В любом деле самое трудное – начать. Особенно сложно начинать собственный бизнес, ведь в этой сфере риск неизбежен.
О том, как грамотно и эффективно развернуть свое дело, начинающие предприниматели Ульяновска смогли узнать, побывав на семинаре креативных стартапов, который состоялся на этой неделе в рамках IV Международного культурного форума.
Ведущий семинара – московский предприниматель, организатор частной школы предпринимателей и эксперт по бизнес-планированию Игорь Хлуденцов. В течение трех дней он консультировал ульяновских стартаперов.
На семинаре выяснилось, что одна из главных проблем ульяновских предпринимателей – отсутствие полноценного общения внутри бизнес-сообщества.
– В вашем городе остро чувствуется нехватка той среды, где начинающие предприниматели могут пообщаться, подучиться, хотя бы просто обменяться знаниями, – считает наш собеседник.
По словам Хлуденцова, через его бизнес-школу прошли сотни стартаперов, кроме того, он участвовал в работе форума на Селигере. Накопившийся опыт позволил вывести определенные закономерности грамотного стартапа.
– В первую очередь я советую начинающим бизнесменам не бегать с протянутой рукой по инвесторам в поисках денег. Такой подход – большая ошибка. Надо четко понять следующее: всегда есть люди, которым выгодно самим дать то, что нужно тому или иному стартаперу. Основная задача – найти таких людей, – уверяет эксперт.
В качестве примера он рассказал о стратегии, позволяющей фактически без денег открыть собственный магазин.
– Ко мне как-то обратился студент, который как раз захотел реализовать подобную цель. Я ему говорю: «Найди самые лучшие места для магазина в городе – самые проходные, где точно будут высокие продажи». Он в ответ: «Да вы что – за такие места нужно платить большие деньги, они еще за несколько месяцев вперед предоплату потребуют!». Тем не менее начал искать.
Когда студент Хлуденцова обнаружил свободные помещения, эксперт посоветовал ему пообщаться с их собственниками и спросить, сколько времени они уже ищут арендаторов. Ведь, как известно, пустующие площади денег не приносят. Затем предложить арендодателями такой вариант: занять пустующее помещение с условием оплаты за него с месячной отсрочкой. При этом гарантировать им, что если хозяева найдут других арендаторов, то данные площади будут освобождены в три дня. Таким образом, собственники ничем не рискуют, помещение же начинает приносить им пусть отсроченную, но прибыль. А стартапер без какой-либо предоплаты на целый месяц заполучает отличное место для продаж.
– Далее – торговое оборудование. Здесь мой совет следующий: искать ликвидирующиеся магазины или фирмы-банкроты. Им необходимо поскорее избавиться от оборудования, поскольку нужно срочно освобождать помещение. Такие организации также легко могут предоставить свою собственность в пользование с отсрочкой оплаты. А затем, как говорится, дело техники: товарный кредит выдается на большинство розничных товаров при наличии оборудования и помещения. Персонал должен сам заработать себе на зарплату. Остается обеспечить рекламу нового магазина, на первых порах можно и бесплатным «партизанским способом» – расклейкой объявлений и т.п.
По уверению эксперта, подобным образом можно открыть не только магазины, но даже запустить производство.
Для стартапов, связанных с культурной и творческой сферой, ведущий семинара посоветовал использовать чужие бизнес-ресурсы.
– Творческие люди обычно плохо умеют продавать результаты своего труда. Иначе говоря, им тяжело себя рекламировать, именно поэтому для них чужие бизнес-ресурсы – единственный путь для быстрого старта. Такое партнерство возможно тогда, когда продавцу выгодно это сотрудничество.
Наш собеседник привел такой пример: допустим, вы занимаетесь художественной обработкой декоративных камней. Организовать продажу своих изделий вам затруднительно – нужно открывать свою торговую точку, нанимать продавца и т.п. Таких затрат вы себе позволить не можете. Хлуденцов предлагает следующий «изящный выход»: найти магазин по продаже платьев и заключить партнерское соглашение с его хозяином о том, что ваши изделия будут украшать платья, выставленные на продажу.
– В этом случае и магазин выиграет: платья станут смотреться привлекательнее, увеличатся продажи, и вы получите возможность реализовывать свои изделия.
В заключение московский эксперт сравнил условия для бизнес-стартапа в разных странах и признал, что России в этом смысле есть куда стремиться.
– К примеру, в том же Израиле государство дает безвозвратные субсидии (существенные суммы) на написание бизнес-плана, на само развертывание дела и обеспечивает двухлетнюю бесплатную бухгалтерско-юридическую поддержку стартаперов.
Сергей Соболев