Идея создания в Ульяновской области кластера творческих индустрий (иначе его называют креативным кластером) родилась еще в конце 2012 года. К тому времени уже родилось креативное пространство «Квартал», которое и стало стартовой площадкой для развития креативного кластера. Часть его площадей отдали в аренду на льготных условиях для реализации творческих бизнес-идей. Но кластер, по замыслу тех, кто его придумал, должен выйти далеко за пределы «Квартала», объединить всех творящих (в хорошем смысле) людей региона, помочь им запустить свой творческий бизнес, получив взамен вклад в развитие региональной экономики: налоги и рабочие места. В ходе недавней презентации проекта стратегии культурного развития Ульяновской области до 2025 года, губернатор Сергей Морозов заявил, что развитие творческих индустрий должно быть одним из приоритетов региональной культурной политики. В связи с этим мы решили выяснить, что уже сделано для создания креативного кластера, а что еще предстоит сделать.
Первое серьезное обсуждение будущего креативного кластера состоялось в ноябре 2013 года на совещании с участием Сергея Морозова. Руководитель «Квартала» Павел Андреев рассказал тогда, что под креативным кластером понимается сконцентрированная на территории Ульяновской области группа взаимосвязанных организаций, компаний, индивидуальных предпринимателей, учреждений, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом для развития региональной креативной экономики.
Тогда же были названы примерные цифры: в Ульяновской области представлено порядка 800 различных творческих индустрий, в которых задействовано порядка 12500 человек.
На совещании также сформулировали первоочередные задачи, которые требовалось решить на пути к созданию кластера: выбор подходящих помещений и будущих резидентов креативного кластера.
Как рассказал нам по телефону Павел Андреев, в настоящее время обсуждается четыре площадки для размещения творческих бизнесов: бывший «Боулинг» в здании ДК «Губернаторский» (по словам Андреева там может разместиться некий многофункциональный центр с площадками для массовых мероприятий, коворкинга), салон-магазин «Искусство» на ул. Гончарова (здание принадлежит Союзу художников, но сейчас площади в нем чаще всего арендуют далекие от творчества коммерсанты. Там могла бы разместиться в том числе дирекция креативного кластера), бывший техникум Моторного завода и мало востребованный бизнес-инкубатор в парке Победы (последнее – только витающая в воздухе идея и далеко не факт, что она будет реализована).
Также Андреев пояснил, что создание кластера творческих индустрий не может идти быстро, к процессу подходят взвешенно.
– Недостаточно просто предоставить потенциальным творческим предпринимателям площади в аренду на льготных условиях, – считает Павел, – Они производят шикарный культурный продукт, но его нужно еще и продать, поэтому наша задача – научить их бизнесу.
По словам Андреева, в Ульяновске уже проводятся семинары по продвижению творческого бизнеса. В апреле создан Совет кластера творческих индустрий, а также экспертный совет, в который вошли ведущие специалисты России и двое европейских профессионалов. Они будут консультировать ульяновских коллег
В проекте стратегии культурного развития Ульяновской области креативным индустриям уделено не слишком много внимания. В разделе, посвященном текущему состоянию культурной политики в регионе сказано, что вопрос развития культурных индустрий, которые представляют собой важнейший сегмент креативной экономики, является приоритетным направлением культурной политики Ульяновской области и меры, предпринимаемые правительством Ульяновской области, направлены на поддержку малого бизнеса в сфере культуры и искусства, так называемого, творческого предпринимательства, а также на консолидацию креативного потенциала региона на базе создания кластера культурных индустрий.
Развитие культурных индустрий, согласно проекту стратегии, является одной из задач региональной культурной политики. По мнению авторов стратегии, для реализации этой задачи необходимо:
– проведение исследования по состоянию креативного предпринимательства в регионе;
– создание условий для развития творческого предпринимательства в регионе;
– усиление взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и творческих предпринимателей региона;
– создание финансово-экономических условий для развития творческого предпринимательства путем снижения налоговой нагрузки, предоставления налоговых преференций творческим предпринимателям;
– создание условий для взаимодействия культурных институций и творческих предпринимателей, в частности, в области разработки сувенирной продукции для музеев региона и обеспечения рынка сбыта данной продукции;
– создание условий для сетевого взаимодействия творческих предпринимателей, расширение возможностей для обмена опытом и знакомства с лучшими практиками;
– создание условий для расширения образовательных возможностей творческих предпринимателей, как в области художественного образования, так и в области экономического и юридического образования с учетом специфики этого вида предпринимательства;
– увеличение числа кластеров культурных индустрий, в том числе в муниципальных образованиях Ульяновской области.
