Смерть и похороны – не самая приятная тема для обсуждения. Нам знакомы люди, которые стараются побыстрее перелистнуть газетную страницу, если там вдруг попадаются объявления о ритуальных услугах. Тем не менее любому из нас когда-нибудь обязательно придется столкнуться с данной сферой и почувствовать, что называется, на себе, каково это -стать клиентом похоронных компаний. Как говорится, лучше обо всем знать заранее…
О проблемах и перспективах похоронного дела в Ульяновске мы беседуем с руководителями двух крупнейших организаций, связанных с упомянутым бизнесом, – директором МУП «Ритуальные услуги» Александром Назаровым и директором МБУ «Городская специализированная похоронная служба» (ГСПС) Владиславом Горничновым.

Семеро на одного
– Вообще, если говорить о законодательных основах нашей работы, то следует напомнить, что, согласно Федеральному закону №131, организация ритуальных услуг, благоустройство и содержание мест захоронения находятся в ведении муниципалитетов. При этом в нашем основном отраслевом Федеральном законе №8 «О погребении в похоронном деле» разграничение полномочий между муниципальными предприятиями и субъектами малого бизнеса отсутствует, что приводит к конфликтным ситуациям, – делится с нами одной из наиболее острых проблем своей отрасли руководитель «Ритуальных услуг».
По его словам, в настоящий момент любой человек, пожелавший заняться похоронным бизнесом, имеет возможность зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и начать принимать заказы.
– У бизнесмена может не быть ни своего помещения, ни постоянных рабочих, ни техники – достаточно телефона и информации об умершем. Здесь можно забыть и об элементарных навыках и знаниях (хотя бы о требованиях к размерам могилы), и даже о простом соблюдении этических правил. Во главу угла ставится только прибыль. И речь здесь идет вовсе не о какой-то «разумной конкуренции»: в похоронном бизнесе эти понятия, кажется, уже просто не работают, – отмечает Назаров.
Он привел такие впечатляющие цифры: в Ульяновске в среднем ежедневно умирает по 12-15 человек. Похоронных агентств в нашем городе – более 40. Поскольку обычно в каждой компании одновременно работает 2-3 агента, не трудно посчитать, что на одного покойника приходится почти 7 агентов.
“У них” и “у нас”
– Печален и тот факт, что в отличие от западных стран организации, занимающейся похоронным бизнесом, не требуется лицензия (лицензирование отменили в 2002 году), – продолжает рас-сказывать Александр Назаров. – К сотрудникам таких компаний в России вообще не предъявляется каких-либо квалификационных требований. К примеру, во Франции, Испании и Австрии работники ритуальных агентств должны иметь обязательное профессиональное образование по выбранному профилю, они обучаются и сдают экзамен.
Помимо этого, прием заказов в названных странах ведется только в стационарных салонах-магазинах и только профессиональными агентами.
– У нас же в коммерческих компаниях заказ может принять кто угодно и где угодно! – уверяет наш собеседник.
Кстати, в самом МУП «Ритуальные услуги» работает стационарный телефон, по которому можно обращаться круглосуточно: 41-11-00.
Наконец, в европейских странах деятельность похоронных агентств находится под строгим госконтролем. За нарушения в упомянутом бизнесе можно получить штраф до 100 тысяч евро или 5 лет тюрьмы. В России нарушителям – к примеру, за копку могилы без разрешения – грозит административный штрафу максимум в две тысячи рублей. Эта смехотворная сумма никого не пугает и ни к чему не обязывает.
Почем CMC о смерти?
Описанные выше обстоятельства породили весьма уродливые формы ведения бизнеса.
– В частности, многим уже известно, что информация о только что умерших людях продается и покупается. Разнообразие источников поражает – это и морги, и больницы, и дежурные части, и «скорая помощь». Человек умер несколько минут назад, а у дверей его квартиры уже толпятся сотрудники похоронных компаний, – отмечает директор «Ритуальных услуг».
Пользуясь тем, что родственники находятся в стрессовой ситуации, эти горе-бизнесмены часто продают свои услуги и товары втридорога.
В поисках четкости
Дополнительные сложности создает то обстоятельство, что на уровне законодательства не определены четкие границы между тем, что относится к функции муниципальных учреждений и что входит в компетенцию коммерческих организаций.
