, что аж глаза разбегались у абитуриентов: «Куда поступать? Что выбрать?»

         Каких только «универов» вдруг не возникло: педагогические, медицинские, финансовые, юридические и даже управленческие…

–        Ну, назвать можно все что угодно – и как угодно. Скажем, обыкновенную мультиварку можно обозначить как «инновационная система, позволяющая изменять субстанцию органических веществ». А детский бумажный змей назвать «безмоторным летательным аппаратом».

   Однако термин не всегда характеризует суть предмета…

–        Хорошо. Тогда поведайте о сути понятия «классический университет».

     Можно начать с того, что именно классические университеты создавали современную цивилизацию — и не только в Европе. Начиная со средневековья они заняли особое место в системе человеческого образования. Дело в том, что узкое профессиональное обучение – выражусь так – существовало и существует с древнейших времен. А классические европейские «универы» как бы открывали новые двери в процесс миропознания и просвещения. Я уже говорил и хочу повториться: университеты изначально были все классическими. И создавались не только для передачи знаний, но и для развития планетарного мировоззрения человека и человечества.

 Борис Михайлович, а сегодняшний классический университет – ну, скажем возглавляемый Вами – он чем отличается от прочих вузов? И почему вчерашние школьники так стремятся попасть именно в УлГУ?

        – Классические университеты вообще занимают особое место в образовании по сравнению с другими учебными заведениями (институтами, колледжами, и так далее).

–            Классический вуз отличается прежде всего тем, что готовит  специалистов по широкому спектру направлений – в отличие, например, от педагогического или технического вуза. У первых есть  конкретная цель: выпустить педагогов; у вторых точно такая же – но выпустить инженеров.  Классический университет может выпускать и первых, и вторых, любых. Отсюда в УлГУ такой большой набор факультетов. Нас нельзя назвать политехом, педуниверситетом или «медом»; мы – это все вместе взятое. Главный принцип такой: не «везде успеть и преуспеть»-  а  интегрировать  все эти направления внутри классического вуза;  тогда они начинают дополнять друг друга…

–          Это, как я понимаю, особенно явственно  проявляется в научной деятельности вашего вуза? 

      Именно так. Когда, скажем, инженеры и  медики вместе работают в области здоровьесберегающих технологий. В этой ситуации медицинские институты черной завистью завидуют классическим университетам. У них-то таких физиков-экспериментаторов нет, а на современном «железе», если вы хотите получить новые результаты или выйти на новый уровень,  должны работать не просто инженеры, а действительно ученые-исследователи. А когда математики приходят медикам на помощь в создании и описании моделей тех или иных процессов – это просто мечта. Вот тогда и получаются прорывные результаты, современной уровня. Такого рода «единение смежных» научных сил в классическом университете и, естественно, в УлГУ — это  привычная повседневность…

–        В 19 веке известный деятель народного просвещения И.Н. Ульянов заканчивал Императорский университет в Казани. Кстати, тоже физмат – как и Вы.

 И вот деталь: на семерых студентов курса насчитывалось тогда аж целых одиннадцать профессоров!. И, полагаю такие пропорции  сохранялись тогда во многих классических “универах». Понятно, что это обеспечивало высочайший уровень образования.

 А как сейчас как обстоят дела с профессурой- – ну хотя бы в УлГУ? Кстати, Борис Михайлович, сколько студентов насчитывается в УлГУ ,каков преподавательский состав?

–        – Студентов у нас чуть больше  четырнадцати  тысяч.  Докторов наук — полторы сотни; кандидатов – аж  целых  пятьсот пятьдесят. Могу сказать, что  по насыщенности  высокопрофессиональными преподавателями УлГУ  занимает самое  приоритетное   положение в регионе …

–        Однако, вернемся к теме «Портрет классического универа». Ваш вуз так же самостоятелен  и независим, как  европейские университеты в давние-давние времена?

–        Ну нет, конечно. Времена меняются, условия жизни и работы- тоже. Это вполне закономерно.

   Мы  отнюдь не самостоятельны, кстати, как и современные европейские университеты. Старая вольница канула в лету. Ну, а мы являемся федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования. А это подразумевает ведомственную принадлежность к Минобрнауки РФ

–         Научная деятельность также регламентируется федеральными положениями.

–          Значит, современные классические университеты не присваивают ученые степени и звания?

–        Нет. Это право пока будет только  у СПбГУ и МГУ и, возможно, еще у федеральных российских вузов.

–        А что касается  зданий, учебных комплексов, студгородков, земли  и прочего имущества-все это находится в федеральной собственности.

