В последние годы нам активно внушали, что Ульяновск — это столица почти всего. От культуры и авиации до помидоров. Но это лишь одна сторона мании величия. Есть и другая, но она выражается уже не в «столичной» риторике, а в прожектерстве. Мы подобрали 5 проектов на грани фантастики, которые планировалось реализовывать в городе.

Струнный транспорт Юницкого

Идея о строительстве в Ульяновске опытной трассы струнного транспорта впервые была озвучена губернатором области в 2009 году. Несмотря на активную критику и полное отсутствие хоть каких-то достоверных экспериментальных данных, идея дошла аж до госсовета и была представлена Дмитрию Медведеву. Реакция была вежливой — губернатора похвалили за интерес к инновациям, но на струнный транспорт денег не дали. Через четыре года набравшийся опыта в инвестициях и инновациях глава региона уже сам фактически признал свою ошибку в выборе для предполагаемой реализации проекта на грани фантастики. А ведь в 2009 году на одном из аппаратных совещаний губернатор обещал «оторвать уши» всем критикам грандиозного проекта…

7789

Что должно было быть?

В теории, над нашими головами уже сейчас должны были ездить по натянутым тросам струнные автобусы и струнные фуры, а проблема строительства современных дешевых средств сообщения в России полностью решена. Зачем нужны железные дороги, если струнный транспорт, согласно его презентации областным властям, оказывается в сотни раз дешевле и в разы быстрее, чем устаревшие электровозы и тепловозы с составами. Про них тут же бы забыли, а весь мир выстраивался бы в очередь за покупкой лицензий на струнные трассы.

На практике дело бы ограничилось экспериментальной трассой в несколько сотен метров, по которой ездил бы переделанный грузовик. Впрочем, вряд ли бы он проездил долго — затраты энергии на удержание устойчивости конструкции оказались бы слишком большими, так как чудес не бывает, и закон сохранения энергии никому до сих пор обмануть так и не удалось.

Завод по производству НЛО

Вторую фантастическую идею также принято приписывать действующему губернатору области. Почти одновременно с презентацией струнного транспорта губернатор представил и некий летательный аппарат «Локомоскайнер».

Аппарат в форме НЛО ведет эволюцию от советских разработок в области термопланов, которые, в свою очередь уходят корнями в немецкие опыты времен фашистской Германии. К середине 80-х исследования по термопланам в СССР были свернуты ввиду доказанной экономической нецелесообразности их разработки. На волне инновационной риторики Медведева, сразу несколько групп разработчиков и изобретателей подобных аппаратов двинулись в тур по регионам. По-видимому, именно в Ульяновской области им удалось найти благодарного слушателя в лице губернатора.

В основе термоплана лежит идея дирижабля — объем в форме НЛО нужен для того, чтобы аппарат был легче воздуха. На том же принципе должен был работать и «Локомоскайнер».

дирижабль

Что должно было быть?

Если бы специально созданная компания «Локомоскай» реализовала свои планы, уже к 2012 году в Ульяновске появился бы завод по производству термопланов нового поколения, а к настоящему моменту рынок вертолетов, используемых для доставки грузов в труднодоступные места, попросту бы рухнул. «Локомоскай» оказался бы в десятки раз экономичней, надежней и грузоподъемней.

Идея также была представлена Дмитрию Медведеву, который явно её не оценил. Очевидно, что этот факт послужил поворотной точкой — планы по производству НЛО были быстро свернуты.

Тоннель под Симбирской горой

Идея с тоннелем под Симбирской горой оказалось удивительно живучей. Впервые она была высказана еще в конце XIX века, когда в Симбирске активно обсуждался мега-проект по превращению города в глобальный транспортный узел. Надежды возлагались на планируемое строительство железной дороги и гаваней на Волге. Основной проблемой в этом случае становилась высота Симбирской горы. Дорога в гору, особенно в дождливую погоду, становилась настолько серьёзной проблемой, что всерьез рассуждать о расцвете городской оптовой торговли не приходилось. Тогда и возникла идея о спрямлении горы с помощью тоннеля, который должен был начинаться у пристаней и заканчиваться на середине спуска. Несмотря на явную фантастичность идеи, она активно обсуждалась, в том числе и в Городской Думе.

Вторая реинкарнация идеи случилась в 60-х годах прошлого века во время активной подготовки к 100-летию Ленина и оказалась вызвана все той же проблемой. Первый горизонтальный тоннель должен был начинаться в районе речного порта и уходить вглубь горы на 150 метров. Второй тоннель по проекту продолжал первый и выводил в район обелиска в начале улицы Гончарова.

