Теория игр, на которой основано страхование в мире, в нашем регионе неизвестна. На сегодняшний день потребитель услуг страхования в Ульяновской области – это фактически «игрок с нулевой суммой».

Ульяновск опять отличился: рост цены автокаско здесь выше, чем где-либо в России. На этой неделе газета «Ведомости» опубликовала данные сайта moneymatika.ru, согласно которым за год автокаско больше всего подорожало в Ульяновске. Средний тариф в регионе составил 13,2% от цены автомобиля, т.е. 86 550 руб. [полный текст доступен по ссылке http://www.vedomosti.ru/finance/news/33231501/tret-strahovki-agentam – от.ред.]

Что к этому привело: неэффективность государственного регулирования, ценовой сговор страховщиков или что-то еще?

В сложных экономических условиях в зоне риска находится, в первую очередь, финансовый сектор. Банкротства и отзывы лицензий банков, невыплаты вкладов, проблемы с функционированием безналичных карт – все это теперь повседневность. Прежде чем понять, почему у КАСКО такая высокая цена, нужно сделать шаг назад и вспомнить про проблемы с ОСАГО.

С весны 2014 года жители Ульяновской области стали жертвами интриг «больших боссов»: банальная покупка полиса ОСАГО стала целым приключением. Записи в очереди, нехватка бланков, несогласованность со службой безопасности – чего только не придумали для того, чтобы ущемить права клиентов. Прикрываясь сказками о невероятных объемах подстав мошенников и расцвете криминала, страховщики ждали только одного – увеличения тарифных ставок. По оценкам самых разных экспертов такое повышение – вопрос времени. Тарифы страховых взносов на полис ОСАГО, порядок возможных выплат, правила поведения участников отношений детально регламентированы федеральным законодательством. Страховому лобби нужно было только одно – добиться искусственного дефицита. По-видимому, почувствовав вкус такого рода схем, страховщики обратились к куда более лакомому сегменту автострахования – КАСКО.

Почему же до 2014 года купить страховку КАСКО было проще простого, а её стоимость была невысокой? Что изменилось? Неужели так сильно возрос спрос на страхование автомобилей при сохранившемся на том же уровне предложении? Наоборот, по всем данным, спрос падает – именно поэтому Правительство РФ вернулось к программе стимулирования продаж новых автомобилей. На мой взгляд, одной из главных причин является создание мегарегулятора финансовой сферы, поглотившего все ранее существовавшие службы и агентства. Это Центральный банк Российской Федерации, который в последнее время больше занят переделом банковского рынка, нежели проблемами «маленьких людей». Следует отметить, что в Ульяновской области у этой структуры до сих пор не существует отдела, который занимался бы заявлениями и жалобами физических лиц. Для предъявления претензий к страховым компаниям люди должны отправлять письма или ездить в управление ЦБ по Самарской области.

Еще одним видом государственного регулирования, которое уже показало свою неэффективность в ситуации с ОСАГО, является антимонопольное. УФАС [управление федеральной антимонопольной службы – от.ред.] по Ульяновской области фактически продемонстрировало невозможность защитить права людей, столкнувшихся с мощным страховым сговором.

Объясняя провалы в регулировании рынка страхования, Центральный Банк и антимонопольная служба претендуют на недостаточность и неполноту своих полномочий. Но что мешает уже сейчас использовать те механизмы, которые есть в законодательстве? Административный торг за ресурсы – это один из принципов бюрократии, который никак не связан с результатом работы чиновников. Именно формирование мегарегулятора, на которого возлагались большие надежды, показало: увеличение полномочий и их концентрация ведут к росту качества жизни бюрократов и ухудшению качества жизни простых людей.

Единственным субъектом, от которого зависит возможное изменение ситуации, является общество. Сами потребители должны понять, зачем им нужно страхование КАСКО, требуются ли государственные регуляторы, кто им платит зарплату и кто должен требовать качества работы. Но пока со стороны людей есть запрос на «сильную руку» и нет мониторинга эффективности работы чиновников со стороны общественных институтов, спектр услуг будет сокращаться, а цена будет расти. Дороговизна КАСКО в Ульяновской области это наглядно демонстрирует.