Найти заброшенный город в иорданских горах и пройтись по следам знаменитого Индианы Джонса – такую цель поставил корреспондент «Молодёжки» и отправился в путешествие.
Шоу на границе
Ехать прямиком в Иорданию было накладно. Поэтому я выбрал бюджетный вариант – через Египет. Как ни странно, так намного дешевле.
После трех дней отдыха на Красном море в Шарм-эль-Шейхе я рискнул отправиться в путешествие.
Дорога до израильской границы заняла почти 4 часа. Приехал как раз к 11 вечера. Если вы никогда не переходили израильскую границу, то вы многое потеряли. Во-первых, пограничники и таможенники — миловидные девушки лет двадцати. Во-вторых, они так «надрессированы», что вам мало не покажется.
Прошел, наверное, пять проверяющих. Первая из них крутила паспорт, словно я агент ЦРУ. Пальцем царапала по росписи и зачем-то нюхала документ. Видимо, смутило ее, что я родился в одной из среднеазиатских республик, живу в России, а еду в Израиль. Не иначе как перебежчик.
Раз пять меня спросили моё имя. Я сказал, что если спросите шестой раз, то я его точно забуду. Интересовались, где родился мой отец, зачем я еду в Израиль и сколько раз я менял загранпаспорт. Докопались до моей бутылки с водой, заставив сделать глоток. Я демонстративно сделал три глотка.
А вообще, эти девушки в форме без юмора, и шутить с ними — себе вредить.
– А что ви так нервничаете? – спросила одна из них.
– А что мне не нервничать, когда три часа ночи… — ответил я.
Вифлеем
Наконец граница позади, и я на комфортабельном автобусе еду в Иерусалим. Израиль резко отличается от Египта. Чистота, порядок. Красиво. Дороги ровные.
Заливчик Красного моря делят сразу четыре государства – Египет, Израиль, Иордания и Саудовская Аравия. Все эти страны оттуда хорошо просматриваются.
В израильском Эйлате каждый кусок земли на счету. В городе небольшой аэропорт. Едешь на автобусе, а в десяти метра от тебя садится самолет. Где ещё такое увидишь?
Иерусалим встретил холодным ветром. Гид показал нам город с высоты и предложил проехать в Центр духовности в Вифлееме. Ну, думал я, это что-то вроде храма. Оказалось: типичная лавка, где продают иконы за 20 долларов. Вообще, на всем протяжении пути все тебя хотят «развести» на баксы. Магнитики в Вифлееме продавали по 3 доллара, а в Иерусалиме их можно было взять за один.
Вифлеем, где родился Христос, ныне палестинская автономия. Город отгорожен от Иерусалима большим забором. Полно мусора, домишки средние. Сразу видно — другая цивилизация.
В Вифлееме посетил Храм Рождества Христова. Храм весь в лесах. Идет ремонт. Как раз в этот день народу практически не было. Израиль бомбили боевики ХАМАСа, поэтому туристы разбежались. Зато я спокойно обошел весь храм. Но ощущения чего-то такого необычного не было. Старинный храм — не более.
Заблудились
Старый Иерусалим с узкими улочками и множеством кварталов. Полнейшая антисанитария. Откуда-то течет вонючая вода. Лежат перевернутые контейнеры с мусором.
В Храме Гроба Господня — ни души. Гид сказал, что такого никогда еще не было. Ведь раньше, чтобы попасть в «пещеру», где, по легенде, находилось тело Христа, надо было выстоять по крайне мере два часа в очереди. А я беспрепятственно все обошел. Прикоснулся ко всем святыням. Купил свечку за доллар и зажег ее от благодатного огня. После чего получил бумажку о совершении паломничества.
Запомнилась Стена плача или, как правильно ее называют — Западная стена Древнего храма. Везде полиция. Туда не ходи, сюда не ходи. Полно телекамер. В это время как раз мусульмане должны были после молитвы идти к мечети. Полицейский сказал, чтобы мы поскорее уходили, если хотим жить.
Мы пошли по улочкам в обход и… заблудились. Старый город — настоящий лабиринт. А кого ни спроси, никто ничего не знает. Блуждали с гидом почти два часа. Наконец-то вышли из города. Как раз раздались автоматные очереди…
Лужа, а не море
Следующим пунктом моего вояжа стало Мертвое море. Лужа — не более. От моря уже ничего не осталось. Высыхает. Каждый год берег отходит на 100 метров.
Ну, думал, освежусь. Освежаться пришлось при 45-градусной жаре в 45-градусной воде. И трех минут не высидел в этом море. Соль въелась в загорелую кожу — аж все тело заныло. А так, действительно, — плаваешь, как пробка в воде.
Грязью за 10 баксов мазаться не стал. У нас ее полно и бесплатно. Да и моя знакомая после процедур краше не стала. При этом постоянно чесалась и ежилась.
Но дорога звала дальше. Иорданскую границу прошел без приключений. С распростертыми объятьями меня приняла приграничная Акаба.
В Иордании
Иордания победнее Израиля, но богаче Египта. Для сравнения: средняя зарплата в Израиле – 2,5 тыс. долларов, в Египте – 400 долларов, а в Иордании – 800.
