Елена Тарубарова
Как выходят из положения жители поселка Майна Ульяновской области с практически разрушенным водопроводом.

О проблеме отсутствия воды в Майне и Майнском районе Ульяновской области написала местная районная газета. В областных изданиях об этой проблеме тоже периодически пишут, но гораздо реже и нерегулярно, потому как проблема старая, кажется всем нерешаемой и потому для публикации неинтересной. Как живется людям в отсутствии воды, действительно ли все так страшно, и почему все терпят и молчат? За подробностями корреспондент «Русской планеты» отправилась в Майну.

Геннадий — житель трехэтажного дома в центре поселка. Он живет в Майне всю свою жизнь — 66 лет.

– Проблем везде хватает, — говорит Геннадий. — Особенно с водой. Минимум два раза в неделю отключают. До третьего этажа вода не доходит, потому что напор слабый. Если его прибавить, чтоб до третьего этажа доходило — начинает рваться труба. Трубы рвутся, потому что водопровод старый. А заменить его по всему поселку — это бешеные деньги нужны.

Водопроводу в Майне более 40 лет. Стенки некоторых труб чрезвычайно тонкие, в некоторых местах толщина 0,6 мм. По словам Геннадия, лет 20 назад была распространена практика, когда трубы в поселке меняли участками, постепенно. А затем наступили 90–е, и любой глобальный коммунальный ремонт в поселке прекратился.

Момент, когда это началось, определить сложно. На фоне привычной проблемы людей даже не удивило то, когда несколько лет назад из кранов стала течь не вода, а некое мутное коричневое сусло. Геннадий считает, что это вина насосной станции — там что-то неправильно сделали, поэтому вместе с водой в трубы пошла и глина. Тогда люди не только набирали воду впрок — ее приходилось отстаивать, чтобы как-то пользоваться.

Геннадий живет на втором этаже, так что когда вода не отключена — она в его квартире есть. Но как решают проблему те жители Майны, в квартирах которых воды периодически не бывает сутками, он, в целом, в курсе. Самый распространенный способ запастись водой для слива в туалете — наполнить ванну.

– У них вот ночью вода бывает — вот тогда и стараются все емкости наполнить, — говорит Геннадий. — Ну, и у меня полванны всегда стоит, на всякий случай. Для приготовления пищи из родников берут. В сельхозтехникуме, в Вязовке есть колонки, в Абрамовке — это 10 километров, в Сергеевке — это шесть. У кого есть машина — доедут.

IMG_3004

Для питья и приготовления пищи, на всякий случай, по 10–15 литров у каждого майнца в доме есть всегда. У Геннадия ведро на кухне, за дверью. Периодически воду в нем меняют, пустым оно не стоит никогда.

Раиса Николаевна — соседка Геннадия. Она тоже счастливица, живет на первом этаже, до нее вода доходит. Раиса Николаевна здесь год, приехала в Майну из Самарской области. Говорит, что не ожидала увидеть здесь такое безобразие.

– Там, где я жила, бывают, конечно, перебои с водой, — говорит собеседница РП. — Но здесь это норма. Чтобы два-три дня подряд вода была — редкость. Отключат — и все.

В Майну Раиса Николаевна приехала к родне: схоронила мужа, сына и к родным людям подалась. Сами они с мужем тоже отсюда, уехали больше тридцати лет назад, тогда, говорит женщина, «нормально все было».

Виктор — еще один житель трехэтажки — живет как раз на последнем этаже.

– Без воды нам чудесно, — бодро говорит он. — Мы привыкли жить в пустыне. С утра встаешь — умыться нечем, такая радость на душе!

Беда в том, считает Виктор, что делают водопровод от случая к случаю. Где лопнуло — там и делают. Проблем добавляет то, что майнцы — и жители квартир, и жители частного сектора — пользуются одним водопроводом для всех без исключения нужд. То есть и пьют, и огород поливают из одной трубы.

– Тут еще от народа, конечно, многое зависит, — говорит о своем видении ситуации Валентина Ивановна, жена Виктора. — Тут вот вокруг шланги в огороды кидают — это поливают они, а у нас на третьем этаже лицо вымыть нечем.

Под Майной воды — море, считают супруги. Проблема в том, чтобы взять на себя ответственность хотя бы за собственный огород — выкопать колодец, пробурить скважину. Тогда будет техническая вода, и для полива она сгодится. У себя на даче супруги именно так и сделали. И поэтому тех, кто в черте города пользуется для полива водопроводной водой, считают в корне неправыми. Еще и потому, что сильная нагрузка — во время полива, и сильный спад напряжения — как только чуть спадает в нем нужда, гибельно отражаются на ветхих трубах.

– Нашим ведь трубам много не надо, — говорит Виктор. — Зимой то мороз, то оттает, чуть что, и мы опять без воды!

Школьный_огород

Любовь Викторовна, квартира которой напротив квартиры Виктора и Валентины Ивановны, бочку на своем участке заполняет из водопровода.

– Участок тут у меня близко, — говорит она. — Бегаю туда за водой, если вся вода в квартире закончится. А что делать?

