5 сентября в Ульяновском театре кукол с большим успехом состоялась премьера спектакля для взрослых «Пиковая дама».
На сцене
Молодой военный инженер по фамилии Германн, проводя ночи напролет с друзьями-картежниками, сам принципиально не играет. «Германн немец: он расчетлив, вот и все!» — говорит его приятель Томский. А сам герой отмечает, что он «не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Он честно служит, чтобы преумножить капитал, оставленный ему отцом. Он тверд в своей позиции. И вдруг…
Томский рассказывает о своей бабушке, которая некогда блистала в лучших салонах Европы и азартно играла. А однажды узнала тайну трех карт, которая помогла ей отыграться. Но вредная старуха не сообщает эту тайну никому из родственников…
Все! Германн заболел идеей выведать бабушкину тайну. Чтобы сыграть всего один раз — но наверняка!
«…Так бросьте же борьбу,
Ловите миг удачи,
Пусть неудачник плачет,
Кляня свою судьбу».
Однако к старушке просто так не сунешься. Тут надо действовать хитрее. Например, через ее молодую воспитанницу Лизавету Ивановну. Прикинуться влюбленным, назначить свидание…
…Постойте, друзья мои! Когда это было? Когда у вполне достойного, трудолюбивого и весьма расчетливого молодого человека появилась идея фикс разбогатеть в один миг? Сегодня утром? Вчера? В лихие 90-е? Ну что вы! Раньше, значительно раньше! Эту историю рассказал русской публике А.С. Пушкин в 1833 году. Сюжет-то, в общем-то, простой. А уже почти два века витает над нами зловещий дух Пиковой дамы, ведущий ослепленного корыстью человека то ли к исполнению мечты, то ли к безумию…
Мы разговариваем об этом с режиссером Станиславом Железкиным, поставившим «Пиковую даму» в Ульяновском театре кукол, за час до начала генерального прогона спектакля.
Над суетой
В это время нормальный режиссер должен или глотать корвалол, или бить посуду, или гонять труппу:
«Здесь когда-нибудь кто-нибудь будет работать?!» — и его никто за это не осудит. А Станислав Федорович, не теряя творческого азарта и огонька в глазах, достойно держит натиск журналистов. Конечно, за его спиной — огромный опыт. Он — народный артист России, главный режиссер кукольного театра в подмосковных Мытищах, президент Российской ассоциации «Театр кукол — XXI век», советник от России при Генеральном секретаре международной ассоциации театров кукол УНИМА. Недавно Железкин вернулся с Кубы, где проходил очередной Всемирный фестиваль кукольников… Слушаю режиссера и понимаю: конечно, он волнуется. Но это волнение человека, уверенного, что там, за его спиной, за закрытым пока занавесом — все в порядке. Каждый вложил в этот спектакль все, что мог. И они сыграют так, как он, режиссер, задумал пьесу и поставил ее. Поэтому все будет хорошо…
– «Пиковая дама» — одно из лучших произведений Пушкина, — говорит Станислав Федорович, — где автор в короткий сюжетный ход собрал и предельную простоту жизненных ситуаций, и мистику, и азарт и адреналин игроков. И не случайно у него фраза есть ключевая, которую говорит графиня, когда приходит к Германну: «Я пришла к вам не по своей воле. Мне велено доложить: карта такая-то и такая-то. Но чтобы ты ни-ког-да не садился больше играть и женился на моей воспитаннице». Почему графиня не отдавала три карты ни родственникам, никому? Потому что она считала, что этим людям, не имеющим внутреннего багажа и нравственного, духовного стержня, это принесет гибель. Что в итоге с Германном и произошло. Передача карт — это вопрос: зачем ты живешь на земле? Что ты после себя оставишь?
– Возьмем как пример наш сегодняшний день, — рассуждает режиссер. — Посмотрите, сколько богатых людей, которые боятся расстаться со своим капиталом. Куда? Нет бы вложить, как русские меценаты, в культуру, в искусство. Дворяне этим занимались. Декабристы, когда их сослали в Тобольск, последние пять рублей золотыми отдавали для постройки драматического театра. Потому что они знали: все богатство страны — в духовном. Говорят: если нет национального искусства, при всем космическом оборудовании, — нация погибнет.
– Станислав Федорович, сама пушкинская повесть объемом меньше тридцати страниц. Опера «Пиковая Дама» идет четыре с половиной часа. А пьеса, которую вы ставили?..
– …А пьесы никакой нет!
– Пьесы «Пиковая дама» — нет?
– Нет. Это просто адаптация самого произведения.
– А как в спектакле участвуют куклы?
– Для меня было важно существование графини на сцене. Она уже это все прошла. У нее иное восприятие, иное мироощущение. Для нее персонажи — это куклы, для нее это суета сует.
В Ульяновске Станислав Железкин уже ставил спектакль «Гадкий утенок», который идет с большим успехом. Поэтому он знаком с художником-постановщиком нашего Театра кукол Дмитрием Бобровичем и относится к нему с большим уважением. Тепло отзывается режиссер об актерах, занятых в спектакле: заслуженном артисте России Андрее Козлове, который играет Томского, молодой артистке Ольге Лаврентьевой, выступающей в роли Лизы, о Марке Щербакове, играющем Германна. И все же оставляет молодых далеко за флагом прима, Кларина Ивановна Шадько, актриса Ульяновского театра драмы, народная артистка РФ, лауреат Государственной премии России и Национальной театральной премии «Золотая маска».
– Да, я видел много артистов, — говорит Станислав Железкин. — Но то, что я столкнулся с величайшей актрисой — это мне подарок судьбы, который мне преподнес театр, что в этом спектакле именно этот человек. Который не лжет. Нет, это природа ее правды. Я влюблен в нее. Влюблен!..
Карты. Деньги. Ну, и «ствол»
Ах, какую роль создали для Кларины Шадько! Это большая удача — получить такую роль. И тут уважаемая Кларина Ивановна в грязь лицом не ударила! В ее исполнении — тончайшие психологические
переходы от молодой лихости записной кокетки к капризам и нетерпимости старой барыни, от властного тона к состоянию явного старческого слабоумия (когда зритель сидит-гадает: то ли в самом деле она одной ногой в могиле, то ли так умело прикидывается?). Графиня играет, играет, играет — каждую секунду своей жизни, которой почти не осталось. Играет для себя, потому что она — среди людей и совершенно одинока.
Пушкин о героине своей говорит так: «Графиня ***, конечно, не имела злой души; но была своенравна, как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как и все старые люди, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему».
Чуждая настоящему. В спектакле, поставленном Железкиным, главный герой — не Германн. Главенствует здесь именно графиня. А все прочие: игроки, а вместе с ними Германн и Лиза — надевают маски и делаются похожими друг на друга, берут в руки куклы, изображающие их же самих. Эти люди-куклы действительно много суетятся. И их устремления так ничтожны с точки зрения богатой старухи, восседающей на троне высоко над ними.
Смерть ее случайна и нелепа. И все же она уже в роли призрака возвращается к Германну и называет ему карты. Только вместо туза случайно выдергивает он из колоды пиковую даму… И сводит его с ума раскрытая тайна графини. Как говаривал Гоголь:
В нашей беседе Станислав Федорович вспомнил мудрую фразу, высказанную Мильтинисом, главным режиссером драматического театра в литовском Паневежисе (того театра, в котором всю жизнь играл Донатас Банионис): «Не ищите ничего нового. Ищите вечное!» Приходите на «Пиковую даму» в Ульяновский театр кукол. Вы получите возможность окунуться в яркое действие, восхититься игрой актеров и подумать о вечном.