Мы рассказывали о ремесленном училище имени Орлова-Давыдова. Пришла пора поведать о самом графе Владимире Владимировиче Орлове-Давыдове.
Граф Владимир Владимирович Орлов-Давыдов был самым молодым губернатором за всю историю нашего края. На момент вступления в должность, 6 декабря 1866 года, ему было всего 29 лет. Несмотря на то что Орлов-Давыдов был губернатором меньше двух лет, до мая 1868 года, он оставил значительный след в истории Симбирска и добрую память среди всех сословий горожан. В его честь названы Владимирский сад (парк), ремесленное училище графа В. В. Орлова-Давыдова и Владимирская водонапорная башня. Он – единственный среди трех десятков дореволюционных симбирских губернаторов, чье имя запечатлено в городских топонимах.
Екатерининские орлы
Владимир Владимирович Орлов-Давыдов является правнуком Владимира Григорьевича Орлова, того самого, кто вместе с братьями помог взойти на престол императрице Екатерине II, сместив с трона ее мужа Петра III. В знак благодарности новоявленная императрица одарила братьев графскими титулами и многочисленными землями по всей России.
Однажды в 1767 году Екатерина II путешествовала по Волге, останавливаясь по пути следования в городах Поволжья, в том числе и в Симбирске. Братья Орловы, заслышав о плодородных волжских землях, решили выпросить у императрицы для себя часть земель Симбирского и Самарского краев. Существует легенда, что когда Екатерина II стояла на горе Караульный бугор (ныне гора Светёлка в Самарской области), она сказала своему фавориту Григорию Орлову: «Что взглядом окинешь, все твое будет!». Через некоторое время Орловы стали владельцами Усольской вотчины.
Екатерининские орлы, как называли братьев Орловых, обосновались в Усолье и построили здесь большой усадебный комплекс. На землях, которые когда-то назывались диким полем, было создано крупное хозяйство. Уровень жизни во всех селах, которые входили во владения Орловых, значительно поднялся. Построены новые дома, больницы, школы, церкви.
Граф Владимир Григорьевич Орлов (1743-1831), прадед Владимира Владимировича Орлова-Давыдова, был младшим среди братьев. Он обучался в Лейпцигском университете, за что Екатерина II в шутку называла его «философом». В 1766 году императрица назначила графа директором Академии наук в помощь графу К. Разумовскому. 5 декабря 1774 года Орлов был уволен в отставку в чине генерал-поручика и навсегда удалился от службы.
Жена Владимира Григорьевича – баронесса Елизавета Ивановна Штакельберг (1741-1817), фрейлина Екатерины П. В этом браке родились два сына и три дочери: Александр (1769-1787); Екатерина (1770-1849); Софья (1774-1844), фрейлина; Григорий (1777-1826), камер-юнкер, сенатор и Наталья (1782-1819).
Наталья Владимировна Орлова, младшая дочь Владимира Григорьевича, вышла замуж за Петра Львовича Давыдова – двоюродного брата легендарного партизана и поэта Дениса Давыдова. У них родился сын Владимир.
Его детство прошло в Италии, где проживала мать, имевшая слабое здоровье. В сентябре 1819 года Наталья Владимировна скончалась и воспитанием внука занялся граф Орлов.
Владимир был отправлен в Англию, где окончил курс университета в Эдинбурге со степенью доктора прав, после чего, переселившись и Лондон, был причислен к русскому посольству. В Шотландии Владимир познакомился с Вальтером Скоттом. После смерти В. Скотта Давыдов пожертвовал значительную сумму в помощь его семье для издания собрания сочинений писателя и сохранения его имения Абботсфорд.
По возвращении в Россию Давыдов был зачислен на службу в Министерство внутренних дел, а с 1848-го по 1852 год состоял совестным судьей в Петербурге.
После смерти последней из рода Орловых, Екатерины Владимировны Новосельцевой 26 марта 1856 года, ему было Высочайше разрешено принять титул и имя его деда по матери и именоваться графом Орловым-Давыдовым.
Владимир Петрович теперь уже Орлов-Давыдов был очень богатым, владел имениями в Московской, Орловской, Тамбовской и Самарской губерниях. В Симбирской губернии Давыдову принадлежало 286 тыс. десятин земли и более 50 тыс. крепостных, здесь он пытался ввести английские методы ведения хозяйства, завез импортное оборудование.
Владимир Петрович был женат на княжне Ольге Ивановне Барятинской (1809-1882). Первым ребенком у них была дочь Наталья, впоследствии она вышла замуж за князя Дмитрия Николаевича Долгорукова, потомка древнего рода. Наталья была отличной наездницей и замечательной рукодельницей – вышивала иконы для храмов в своих имениях.
После Натальи в 1837 году на свет появилась двойня – Анатолий и Владимир, будущий симбирский губернатор. Оба брата стали военными, кавалергардами, сражались в Кавказскую войну, были на передовой. В 1859 году братья были участниками знаменитейшей военной операции – штурма аула Гуниб и пленения имама Шамиля.
Владимир Владимирович Орлов-Давыдов был бесстрашным воином. За участие в военных действиях на Кавказе был награжден орденами Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом, Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом, Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом, крестом, установленным в память покорения Кавказа, серебряной медалью за покорение Чечни и Дагестана в 1857 г. и 1859 г. При взятии штурмом аула Беной Владимир был тяжело ранен. В 29 лет граф Владимир Орлов-Давыдов стал генерал-майором и был принят в свиту Его Величества Александра II, однако из-за последствия ранения он заболел и ему пришлось выйти в отставку.