И, наконец, к идее тоннеля вернулись в 2011 году. В разработанной по заказу мэрии Ульяновска стратегии развития города до 2020 года оказался пункт о переносе автомобильного трафика из центра города в тоннель, соединяющий мосты через Волгу и через Свиягу.

0708

Что должно было быть?

Если бы проект 60-х годов был реализован, от речного порта до обелиска можно было бы подняться на лифте — в тоннелях планировалось разместить лифтовую шахту.

Проект рассматривался, но предпочтение в конечном итоге было отдано канатной дороге. Членов комиссии смутила стоимость проекта и опасность оползней. Те же проблемы возникли бы и при возможном строительстве тоннеля в начале XX века, не говоря о фантастических планах мэрии Ульяновска.

Впрочем, скорее всего никакой тоннель прорыть бы не удалось вовсе из-за грунтовых вод — возникал очевидный риск того, что через него попросту соединятся Свияга и Волга.

Ульяновское метро

В начале и середине 80-х казалось, что в ближайшее время Ульяновск превратится в крупный город. Достраивался «Авиастар», а вместе с ним и грандиозная слобода «Новый город», практически прошел все согласования и проект перестройки центра города под ульяновский центр микроэлектроники. Согласно планам, уже к 1987 году количество населения города должно было вплотную приблизится к миллиону, а к очередному круглому юбилею Ленина (2020 год) перевалить за 2 миллиона. Именно тогда и была впервые на серьёзном уровне озвучена идея о строительстве в Ульяновске метрополитена. Многие архитекторы настаивали, чтобы планы его строительства были отражены в разрабатываемых генеральных планах.

Дошло даже до геологических изысканий и примерных расчетов мест расположения станций и веток, одна из которых должна была пройти по новому мосту через Волгу. Именно для легкого метро в его проекте был отведен нижний ярус.

Что должно было быть?

Если бы прогнозы оказались верными, а планы выполнялись, то уже к 90-м годам прошлого века в Ульяновске функционировали бы две протяженные ветки метро — одна от центра города в Засвияжье, а вторая — через новый мост через Волгу до Нового города.

Несколько лет назад в интернете появился «фейковый» сайт про ульяновское метро с описанием подвижного состава и даже со схемой линий. Если верить этому ресурсу, то к настоящему моменту в Ульяновске должны были бы функционировать с десяток веток метро, а ежегодно метрополитен перевозил бы 1,2 миллиона пассажиров.

Описано на сайте и убранство станций. «Общий характер архитектуры Ульяновского метрополитена с первых же конкурсных проектов был обусловлен гуманной задачей организации благоприятней транспортной среды жизнеутверждающего подземного пространства в синтезе с изобразительными искусствами».

Музей СССР

Впервые идея о превращении Ульяновска в город-музей с застывшими образами начала высказываться в середине 60-х. На носу был все тот же 100-летний юбилей Ленина, а это значило, что оставить без внимания родину великого революционера было нельзя.

Одним из вариантов было кардинальное «омемориаливание» города, вплоть до покрытия исторической его части сплошным стеклянным куполом. Но застывшая история не оказалась востребованной — центральное бюро КПСС справедливо рассудило, что показывать истинное лицо города, о котором сам вождь отзывался как о «скверном городишке», не стоит. Тогда и созрел план форсированной перестройки города на современный лад — всю неприглядную старину нужно было спрятать за новыми модерновыми фасадами.

Так и поступили, хотя до конца начатое довести и не удалось. Деревянные хибары прикрыли фасадными зданиями из стекла и бетона, историческую часть подвергли санации, в процессе незаметно разобрали и сам дом, где родился виновник перестраивания.

Постепенно декларируемый развитой социализм сменился реальным постмодерном и, вполне в духе диалектики Маркса, старая идея возродилась на новый лад. Лад оказался наделен статусом музея СССР.

CIMG0203

Что должно было быть?

В наиболее радикальном варианте музей СССР — это новый стеклянный купол, но фиксирующий уже не остатки истории, а остатки истории об истории. Постмодернистский символизм должен был сыграть не самую добрую шутку. Город-музей неизбежно должен был бы выбрать между двумя статусами — музея или, собственно, города. Или утратить оба.

Если бы планы дошли до стадии воплощения, то уже все к тому же 2020 году, то есть к очередному юбилею вождя мировой революции, Ульяновск стал некро-советским городом. Кто бы захотел жить в музее музея?