Этим летом четверо ульяновцев совершили автовояж в соседнюю братскую республику. Всего было пройдено более 3-х тысяч километров. О том, чем примечателен сегодня туризм в Белоруссию, особенно если поездка совершается через провинциальную часть России, рассказывается в этих путевых заметках.
Идея поехать в Белоруссию зрела несколько лет – тем более что в нашей компании друзей, вместе с которыми я путешествую уже не один год, нашелся свой «кровный» белорус, никогда не бывавший на своей исторической родине.
Основной целью поездки был банальный «сравнительный» туризм (как «у нас» и как «у них»), но, естественно, ограничиться только этим мы не могли. Все-таки на пути до соседней республики располагается более полутора тысяч километров российских городов и весей, есть, как говорится, что посмотреть и сравнить.
Кроме того, наша путешествующая группа состояла в основном из филологов – именно этим отчасти оправдывался выбранный нами маршрут. Промчаться мимо и не заехать в родовые имения Лермонтова, Тургенева, Льва Толстого, жены Пушкина Натальи Гончаровой… Одним словом, без этого поездка утратила бы половину своей прелести.
Экономический расклад
Поскольку путешествие имело вполне конкретную цель, мы были вынуждены продумать все его детали – в том числе такие немаловажные моменты, как места ночевок и необходимый «объем наличности». Маршрут также был проложен заранее: Ульяновск – Пенза – Тамбов – Орел – Гомель – Могилев и обратно – через Смоленск, Калугу, Тулу и Рязань.
Кульминацией нашего автовояжа решено было сделать вовсе не столичный Минск, а небольшое сельцо Птичь, которое находится в 40 километрах от главного города Белоруссии. Дело в том, что именно здесь располагается большой музейный комплекс «Дудутки» – целая этнографическая деревня под открытым небом. Уж если искать «национальное белорусское» (а зачем еще ехать в соседнюю страну?), то именно в Дудутках. На том и порешили.
Добавлю, что в качестве транспортного средства была выбрана вазовская «семерка» – не столько из-за патриотических соображений, сколько по принципу «на безрыбье и рак рыба», то бишь в связи с тотальной безлошадностью большинства участников поездки.
Что касается ночевок, то тут мы также долго не колебались и избрали уже не раз испытанный способ. За день до очередного «пункта назначения» путем несложных манипуляций с планшетником находились объявления о сдаваемых посуточно квартирах. Далее следовал звонок хозяину жилплощади и – вуаля! – в каждом городе нас ждал и стол, и дом. Кстати, выходило значительно дешевле и удобнее гостиницы.
На всякий случай в темном багажнике вазовского детища была скрыта и четырехместная палатка – на обратном пути по дорогам Смоленщины она нас очень выручила.
Пенза – Тамбов – Орел
До Пензы мы ехали через Кузоватово. Из запомнившегося: много подсолнухов – до самого горизонта; изредка попадались такие участки асфальта, на которых удавалось развивать скорость до положенных 90 км в час, и машина от этого не приходила в изрядный металлический трепет.
В Пензе сняли квартиру не так далеко от исторического центра города. Судя по сохранившимся в наших цифровиках фотографиям, Пенза – это город, где есть памятник Белинскому, билборды с цитатами из Лермонтова и неплохая набережная возле Суры с утками и пешеходным мостиком в стиле «а-ля Бруклинский». Ленин на центральной площади Пензы, в отличие от аналогичного памятника в Ульяновске, держит правую руку в кармане брюк.
Больше запомнилось посещение лермонтовской усадьбы в Тарханах. Здесь и пруд, и приобщение к высокому в виде подлинных вещей поэта.
В Тамбове (там мы очутились уже на следующий день) всех более порадовала прогулка на прогулочном катере по местной реке Цне. Кстати, речная инфраструктура – в том числе развлекательная – в Тамбове вне конкуренции: тут тебе и почти часовые прогулки на катерах по самым красивым набережным города по очень демократическим ценам, и удачно пристроившиеся возле самой Цны различные кафе и рестораны. Главный символ города, по понятным причинам, волк. «Нахолодильные» магниты с его изображением были немедленно куплены – и в Орел. На все путешествие мы запланировали 10 дней, так что надо было торопиться.