Павел Андреев считает, что в ходе обсуждения стратегии, которое стартует сегодня, раздел, касающийся развития креативного кластера, будет существенно дополнен. Также он обратил наше внимание на то, что развитие кластера творческих индустрий является составной частью другой стратегии – стратегии социально-экономического развития Ульяновской области. По мнению сторонников активного продвижения творческих бизнесов, они смогут стать локомотивом региональной экономики. Правы они, или нет – покажет время.
Forecast
Вот что говорила по этому поводу бывшая глава фонда Ирина Астраханцева:
– Чуть подробнее, пожалуйста, о задачах инкубатора.
– Инкубатор как инкубатор — это площади для развития, размещения, продвижения творческих предпринимателей, которые занимаются креативом не в свободное от работы время, но поставившие себе целью своей жизни именно это. Привлекать сюда людей своим продуктом, а не какой-то банальной перепродажей, например. Инкубатор как креативное пространство, где происходит планирование, творчество, формирование базы творческих индустрий, поиск партнеров, коллег, единомышленников.
– Еще немного истории. Чья была идея такого пространства?
– Отец — Сергей Морозов. Мы ездили по Германии, и в Дрездене он обратил внимание на старое здание ткацкой фабрики, где немцы организовали шикарное творческое пространство для выставок, концертов, мастер-классов, лекций и просто отдыха молодежи и туристов. “Вот что я хочу и у нас!”, – сказал тогда Сергей Иванович. Мы взялись за дело…
– Стоп! Тогда сразу вопросы. Почему это было сделано на государственные деньги? Почему власть, простите за выражение, “влезла” в мир, который обычно создают сами люди искусства?
– Сегодня на “Квартал” не выделяется та сумма, о которой говорят. Мы практически окупаем себя сами с помощью резидентов, которые оплачивают аренду, коммунальные услуги. Увы, нет такого бизнесмена в Ульяновске, который бы захотел взять любое пространство, промышленное или другое, чтобы преобразовать его и, главное, понять, что в течение трех лет не получит никакой прибыли. Мы обращались к очень многим, но… Значит, мы еще не дожили до уровня таких проектов, как московские “Винзавод” и “Флакон” или питерские “Ткачи”, например. Там это — частные фирмы.
– Какова организационно-правовая форма “Квартала”?
– Государственно-частное партнерство. И его не стоит списывать со счетов в современном мире. “Квартал” входит в фонд “Ульяновск — культурная столица”, а учредитель фонда — правительство области.
– Что нужно сделать, чтобы как можно больше ульяновцев узнало о таком уникальном пространстве и приходило туда?
– Мероприятия — семинары, лекции, шоу, мастер-классы с известными, медийными людьми, – каждый день! Нужен свой мощный сайт.
– Кстати, об Интернете. В группе пространства “Вконтакте” — 1700 человек, в Facebook – 89, в Twitter – 152 читателя. А торговый центр “Аквамолл” собрал на своей страничке в сети 24 тысячи человек. Может все-таки о вас слишком мало информации в Ульяновске?
– Я полностью согласна с вами, этап предварительной раскрутки прошел. Новая стратегия у нас есть, она отлична от той, что была еще три месяца назад. Мы будем менять содержание “Квартала”, формат и больше рассказывать о проекте. (2013 год)
гость
Архив сделайте. Вы же гробите краеведческое движение в области.
а есть еще
статья на этой же странице про два миллиарда в мемориал. Там про Ившину, Лаковского и прочих очковтирателей очень хорошо и правильно написали. Спасибо Вам. Еще еще честные и порядочные люди! Выводите жуликов на чистую воду.
и ьрр
Ни один деловой человек не даст своих денег на подобную хрень. А бюджетные можно.Можно также выделить здания, помещения, создать льготы.Бюджет может это позволить, мы же добрые.Только из кучи неконкретики непонятно-каким образом креативный кластер станет локомотивом региональной экономики. Хотелось бы поконкретнее, что у кластера будет на выходе, какой продукт.Может он и не нужен никому…
Forecast
Я вот тоже все время недоумеваю, как культура двинет экономику. Ее должны двигать производства, технологии, инвестиции, изобретения, прорывы в тех же технологиях. Если, условно, построить в каждом селе ДК, это будет здорово, но на это способно только государство и бюджет, но никак не бизнесмен из села, продающий молоко и мясо. И, например, построили эти ДК, все круто, но это расходы на содержание, воду, газ, свет, землю и прочее, как от этого экономика двинется, не пойму :)
и ьрр
А ответить на вопрос в заголовке можно не читая статью:-“Нет, не будет”.