Региональные власти, год назад пропиарившись на международной Пластовской премии размером в 20 миллионов рублей, окончательно отказались от нее, два года покормив художников и людей исскусства пиаром и обещаниями.
С 9 по 11 сентября в Ульяновске проходит очередная, уже четвертая по счету, Международная ассамблея художников «Пластовская осень».

В пресс-релизе областного художественного музея, посвященному этому событию, сказано, что «одним из самых ярких мероприятий ассамблеи станет церемония вручения Международной премии в области изобразительного искусства имени А.А. Пластова». Указана и дата награждения – «вручение премии в 12 номинациях состоится 11 сентября 2014 года».

11 сентября уже почти наступило, но никаких новых анонсов премии мы так и не нашли. Почему?

Медведи с балалайкой

Напомним, что в прошлом году вокруг международной премии А.А.Пластова разгорелся нешуточный международный скандал.

Было объявлено, что объем премии составит 20 миллионов рублей.

Местная Пластовская премия оказалось самой дорогой в мире в сфере изобразительного искусства. Тогдашний министр культуры Татьяна Мурдасова объяснила столь серьезный замах значимостью и престижем премии.

Презентация суперпремии состоялась в январе 2013 года в галерее аукционного дома MacDougall`s в Лондоне. Причем, отправились туда не ульяновские художники или люди искусства, а исключительно региональные чиновники. Естественно, за счет регионального бюджета. По словам нашего знакомого арт-дилера из Ульяновска, «турпоездка чиновников из российской глубинки вызвала оторопь у тех, кто реально связан с искусством». «На них там смотрели, наверное, как на медведей с балалайкой».

По возвращении высокой делегации домой, депутат Законодательного собрания от КПРФ Александр Кругликов потребовал от губернатора объяснений, заявив, что международная Пластовская премия учреждена на бюджетные средства, а их следует тратить на более насущные нужды.

Впрочем, об источниках финансирования суперпремии региональные власти предпочитали не распространяться, постоянно ссылаясь то на возможных спонсоров, то на меценатов. Но их имена почему-то не разглашались.

Намеки на от природы скромных спонсоров не удовлетворили господина Кругликова, и по его заявлению была инициирована прокурорская проверка:

«Не слишком богатый регион учреждает самую баснословную премию в мире, равной которой нет в мире! Выглядит это все очень цинично, когда денег не хватает на самое необходимое: сельское хозяйство, образование. На пиары деньги нашли, а на это нет» – отмечает господин Кругликов.

Вот только, по словам нашего собеседника, до истины никакие проверки докопаться так и не смогли:

«Кто правду скажет? Мы обсуждали этот вопрос, громогласно говорили об этом на ЗСО. Мы инициировали прокурорскую проверку по финансированию премии, нам пришли ответы с утверждением, что бюджетных денег там нет. Но откуда финансирование – так никто и не знает, до сути так и не докопались».

Действительно, очень мало верится, что в Ульяновской области может найтись столь богатый и эксцентричный меценат, который может легко отдать на игры властей в культуру «лишние» 20 миллионов рублей. Причем безо всякой отдачи, даже в плане личного пиара.

Как только подошло время вручения разрекламированной повсюду международной Пластовской премии, выяснилось, что презентация на международном уровне – всего лишь ширма, а никакой суперпремии не будет. Власти утверждали, что до конца не готовы документы, положения о премии и так далее, а в 2013 году министр культуры заверила, что вручение премии по просьбе художников переносится на 2014 год. В рамках, опять же, Ассамблеи.

Не утряслось

Пресс-релиз, цитатой из которого мы начали эту статью, датирован июлем этого года. По-видимому, тогда надежды на вручение распиаренной премии все-таки еще теплились. Но до вручения так дело и не дошло.

«Распоряжение от 2012 года о размере премии отменено, в этом году мы не вручаем Пластовскую премию, – пояснила нынешний министр культуры региона Татьяна Ившина. – Такое решение далось нам не просто, но оно связано с вопросами финансирования».

По словам госпожи Ившиной, функцию поиска источников финансирования возьмет на себя созданный в августе Фонд поддержки изобразительного искусства «Пластовская осень», учредителем которого стал ульяновский Художественный музей. Планируется, что Фонд станет платформой для организации и проведения мероприятий по привлечению средств инвесторов для реализации крупных проектов в области культуры.

«Создание Фонда – возможность аккумулировать не столько бюджетные, сколько дополнительные средства. Сейчас мы идем по принципу «вытянутой руки». Ждем, когда откликнутся партнеры и примут решение», – отметила министр.

Какого размера будет будущая премия, если она будет вообще, пока неизвестно. Это будет зависеть от решения соучредителей премии. Впрочем, госпожа Ившина не исключает привлечения для целей финансирования премии федеральных средств.

«Не исключено, что под каждую премию будут привлекаться отдельные партнеры, кроме этого, возможны разные форматы получения премии. Возможно, половина премии будет учреждаться в виде грантов», – отметила министр. Пока же, несмотря на обещания, художникам-реалистам мечтать о премии не приходится. Может оно и к лучшему?

Светлана Александрова