– Борис Михайлович, университет как и другой любой ВУЗ производит специфический «товар». Он оказывает образовательные услуги, выдает научную продукцию. В разных ВУЗах качество этих товаров, конечно, разное. На что тут сориентирован УлГУ?

–                   Да, сегодня качество любого, как Вы говорите «товара» важно. Высшая школа должна работать с большим опережением, как бы предугадывать потребности, как отдельного человека, так и общества в целом. Это, конечно, очень сложно. Тем более, что большинство работодателей в нашей стране до сих пор не имеют стратегии развития на длительный период и, соответственно, не представляют какие специалисты, в каком количестве и в какие сроки  им потребуются. Эта ситуация усугубляется еще тем, что число выпускников школ сокращается, а уровень образования школьных выпускников, к сожалению, не растет. Поэтому мы, стараемся создать и  совершенствовать систему стратегического управления качеством своей продукции. Тут много составляющих — но в первую очередь, привлечение к работе лучших специалистов своего дела — я имею ввиду научно-преподавательский состав; отбор и привлечение наиболее одаренных школьников; мониторинг тенденций развития реальных секторов экономики; постоянный анализ профессиональных предпочтений различных групп абитуриентов и их родителей (а их мнение очень важно, уж поверьте); широкая и системная профориентационная работа; борьба за несокращение бюджетного финансирования, обоснование необходимости бюджетного финансирования по «перспективным» направлениям подготовки –  и так далее.              Добавлю еще, что крайне важной задачей для всего коллектива УлГУ является подготовка тех специалистов, которые востребованы на рынке труда. Эта задача, конечно, сложна, но иного пути нет.

–                   Подчеркну очень важный момент  нашей университетской деятельности: наш  вуз ориентирован на систему непрерывного образования. То есть, мы заинтересованы в том, чтобы человек проносил знания через всю жизнь, постоянно совершенствовался.

– Насколько я помню, в давние уже времена вся система обучения делилась на два как бы отдельных кластера: Первый – это – реальное образование: там обучали различным конкретным специальностям, получались врачи, архитекторы, инженеры – то бишь спецы-практики в той или иной сфере.

     А сугубо «классическое «образование было гуманитарным – изучали  литературу, философию, языки – так далее. Сейчас все иначе?

–        Да, конечно. Сегодня классический университет имеет факультеты самой разнообразной специализации: от традиционных гуманитарных до разнопрофильных технических и инженерных факультетов. В частности, наш университет, предлагает более 400 направлений подготовки студентов.

Вообще в классических университетах всегда учили учиться. Нам в МГУ преподаватели всегда говорили: совершенно необязательно, чтобы вы точно помнили какую-то формулу. Главное, чтобы вы знали, где ее можно найти и могли ею воспользоваться. Классические университеты были в основном «заточены» под подготовку ученых и, стало быть, людей, которые учатся каждый день и всю жизнь. Поверьте – это очень тяжелый труд, именно поэтому докторов наук не так много. И с переходом на бакалавриат данная парадигма не утратила актуальности – ведь за четыре года полноценного специалиста воспитать тяжело, тем более под «неизвестное» производство. Но одновременно мы используем еще одну возможность – обучение студентов старших курсов на базовых кафедрах. Базовые кафедры – это как бы филиалы университета на конкретных производствах, предоставляющие возможность поработать на реальном оборудовании, поучиться своей будущей специальности у специалистов-производственников. В этой ситуации у студента есть и университетская подготовка, позволяющая ему иметь широкий кругозор и гибко осваивать новые знания и, в то же время,  он должен быть готовым сразу же после получения диплома приступить к работе на производстве без того замечательного напутствия мастера,которое звучит так: «Забудьте, все что вы учили в университете…». 

На сегодняшний день у нас девять базовых кафедр, созданных на базе наших самых крупных партнеров и работодателей – это НИИАР, Администрация города Ульяновска, УФАС по Ульяновской области, физико-математический лицей при УлГУ №40, нотариальная палата и арбитражный суд, НПО «МАРС» и региональный Минздравсоцразвития. А во время последнего авиасалона «МАТФ-2014» мы открыли шикарную базовую кафедру на ЗАО «Авиастар-СП». Специалисты из ОАК и Минобрнауки РФ оценили эту кафедру как самую крупную в рамках всей страны.  

 В УлГУ также сформирована система, в рамках которой идет  интеграция образования, науки и экономики. Вот, скажем, нами подписано генеральное соглашение с губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым, действует договор о стратегическом партнерстве с городской Думой и районными администрациями. УлГУ — партнер крупнейших предприятий региона: Ульяновского автомобильного завода, группы компаний «Волга-Днепр» и прочих предприятий. Разветвленная система дополнительного образования, включающая программы по переподготовке кадров, курсы повышения квалификации, академическую программу Master of Business Administration (MBA) и другие направления работы, создают обучающимся в УлГУ людям условия для повышения их конкурентоспособности на рынке труда.