Симбирская губерния
6 декабря 1866 года в Симбирскую губернию назначается новый губернатор. Им стал генерал-майор, граф Владимир Владимирович Орлов-Давыдов.
Совместно с Орловым-Давыдовым губернией и городом управляли: вице-губернатор – статский советник Валерий Иванович Чапрыков; губернский предводитель дворянства – действительный статский советник Александр Иванович Ермолов; городской голова – купец 2-й гильдии Матвей Петрович Поликарпов; начальник жандармского управления – полковник Петр Михайлович Фон Братке; симбирский епископ Евгений (Макарий Дмитриевич Сахаров).
С самого начала службы в Симбирске граф Орлов-Давыдов уделял пристальное внимание благоустройству губернского города. Так, 6 марта 1867 г. городской голова Александр Иванович Зотов доложил Симбирской городской думе, «что Его Сиятельство Г. начальник губернии, рассуждая об улучшении города, словесно приказал ему… сделать известным лицам, желающим принять на себя подряды, именно: устройство водопровода, осветить некоторые улицы газом и устроить предполагаемый рельсовый путь от пристани реки Волги в гору высотою до 70 сажен». Симбирский краевед Петр Мартынов писал, что устройством водопровода г. Симбирск обязан «…губернатору, графу В.В. Орлову-Давыдову. Благодаря его заботам, одна из самых насущных потребностей для Симбирска наконец таки получила осуществление. Прежде всего был образован отдельный капитал, достаточный для исполнения этого предприятия…». В 1867 году в Симбирске открылось отделение Госбанка. В 1868 году создано общество врачей и введено добровольное страхование. Начато строительство так необходимого для города водопровода.
В Симбирске при губернаторе Орлове-Давыдове было 107 каменных и 2235 деревянных домов. В губернии проживало 1 192 510 человек (581101 жен. и 611409 муж.), в те годы она относилась к густонаселенным – 27,8 человек на 1 кв. версту. Работало 2048 фабрик и заводов, на которых трудились 17215 человек. В 1867 году выработано продукции на сумму 5833407 рублей. На 1-м месте стояла известная Румянцевская суконная фабрика в Карсунском уезде, принадлежавшая генерал-майору Селиверстову. За ней шла фабрика купцов Акчу-риных в селе Тимошкино Сенгилеевского уезда. Далее по значимости идут винокуренные заводы, их было 21, продукцию выпускали с оборотом 1620788 рублей.
В губернии собирали 2850747 четвертей озимого и 2990848 ярового зерна, 142036 четвертей картофеля. Всего в губернии насчитывалось 1648265 голов скота.
В Симбирске Владимир Орлов-Давыдов был очень почитаем и любим. Он пожертвовал в распоряжение Симбирской городской думы 11000 рублей. На них было создано ремесленное училище для воспитания детей бедных городских жителей всех сословий. К этим деньгам отец Владимира – Владимир Петрович Орлов-Давыдов – добавил 22000 рублей и в 1871 году в Симбирске было открыто ремесленное училище им. Орлова-Давыдова.
К сожалению, Владимиру Владимировичу не довелось увидеть этого училища. Подорванное на войне здоровье все чаще и чаще стало о себе напоминать. Он вынужден был подать прошение императору об отставке с поста симбирского губернатора, и в октябре 1868 года отставка была принята. Начались бесконечные лечения, однако, болезнь взяла свое и 7 апреля 1870 года граф Владимир Орлов-Давыдов скончался. Произошло это на далеком греческом острове Корфу, а похоронен он был в семейном склепе в подмосковном селе Отрада.
Граф Владимир Петрович Орлов-Давыдов, зная, как почитали симбиряне его сына, неустанно помогал городу Симбирску. Так, по его ходатайству император изволил пожаловать в дар Симбирской Ка-рамзинской библиотеке экземпляр издания «Описание священного коронования Их Императорских Величеств» с русским текстом». Этот коронационный альбом с его историческими картинами и сегодня является одним из ценнейших раритетов музея Карамзинской библиотеки. Также он принимал участие в восстановлении кафедрального Троицкого собора после пожара. На собственные деньги заказал архитектору Р.А. Гедике проект иконостаса, а императорскому живописцу Пешехонову иконы. Владимир Петрович учреждал именные стипендии учащимся симбирской гимназии.
В память о губернаторе В.В. Орлове-Давыдове в Симбирске осталось много памятных мест. В настоящее время украшением Ульяновска является Владимирский парк, называвшийся до недавнего времени парком Свердлова, и легендарные часы, установленные ныне на Доме Гончарова. Они были изготовлены в 1868 году английской фирмой «Кук и сыновья» (ими созданы и знаменитые английские часы Биг Бен), а на следующий год их купил Владимир Петрович и подарил городу Симбирску в память о своем сыне. Часы были установлены на колокольне Спасо-Вознесенского собора. В тридцатые годы двадцатого века церковь снесли, а часы на долгие годы попали на хранение в кладовые горисполкома. В 1973 году часы восстановили на Ульяновском приборостроительном заводе, установили на башенке Доме Гончарова, созданной по проекту А.С. Титова, и запущены 12 сентября 1974 года.
Николай Костин
Кеша
Не то, что нынешные ворюги.