К сожалению, был выбран маршрут до Орла по знаменитым тульским дорогам (поехали через городок Ефремов). Ямы и ухабы на этом участке – просто фантастические. Результат – порвали обе реактивные тяги; владельцы вазовских авто знают, что это такое. Одну деталь заменили в орловском СТО, другую – втридорога – уже на самой границе с Белоруссией. Не забыли мы купить и белорусскую «зеленую карту» – российская автостраховка на территории республики не действует.
Пограничье
Собственно говоря, границы – той границы, которая, кажется, должна быть между двумя государствами, – мы и не заметили. Да, несколько фигур в форме где-то промелькнули на обочине, но никаких проверок, досмотров, остановок не было – ни туда, ни на обратном пути. Кто знает – может, спасал безобидный вид «семерки»?
Первое, о чем нельзя промолчать – пусть это и будет тривиально – это, конечно, качество белорусских дорог. Как этого добивается «батька» Лукашенко
– одному Богу ведомо. Сам цвет и «консистенция», что ли, асфальтового покрытия дорог республики здесь в корне отличаются о тех, что привычны российскому глазу. Когда знаки возвестили о том, что скоростное ограничение – 120 км в час, и наша «семерочка», словно вытянувшись вперед, пошла столько километров, сколько ей разрешили, мы поняли, что водительский рай где-то рядом.
Почти на протяжении всей трассы до Гомеля и дальше лесная полоса вдоль дороги огорожена металлической сеткой: и животные не выбегут, и заехать в лес, чтобы намусорить, не получится.
Гомель
В Гомель приехали уже ближе к вечеру, остановились также в квартире, сдаваемой посуточно. Заплатили за отличную трехкомнатную квартиру 1500 рублей (в конвертации на наши деньги). Вообще, белорусские «зайчики» – это отдельная тема: цены в магазинах сначала немного пугают, но затем привыкаешь. Достаточно сказать, что 100 российских рублей равны сейчас около 30 тысячам белорусских.
Красоту вечерн его Гом еля нужно описывать стихами. Особенно хорош дворцово-парковый ансамбль, который мы посетили еще раз утром. Несколько исторических зданий – дворец Румянцевых-Паскевичей, собор святых Петра и Павла плюс отличная парковая зона с белками, фонтанами и лебедями. Тут же благоустроенная набережная реки Сож, беседки и пешеходные мостики. В общем, только здесь можно было бы провести целый день, но такой роскоши мы себе позволить не могли. Нас ждала другая Белоруссия.
Дудутки
В этнографической деревне мы решили остановиться на ночь в местной гостинице. В итоге нам удалось погулять по селу в вечернее время, а уже утром мы попали в сам музейный комплекс.
Если коротко, то Дудутки – это современный и со вкусом сделанный бизнес-проект, ориентированный именно на туристов, желающих приобщиться к «национальному белорусскому». Здесь можно увидеть и купить все – от белорусской одежды до гончарных и бондарских изделий. Есть подлинные вещи и даже подлинные архитектурные постройки – например, ветряная мельница. В Дудутках можно попробовать и узнать рецепты традиционных сыров, хлеба и самогонки. Кстати, данный музейный комплекс – одно из немногих мест Белоруссии, где официально разрешено гнать и продавать продукты самогоноварения.
Если же читатель возжелает подробностей, то у музейного комплекса есть свой сайт, куда и отсылаю всех жаждущих – http://www.dudutki.by.
Эпилог
Описывать возвращение в Ульяновск не буду – за неимением места на газетной странице. Но не могу удержаться от того, чтобы не сказать о том, что в Могилеве – отличная католическая церковь (костел) и уже много лет практикующийся раздельный сбор городского мусора (бумагу – в один контейнер, бутылки – в другой и т.п.). Ну и, конечно, стоит упомянуть о Ясной Поляне Льва Николаевича. Будете в Тульской области – не проезжайте мимо, нисколько не пожалеете!
Путешествовал Евгений Нувитов