Власти Ульяновской области разработали план замены пригородного железнодорожного сообщения на перевозки автомобильным транспортом. Добраться в село или из села теперь будет значительно сложнее.
В правительстве региона отреагировали на публикацию «Симбирского курьера» («Пешком по шпалам?» в номере от 26 августа), в которой мы рассказали о сокращении количества пригородных поездов, проходящих по территории региона. С 15 августа, напомним, были отменены электрички сообщением «Барыш – Сызрань» и «Кузнецк – Сызрань», а с 1 сентября прекратилось движение составов по маршруту «Инза – Сызрань». Всего с начала нынешнего года в регионе сохранено движение шести из 15 пар пригородных поездов. При этом ульяновцам, судя по всему, стоит ждать дальнейшего сокращения числа пригородных железнодорожных маршрутов вплоть до их полного исчезновения.
Причина очевидна – области невыгодно субсидировать железнодорожные перевозки. Как пояснили в департаменте транспорта регионального Минстроя, для безубыточной работы компаний, перевозящих пассажиров пригородным железнодорожным транспортом, необходимо субсидирование из расчета 150 рублей на одного пассажира, в то время как автомобильным транспортом – порядка одного рубля.
Департаментом разработана схема, которая предполагает замену на отдельных направлениях железнодорожного транспорта на автомобильный. В ближайшее время планируется провести мониторинг их работы и составить расписание. На сегодня в связи с отменой пригородных поездов открыто дополнительно четыре автобусных маршрута. Так, с 18 августа для обслуживания населения Кузоватовского района в пилотном режиме организован автобусный маршрут «Кузоватово – Сызрань», проходящий через село Студенец. В случае устойчивого пассажиропотока планируется увеличить количество рейсов. Также в связи с отменой поездов «Кузнецк – Сызрань – Кузнецк» для населения Новоспасского района в июле организовано три автобусных маршрута: «Поселок Красный – Сызрань», «Поселок Бестужево – Сызрань», «Новоспасское – Сызрань». Автобусы выполняют 18 рейсов вдень. В Николаевском районе местные перевозчики организуют дополнительные рейсы по маршрутам «Николаевка – Кузнецк» и «Канадей – Николаевка». Опробован и новый способ транспортного обслуживания жителей сел Жихаревка Новоспасского района, Заводская Решетка и Чувашская Решетка Барышского района – в индивидуальном порядке. Жителям региона советуют пользоваться услугами поездов дальнего следования, которые останавливаются на железнодорожных станциях Инза, Базарная, Барыш, Кузоватово, Сызрань, Кузнецк, Ключики, Новоспасская. Однако такие поездки и вовсе никем не субсидируются, поэтому билеты обходятся втридорога. Практически полностью исключена и возможность сесть на проходящий автобус, поскольку по нынешним правилам на междугородных рейсах запрещена перевозка стоящих пассажиров.
В любом случае добираться из Ульяновска в сельские районы и обратно становится все сложнее, а из одного поселка в другой порой и вовсе невозможно. Деревенские жители рассказывают, что все чаще вынуждены ходить в соседние села пешком, как это делали их предки, когда не было дорог.
Впрочем, и нынешнее их состояние таково, что поезд остается единственным более-менее комфортным видом транспорта. Отмена пригородных рейсов отбрасывает ульяновцев в конец позапрошлого века.
Дмитрий МИНАЕВ