–        В чем преимущество многопрофильного классического университета — скажем, типа УлГУ?

–         Скажу вот как… Конечно сейчас почти все высшие учебные заведения называются университетами, но, первоначально, это название принадлежало только классическим вузам. Да и сам термин Universitat с немецкого переводится как учебное заведение, где студенты обучаются и по фундаментальным и по прикладным направлениям. Классические университеты могут создавать внутри себя уникальную микросреду, в которой студенты учатся, общаются, занимаются наукой со специалистами самого широкого профиля. Представьте дизайнера, который параллельно со своей основной учебной программой осваивает на мехмате программирование и становится талантливым универсалом, востребованным, как сейчас говорят «на разрыв». А ведь это реальная история. Я говорю, к примеру, о нашем бывшем студент Максиме Жесткове, весьма востребованном  , как говорится, « на рынке  труда».

–        .            И таких выпускников у нас немало.

–        И – завершая нашу беседу: Ульяновский государственный университет является классическим вузом новой формации? Если да – то в чем заключаются эти самые «новые формации»?

–           Отвечу кратко: они заключаются в том, что изначальное название философский или принятое в России – гуманитарный, к нам в принципе не подходит. Более трети наших учебных направлений естественно – научные или инженерные. А еще треть — направления, связанные со сферой искусства. У нас есть факультет культуры и искусства; Такое даже обнаружить в классических вузах было невозможно. Кроме того, мы активно развиваем экономическое медицинское,  направление. Скажем, институт медицины, экологии и физической культуры  УлГУ  тоже  уникален…

–        – Раскройте -хотя бы пунктирно- суть и сущность вышеупомянутого Вами  института   медицины,экологии  и физической культуры. Когда возник,чем занимается- и так далее…

     Институт возник в 1999 году, в его структуре экологический, медицинский факультеты, факультет физической культуры и реабилитации, факультет последипломного медицинского и фармацевтического образования и медицинский колледж. На самом деле институт  представляет собой уникальное объединение ученых—биологов, экологов, медиков, психологов, физиологов, специалистов в области адаптивной физической культуры и физической культуры ..Его можно назвать «Институтом здоровья».  Здесь же, в Институте, есть подразделения, которые с первых курсов привлекают студентов к практической деятельности, например, Центр телемедицины, Симуляционный центр медицинского моделирования. И если в первом случае проводятся совещания и консультации с врачами областных больниц, то во втором – студенты–медики отрабатывают приемы оказания медпомощи, различные манипуляции, которые необходимы в профессии врача. В прошлом году мы сделали большой шаг – открыли Научно-исследовательский медико-биологический центр, и получили лицензию на проведение клинических и лабораторных исследований, проще говоря, мы можем оказывать услуги населению. Еще одно из недавних достижений – организация совместно с нашими американскими партнерами из клиники Мэйо дистанционного консультативного медицинского центра. Благодаря услугам центра любой желающий может получить консультацию не только наших ульяновских медиков, но и специалистов клиники Мэйо –  а это уже новый уровень в диагностике и лечении больных.

–        Впечатляет…        А наука и искусство  в Ул ГУ дружат?

–        Да, непременно. Хотя сейчас не очень понятна граница, их разделяющая. Вот, скажем, ученые создают потрясающие картины наномира, полученными при помощи зондовых микроскопов. А люди искусства не могут обойтись без хайтека.

         У нас в университете, например, работает студенческая дизайн-студия под названием «Ангар», в которой самое современное полиграфическое оборудование. И, кроме этого, студенты имеют возможность создавать в 3D свои собственные дизайнерские разработки и тут же, в соседнем кабинете, их «распечатывать» на 3D-принтере или запускать в производство на установках фирмы DMG, которые также стоят рядом. А телевизионная студия университета? Аппаратную студии вполне можно снимать в каком-нибудь фантастическом фильме про космические полеты. И при этом управляют там совсем не физики, а студенты-журналисты. И не просто справляются, но и постоянно что-то совершенствуют.

–        Жалеете, что Вы уже не студент?

–        Пожалуй. В мое время не было таких возможностей.

–        Благодарю Вас за беседу. Всего доброго.

–        И Вам тоже.

С ректором УлГУ Борисом Костишко беседовал собственный корреспондент «Литературной газеты» Жан Миндубаев.