Лена, живет в Майне с рождения — 32 года, рассказывает, что жизнь на третьем этаже начинается после 12 ночи. Тогда даже ребенка (мальчик, семь лет) искупать удается.

– У нас еще ничего — вода бывает, а вот вы съездите на Пионерскую. У меня там в одном доме сестра, в другом тетка — так там вообще воды нет, — говорит Лена. — В ниточку идет, после двух ночи.

В общей системе водоснабжения нет никаких задвижек между микрорайонами поселка. Поэтому, если происходит прорыв в каком-то одном месте, без воды сидит и ждет, пока отремонтируют систему вся Майна, восемь тысяч человек.

– Нас эти отключения касаются в очень большой степени по работе, — говорит бармен и администратор майнского кафе Елена. — Это закон подлости. Как поминки на 300 человек — так нет воды. У нас бак стоит, на 300 литров, и еще фляги, но на самом деле — это ни о чем. Вы сами представьте: даже сегодня у нас поминки на сорок человек, три блюда — это уже 120 тарелок, плюс нарезка, плюс стаканы… Вода нужна постоянно. Если не работает электрический водонагреватель — для его работы нужна постоянная подача воды, греем воду на плите. Посуда жирная, мыть надо в горячей воде.

Воду, если это требуется, приходится подвозить в процессе. Кроме того, сложности возникают и с каждодневной работой кафе, разумеется, в первую очередь из-за умывальника и туалета. Приходится отказывать клиентам.

Повар кафе, Любовь Алексеевна, выход из ситуации видит в том, чтобы поставить большие баки с водой — они обеспечивают общепиту независимость от центральных сетей водоснабжения.

– Я до кафе в ресторане работала, — говорит Любовь Алексеевна. — У нас там на 600 литров бак стоял, проблем с водой никогда не было.

– Ну и в квартире такая же история: приходишь с работы домой — воды нет, — говорит Елена. — Главным образом, помыться невозможно. А открываешь воду, и она есть — краны рвет. Я ведь домой поздно прихожу, соседи в это время уже спят. Воды вечером не было, ночью пошла, до меня с этого момента ее никто не открывал. Я открываю первая — вылетает воздушная пробка — и я без крана. Два раза уже в такой переплет попадала.

Автомойщик_Дмитрий_уверяет,_что_бака_с_водой_на_400_литров_ему_хватает,_чтобы_помыть_шесть_машин

Учителя майнской средней школы — преподаватели русского языка Ольга Александровна и Лариса Евгеньевна — говорят, что отсутствие воды — проблема в основном летняя, от нее они страдают так же, как и прочие жители Майны. В течение учебного года уроки, порой, приходится сокращать — из-за отсутствия воды и неработающего туалета. В таких случаях с детьми проводят дополнительные консультации, чтобы нагнать материал. Пищеблок воду запасает впрок и варит детям обеды. Техничка порой воду берет из баков, установленных на школьном участке. Их таких два — каждый примерно на три тонны. Вода из них используется для полива школьного огорода. Заполняются баки из городского водопровода.

– В этой ситуации с водой больше всего раздражает полная беспомощность, — говорит майнский общественник и редактор местной «Нашей газеты» Андрей Школьный. — Непонятно, будет ли что-то делаться для исправления ситуации и кто именно должен за это отвечать. В маленьких поселках комунхозы живут нищенски, им даже себе, внутри организации, зарплату платить нечем. Это в Ульяновске идет борьба за обслуживание многоквартирных домов, там с них действительно можно что-то получить. Сборы с поселковых домов маленькие, и они не покрывают всех расходов.

Единственный выход для спасения поселкового водопровода, по мнению Школьного, — попасть в специальную федеральную программу. Есть ряд населенных пунктов в области, где таким образом полностью поменяли водопровод. Новый водовод построили и в Майне — около пяти лет назад. Потратили 36 млн рублей. Новые трубы проложили рядом со старыми, но занизили их диаметр и что-то неправильно установили в системе задвижек. В результате — новый водовод оказался нерабочим, вода по нему не подается. Майнцы периодически слышат, что новый водовод пытаются реанимировать, но до сих пор эти попытки ни к чему не приводили.

Протяженность сетей систем водоснабжения населенных пунктов Ульяновской области составляет 7829,9 км, из них 3599,9 км (42,1%) нуждается в замене. В целом по Ульяновской области потери воды в сетях водоснабжения составляют в среднем 21,6% от общего объема воды, поданной в сеть. Наибольшие потери воды в сетях наблюдаются в Вешкаймском (45,1%), Сурском (35%) и Майнском (26,2%) районах, а также в городе Димитровграде (28,9%). Одной из причин высоких потерь воды является изношенность разводящих водопроводных сетей.

Майнский водовод — это 11 км труб. Вода подается из родников села Абрамовка. Там находится станция первого подъема: вода из подземных источников поступает в большую наземную емкость. Оттуда вода перекачивается на окраину Майны — на станцию второго подъема. И уже оттуда она поступает в поселковый водопровод и подается в дома.