10 сентября состоялось совещание, посвященное работе межрегиональных и областных торговых организаций по реализации указа Президента РФ № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» на территории Ульяновской области. Провел совещание председатель комитета регионального парламента по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды Виктор Антипов. В мероприятии участвовали депутаты Законодательного Собрания Вадим Мартынов, Елена Сорокина, Андрей Толмачев, заместитель министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Вячеслав Рожнов, генеральный директор ООО «Молочный завод» Роман Коржов, председатель совета Ульяновского облпотребсоюза Константин Инешин, директор департамента ветеринарии Ульяновской области Нина Пелевина, представители надзорных органов и торговых сетей, руководители сельхозпредприятий.
Виктор Антипов обратил внимание на то, что федеральный закон «О торговле», принятый в 2009 году, в современных условиях нуждается в доработке и определенных поправках. Очевидно, что он слабо учитывает интересы местных производителей, которым трудно попасть со своей продукцией в федеральные торговые сети. Одно из препятствий – необходимость платить «бонусы» за право торговать в сетевых магазинах. В числе трудностей – зачастую нерационально организованная логистика, когда ульяновские товары сначала вывозятся за пределы региона, а затем снова завозятся на территорию области. Существует проблема своевременной оплаты местных товаров со стороны торговых сетей; даже если ульяновская продукция все же попадает на прилавки магазинов, то за нее средства поступают не сразу – расчет в ряде случаев растягивается на срок до 45 дней. По существу получается, что местные производители кредитуют торговые сети. Кроме того, в настоящее время не решаются вопросы регулирования стоимости товаров, цены определяются предприятиями торговли практически произвольно, а влиять на них властным структурам законодательно запрещено. По мнению Виктора Антипова, такой подход к формированию цен в условиях экономических санкций неприемлем. Более того, в странах Европы (инициаторов санкций в адрес Российской Федерации) закон запрещает устанавливать торговую наценку на продукты питания более 25%. В наших сетевых магазинах «накрутка» достигает 120%. Также председатель профильного комитета областного парламента обратил внимание на большой резерв по налогам, которые могли бы платить в областной бюджет федеральные торговые сети, однако пока данный ресурс, и весьма значительный, используется недостаточно.
Вячеслав Рожнов проинформировал об обеспечении продовольственной безопасности Ульяновской области. По его словам, профильное министерство отслеживает снабжение населения по каждой группе продуктовых товаров, принимает меры по обеспечению недорогими социально значимыми продуктами питания, проводится мониторинг их стоимости. Так, в текущем году в городе Ульяновске пройдут 8 сельскохозяйственных ярмарок. Кроме того, уже созданы мини-ярмарки у крупных промышленных предприятий и на въездах в город. Было отмечено, что за последний месяц роста потребительских цен в Ульяновской области не зафиксировано, и не наблюдается также признаков ажиотажного спроса ни на какие продукты питания. По словам представителя регионального минсельхоза, урожай в этом году выращен хороший, имеются излишки, поэтому главная задача – обеспечить местной продукцией ульяновских потребителей. Формируется региональный фонд зерна, а также – запас овощной продукции для последующих поставок ее в социальные учреждения и торговые сети.
По словам Константина Инешина, чтобы увеличить долю продукции местного производства в ульяновских магазинах, необходимо стимулировать со стороны государства повсеместное внедрение современных технологий в производстве, переработке и торговле, а также развивать межобластную потребительскую кооперацию. Данное стимулирование должно осуществляться как на уровне законодательства, так и путем бюджетной поддержки.
В ходе совещания был обозначен ряд проблем в различных отраслях сельского хозяйства и переработки. Так, в регионе наблюдается снижение производства молока при увеличении спроса на него. При этом ульяновское молоко не всегда с легкостью попадает в федеральные торговые сети. Такая же проблема касается мясной продукции. В Ульяновской области целом не растет поголовье крупного рогатого скота. Взаимодействие с федеральными сетями затруднено также нехваткой специализированных предприятий по убою и переработки мяса.
По итогам совещания до 16 сентября будет подготовлен ряд предложений по изменению в федеральное и региональное законодательство, с тем, чтобы максимально поддержать местного сельхозтоваропроизводителя. Предложения могут затронуть Налоговый кодекс РФ и закон «О торговле». В частности, в ходе совещания было предложено активнее предоставлять ульяновским сельхозпредприятиям торговые места, как на рынках, так и магазинах; в настоящее время иногда складывается абсурдная ситуация – при переизбытке торговых площадей реализовать региональным производителям свою продукцию либо негде, либо условия для этого не совсем комфортные. По мнению Виктора Антипова, в рамках региональной программы развития торговли можно отразить многие меры по поддержке местных сельхозтоваропроизводителей, в частности, в вопросе взаимодействия с федеральными сетями. Одной из таких мер может быть заключение договоров социальной ответственности, в которых была бы зафиксирована доля местного производителя (как промышленного, так и аграрного) в объеме продаж, оговорены вопросы, связанные с налоговым законодательством, с качеством продукции. В этих договорах должны быть учтены интересы производителя, переработчика и предприятий торговли.
Все предложения будут обобщены и документально оформлены 22 сентября в ходе заседания комитета Законодательного Собрания по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды. Главным вопросом повестки дня заседания комитета станет «Обеспечение населения Ульяновской области продуктами питания местного производства и их реализация через торговые сети».