Влада Фурсевич
Правительство Ульяновской области предложило самарским властям объединить работу авиакластеров. В Самаре отнеслись к этому без восторга.
С предложением объединить авиакластеры Самары и Ульяновска выступил ульяновский губернатор Сергей Морозов. Как это должно происходить, в Ульяновске, похоже, представляют себе не вполне отчетливо. Губернатор заявляет, что объединенный авиакластер может стать крупнейшим в Европе. Сразу после этого куратор авиационного направления первый вице-премьер Вильдан Зиннуров говорит, что речи о слиянии кластеров не идет, а суть предложения сводится лишь к более тесному сотрудничеству в рамках созданного год назад Европейского партнерства авиакосмических кластеров. Дело в том, что ульяновский “Авиастар” и портовая зона набрали столько проектов, что их, по словам господина Зиннурова, “не прожевать ни по кадрам, ни по мощностям, ни по привлечению дополнительных инвестиций”. В итоге созрела идея сделать субподрядчиком самарский “Авиакор”, у которого заказов как раз не хватает. Между тем, министр промышленности Самарской области Сергей Безруков считает, что авиастроителям виднее, с кем и как работать, и посредники от власти здесь не нужны. Заявление о намерениях сделано — пора говорить по существу, полагает экс-гендиректор “Авиакора” Геннадий Кулаков:

“Надо понять, какие же заказы есть в Ульяновске. Если это сборка самолетов, тогда это профильная работа для Авиакора. Если это агрегатно-сборочная работа — ну тоже он мог бы рассматривать. А если это работы, связанные с механической обработкой, штамповкой, литьем и так далее — ну тоже для авиационной промышленности — то это не его специализация. В декларативном плане тут, наверное, все сказано. А теперь нужна обычная, привычная для бизнеса работа: садимся за стол, открываем чертежи и вникаем в технологии, в количество, в загрузку, в прибыль, в сроки и так далее. Если эти проекты приемлемы, договариваемся, по рукам и — вперед”.

Кооперация в авиастроении — дело привычное. Например, “Суперджеты” собираются в Комсомольске-на-Амуре из деталей, произведенных в Воронеже. Однако, есть одна неприятная для “Авиакора” особенность, отмечает эксперт комитета Госдумы по транспорту, редактор сайта “Aviaru Network” Роман Гусаров:

“Проблема в том, что существует кооперация внутри Объединенной авиастроительной корпорации, предприятия ОАК в той или иной степени пользуются поддержкой со стороны государства и все проекты, которые реализуются на этих предприятиях. А вот с предприятиями, которые не входят в корпорацию. Дело в том, что самарский завод Авиакор [в отличие от ульяновского Авиастара] не входит в ОАК. И является как бы отдельной самостоятельной бизнес-единицей, частным предприятием”

Самарский Авиакор несколько лет работает в убыток. В прошлом году он составил 760 млн рублей.
Альберт Фахрутдинов