Ровно 30 лет назад, 6 сентября 1984 года, принял своих первых посетителей музей Ульяновского моторного завода, открытие которого было приурочено к 40-летию предприятия. Музейные фонды хранят 4,5 тысяч уникальных экспонатов. Ежегодно музей посещает свыше 3000 человек, проводится более 100 мероприятий, реализуются социально-культурные и образовательные проекты, направленные на пропаганду лучших традиций и опыта, просвещение в сфере машиностроительного производства.

Сегодня музей Трудовой Славы Ульяновского моторного завода является одним из ведущих корпоративных музеев Ульяновской области, широко известным за пределами предприятия. Заводской музей неоднократно становился победителем всероссийских культурных фестивалей, участником специализированных выставок и различных мероприятий.

К 70-летию Ульяновского моторного завода и 30-летию музея Трудовой Славы в создан новый раздел, посвященный 45-летию со дня выпуска на УМЗ первого автомобильного двигателя. Собранные материалы рассказывают посетителям историю развития ульяновского двигателя – от УМЗ-451 до самого современного силового агрегата под маркой EvoTech.

1

2

Настоящими раритетами музея Трудовой Славы Ульяновского моторного завода являются экспонаты, среди которых есть 7 уникальных – настоящих «музейных чудес».

Макет землянки. Изготовлен заводским художником Александром Петровичем Чекмаревым по описанию эвакуированного москвича, бывшего начальника цеха №1 Ивана Павловича Кубарева, который в годы войны построил такую землянку для своей семьи рядом с заводом (сейчас на этом месте детский сад №112). Художник мог бы изобразить земляной пол, каким он и был в землянках большинства москвичей, но, зная, что Иван Павлович гордился тем, что смог в своем самодельном доме постелить деревянный пол, отобразил его в макете.
6

«Колодки» или ботинки на деревянной подошве – свидетельство трудного военного времени. Эти ботинки к открытию музея сделал слесарь-дизелист Павел Михайлович Кобзов. Они – точная копия обуви, которую изготавливали на заводе для работников, износивших довоенную обувь и не имеющих возможности купить новую. Такой экспонат-«новодел» приравнивается к подлинникам, потому что мало у кого такие недолговечные ботинки сохранились.
4

Ковш с двумя рычагами для ручной разливки чугуна, применявшийся до начала 1960-х годов (в годы войны 100-килограммовый ковш с металлом поднимали женщины и подростки, заменившие ушедших на фонт мужчин). Этот экспонат является частью комплекса материалов бывшего чугунолитейного цеха №5 – завода «Металлист», построенного на южной окраине Симбирска в середине XIX века.
5

Памятник-бюст В.И.Ленина – первый памятник В.И.Ленину на его родине. Он был установлен рядом с заводом «Металлист» в 1937 году и простоял на улице Кирова до 1982 года и был передан коллективом литейщиков в музей УМЗ.
4.2

4.3

Макет первой поликлиники завода, которая размещалась в деревянном административном здании завода «Металлист» в 1941-1964 годах. Макет изготовлен деревомодельщиком чугунолитейного цеха Владимиром Ивановичем Давыдовым в дар музею, он стал особенно ценен после сноса этого здания в 90-х годах.
7

Гоночный лодочный мотор «Ветерок-34» – одна из разработок специалистов отдела главного конструктора, которые в начале 1970-х годов создали семейство гоночных лодочных моторов мощностью от 34 до 100 л.с. Создатель«Ветерка-34» – испытатель УМЗ, мастер спорта международного класса Евгений Степанов – установил на нем три мировых рекорда скорости, один из которых не побит до сих пор.
4.1

Автомобильный двигатель УМЗ-451 – реликвия Ульяновского моторного завода. Первый двигатель, собранный на конвейере предприятия, с которого началось развитие производства автомобильных моторов УМЗ.
3