– Вот недавно к нам пришла одна из предпринимательниц и стала требовать под захоронение те участки на Ишеевском кладбище;
которые ей показались более удобными. Мы стали возражать, объяснять, что земля принадлежит муниципалитету и что участки распределяются в соответствии с очередностью. Она в ответ устроила скандал. Эта же предпринимательница Л. осенью прошлого года без всякого на то разрешения выкопала на Ишеевском кладбище 92 могилы. И осталась безнаказанной, – рассказывает руководитель МБУ «ГСПС» Владислав Горничнов.
Кстати, в настоящее время именно «Городская похоронная служба» на основании свидетельства о смерти выдает разрешение на захоронение – раньше же этим занимался Комитет по управлению городским имуществом. В свою очередь, администрация кладбища указывает участок и номер могилы, в которую будет произведено захоронение. Участки под захоронение – и это важно – на городских кладбищах предоставляются совершенно бесплатно.
– Разговоры о покупке мест на кладбищах или о каких-то «элитных местах» – беспочвенны. К сожалению, эти слухи активно подогревают СМИ. Вот только один пример: на Ишеевском кладбище с незапамятных времен располагался овраг. Люди, которые, на мой взгляд, просто потеряли совесть, умудрялись привозить и сбрасывать туда холодильники, тумбочки, диваны и т.п. Не так давно усилиями наших работников мы сумели-таки исправить эту ситуацию и завалили злосчастный овраг. Тут же в газетах появляется статья: якобы засыпали для того, чтобы подготовить элитные места. Ну зачем выдумывать-то? – пожимает плечами Горничнов.
Ждут перемен
Как надеются наши собеседники, многие из описанных выше трудностей будут разрешены после принятия изменений в 8-й Федеральный закон.
– В 2015 году планируется вернуть лицензирование похоронных агентств. В этом же законе будут прописаны условия для создания частных кладбищ -тогда в эту сферу можно будет привлечь серьезные инвестиции. Также вместе с этими изменениями собираются утвердить профессиональные стандарты и квалификационные требования в похоронном бизнесе. Вполне возможно, что в следующем году на базе УлГУ откроется соответствующий факультет, где будут обучаться специалисты в сфере ритуальных услуг. Кроме того, планируется принять вполне конкретные и серьезные наказания за нарушения в данной сфере, – сообщил Александр Назаров.
Стоит добавить, что все перечисленные изменения обсуждались в июне 2014 года в Санкт-Петербурге, где проходил III Форум «Проблемы и перспективы развития похоронного дела в России».
Бизнес бизнесом, а благоустройство врозь
В завершение директор «Городской специализированной похоронной службы» рассказал о некоторых других – не менее важных – проблемах, связанных с кладбищами Ульяновска.
– Большие трудности создает вывоз мусора, который скапливается на городских кладбищах. Техники и специалистов у нас не хватает, однако нам помогают другие муниципальные предприятия, а иногда на благотворительных началах – и коммерческие организации. Любопытно, что частные фирмы, оказывающие
нам помощь, никак не связаны с похоронным бизнесом. Иными словами, похоронные агентства почему-то не считают своим долгом заниматься благоустройством, – замечает Горничнов.
Мало того: очень часто во время похорон коммерческие организации загрязняют или повреждают ограды соседних могил.
– Другой пример касается использования воды на кладбище. Водовозка у нас старая, за один заход привозит только 6 кубов. Однако коммерческие организации, которые занимаются изготовлением дорогостоящих памятников прямо на кладбище, не стесняются использовать эту воду для своих нужд. Иногда только на одно захоронение расходуется до 400 литров. В результате остальные посетители кладбища в этот день остаются без воды, – заключает руководитель ГСПС.
Евгений Нувитов

Знаете ли вы, что…
– В Ульяновске и пригородной зоне – 30 кладбищ, и все они обслуживаются МБУ «ГСПС»;
– На благоустройство только Ишеевского кладбища (создание общего ограждения, асфальтирование, восстановление ворот) необходимо около 40 миллионов рублей;
– Средняя стоимость комплекса похоронных услуг в нашем городе – 22-25 тысяч рублей;
– В России ежегодно умирают около 2 миллионов человек, при этом обороты похоронного бизнеса достигают почти 40 миллиардов рублей.

2014-09-05_091643