Прошелся по Акабе — цены кусаются. Те же магнитики по 3 бакса. Чай — 2 доллара. Ужинал в ресторанчике. Иорданцы предложили свое популярное блюдо фаляфель — маленькие котлетки из бобов и зелени, жареные в кипящем масле. Затем главное национальное кушанье мэнсаф — баранина, сваренная в кисломолочном продукте, похожем на йогурт. Ее подали с рисом, супом, кедровыми орехами и добавили мяту.
На следующее утро отправился в Петру — в заброшенный город, который прячется в горах.
Дорога заняла два с половиной часа. Ехали по гористой местности через перевал. Гид рассказывал, что зимой перевал покрывается снегом и не проехать. А снегоуборочной техники в Иордании нет.
Видел, как живут современные бедуины. Шатры в пустыне да отара баранов. Местность серая, без растительности, короче, унылый пейзаж.
Проезжали знаменитую «Розовую долину», где снимали «Трансформеров» и несколько серий про Индиану Джонса. Там действительно розовые горы. Но чтобы осмотреть долину как следует, нужен как минимум джип. Кстати, там когда-то справлял свой юбилей экс-мэр Москвы Лужков. К нему приезжали многие российские ВИПы.
Пока ехали, местный гид рассказывал про то, как они уважают Путина. Но про Ульяновск он ничего не знает и не слышал. Зато интересовался событиями на Украине. И не случайно, ведь королева Иордании, супруга нынешнего короля, — палестинка из Киева.
Оказывается, в Иордании очень много богатых чеченцев, армян, а также сирийцев и иракцев. Вообще, страна активно принимает богатых беженцев. Раньше здесь был дешевый сирийский и иракский бензин. Теперь – из-за политической обстановки – цены взлетели. Но Иордания не вмешивается в конфликты.
В стране очень развита высокотехнологичная медицина. При этом врачи — не европейцы, а иорданцы. С демографией все нормально. На одну иорданскую женщину приходится в среднем по три ребенка. У бедуинов — до 7 детей в семье.
Таинственный город
…Ну, вот и Петра. Небольшой городок расположен на высотах (900 метров над уровнем моря). Чтобы попасть в заброшенный город, надо пройти в глубь горной долины примерно километр да по пыльной дороге. Правда, мне тут же предложили коня за 15 долларов. Но я отказался.
Впереди лежал огромный каньон, длинной примерно два километра. Пройти его одно удовольствие, словно попал в какую-то неизведанную страну.
– Вот здесь снимали Индиану Джонса, – сказал гид и показал наскальные рисунки.
Кстати, сам город еще полностью не откопали. Власти не разрешают. Открыта только верхнюю часть. Можно предположить, что там внизу.
После полуторачасового пути, наконец, открывается сказочная панорама заброшенного города. Город в скалах. Огромные дворцы и дома-пещеры. Есть амфитеатр и королевская гробница. Да всего не перечислишь! На самом верху гор могилы-пещеры. У древних арабов считалось, что чем выше захоронения, тем ближе к богу.
Поднялся в королевскую гробницу. Пустота. Но красотища! Не верится, что все это делали древние люди.
Тайны Петры
Петра располагалась на перекрестке важнейших торговых путей. Поэтому сюда заходили караваны, навьюченные драгоценными пряностями. Здесь путешественники находили пищу, кров и прохладную живительную воду. Это был центр цивилизации древних племён набатеев (II век до н.э. — 106 год н.э.). Сотни лет торговля приносила Петре большое богатство. Но когда римляне открыли морские пути на Восток, сухопутная торговля пряностями сошла на нет, и Петра постепенно опустела, затерявшись в песках.
По другой версии, случились природные катаклизмы, и люди ушли из города. Хотя достоверно так и не известно, почему набатеи покинули эти места.
Многие сооружения Петры воздвигались в различные эпохи, и при разных хозяевах. А вот первым из европейцев нового времени Петру увидел путешествовавший инкогнито швейцарец Иоганн Буркхард. И в конце XX века Петра стала самой популярной достопримечательностью. В 2007 году избрана одним из новых семи «чудес света».
…Запомнилось одно из наиболее хорошо сохранившихся сооружений первого века — здание казны. По другой версии — королевская усыпальница. Споры об этом до сих пор не утихают. «Храм» венчает огромная урна из камня, в которой якобы хранилось золото и драгоценные камни.
Кстати, научившись мастерски собирать воду, жители Петры также овладели искусством работы с камнем. Само название «Петра» в переводе с греческого означает «камень». И Петра, действительно, была городом из камня, подобного ей в Римской империи не было. Набатеи, построившие город, с терпением высекали дома, склепы и храмы из каменных глыб.
Домой
Чтобы обойти весь заброшенный город, нужен целый день. А устал так, что ноги не двигались. Пришлось возвращаться. От лошадей и верблюдов за 25 долларов опять отказался. Зато шел гордо и уверено, ведь я покорил Петру!
Обратно ехал и дремал. Уже не хотелось смотреть на горный пейзаж Иордании. Да еще нужно было набраться сил и подготовиться к переходу израильской границы. Впереди меня опять ждала пытка именем…
Вадим ЕФИМОВ