Из цикла «Древо жизни».
В начале 1997 года в Казани произходило нечто грандиозное. Турецкая фирма «Ильк Умут» тогда торжественно заложила первый кубометр бетона в фундамент новой мечети Кул-Шарифф, которая начала возводиться на территории казанского кремля. Тогдашний президент Татарстана М.Шаймиев, сказал: «У нас в России появится памятник мирному сосуществованию двух крупнейших конфессий».
А в это же время в тридцати километрах от столицы Татарстана в древнем городе Свияжске в очередной раз исчезло электричество и люди сидели без света, тепла и хлеба. Впрочем, свияжцы к этому давно привыкли. Ибо история и власти уготовила, и самому Свияжску судьбу драматическую, судьбу горькую. От всероссийской славы – к полному забвению; от расцвета – к абсолютному обнищанию и исчезновению и с карты России и из человеческой памяти – вот путь, который тогда ачертали Свияжску – не Бог, но люди…
СВИДАНИЕ С КРАСОТОЙ ..
.Моя первая встреча с Свияжском состоялась почти полвека назад. Из родной деревушки Старое Маматкозино добирался я до свияжской средней школы поступать в восьмой класс после окончания семилетки. Отмотав тридцать верст, выбрался я из пойменных лесов и старинным булыжным трактом подошел к деревянному мосту через реку Свиягу. И – остолбенел… Был потрясен возникшим передо мной видением. За спокойной уютной рекой среди низинных лугов высился идеально круглый, с плоско срезанной вершиной крутобокий холм. А на нем, четко выделяясь на предзакатном небе поднималось нечто потрясающее: кресты на колокольнях и главках церк-вей, белокаменные строения, внушительные монастырские стены. Волшебный остров Боян из пушкинской сказки – вот чей облик являл собой городок на холме. Но только не в воображении, а в самой явной яви… Гармония природы и сотворенное руками людей архитектурное чудо непостижимым образом соединились в Свияжске – и я ощутил это враз, мгновенно, навсегда (позднее я примечал это восхищение, оцепенение у каждого, кто видел Свияжск впервые). Медленно подошел я по истертой каменной лестнице и тихо, словно бы даже таясь собственной дерзости, пошел по песчаной улице вдоль стен старинного монастыря искать пристанище…
Всего три года прожил я в этом чудесном уголке России -но навсегда укрепился в моей душе Свияжск. И до сих пор снится мне он: его ухоженные дома, деревянные тротуары; аккуратные палисадники, монастыри и церкви – наша школа, бывшая гимназия, построенное в свое время земством на самом красивом месте, у кромки восточного склона свияжского холма… И в любое окно нашего школьного дома было видно царство Красоты. На востоке – воды Свияги и Волги, уютный монастырек, притулившийся в речной впадине; на западе – архитектурные шедевры… Увы – уже сильно поредевшие даже тогда, к началу шести-десятых годов…
ГОРОД, ПО РЕКЕ ПЛЫВУШИЙ
Напомню историю возникновения городка, стоящего на холме у слияния Свияги с Волгой. Она необычна и удивительна, как и Свияжск… …Четыреста сорок шесть лет назад, в зиму 1550-1551 годов, в заиндевелых угличских лесах, в вотчине бояр Ушатых, на Верхней Волге за многие сотни верст от свияжского холма стучали топоры. В великой тайне под руководством дьяка Ивана Выродкова рубили здесь крепость-городок. Стены, башни, жилые избы, церкви – все было срублено и собрано впрок. Но стоять городку предназначалось отнюдь не на Верхней Волге. К весне 1551 года городок разобрали по бревнышку, разметили и погрузили на суда. Караван, везущий с собой готовый де-ревянный город, отправили в апреле 1551 года вниз по Волге. Куда? Зачем? Цель держалась в тайне. В те времена РОссия воевала с Казанским ханством. Годом раньше (в 1550 г.) Иван грозный после неудачных попыток взять Казань стоял с войском близ места впадения Свияги в Волгу. На широкой речной пойме, растянувшейся здесь до пятнадцати километров, возвышалась лесистая круглая гора. Единственный холм на равнине, с крутыми и недоступными откосами, с отличным обзором вокруг, являл собой идеальное место место о сооружении здесь в кратчайший срок военного укрепленного городка, столь необходимого Московскому государству в качестве опорного пункта. Однако дело предстояло далеко не простое – тайно возвести мощные фортификационные сооружения на территории другого государства. И тогда Иван грозный пошел на хитрость – городок был создан на русской земле. Оставалось лишь доставить его к месту назначения и собрать. Вот куда двигался весной 1551 года вниз по матушке-Волге таинственный караван. Хитрость удалась. Проплыв тридцать дней, 24 мая 1551 года караван начал выгрузку у подножия Круглой горы. Работа закипела. Рубили лес. Расчищали площадь под застройку дома весьма хитро – вырубили бор лишь в центре холма. По его склонам деревья оставались для маскировки на время строительства. Крепостные стены росли не по дням, а по часам. Ровно через четыре недели «новый град Свияжский» был готов. Его окружали неприступные стены, рубленные «городней» – сруб к срубу, засыпанные внутри камнем и землей; возвышались над стенами двух- и трехъярусные башни; грозно смотрели бойницы. И когда Иван Грозный прибыл в Свияжск, в городке уже шла налаженная жизнь. Так явилась миру Свияжская крепость. Она была уникальной. Дело не только в необычном способе возведения. Крепость по своим размерам была больше, нежели аналогичные сооружения Нов-города Великого, Пскова и даже Московкого Кремля. За короткое время была выполнена тяжелейшая работа. В городке поселилось около 70 тысяч человек – светские и церковные иерархи, военные, работный люд. Цитадель, сооруженная в тридцати километрах от Казани, ускорила падение Казанского ханства. Почти сто лет со дня основания города простояли деревянные стены и башни Свияжска. Со временем некогда грозная крепость потеряла свое военно-стратегическое значение. Уходит в прошлое ратная слава города, его грозная сил. И лишь на его гербе вечным напоминанием потомкам об истории возникновения остается изображение деревянного города на судах, плывущих по реке…
КАМЕННЫЕ ЛЕТОПИСИ
После присоединения Казанского ханства к России, чудо-городок развивался как торговый и духовный центр Среднего Поволжья. Тут располагалась резиденция первых епископов Казанской епархии; начали строиться многочисленные храмы и монастыри. Лучшие зодчие России возводили великолепную архитектуру. Главный собор Успенского монастыря возводил знаменитый зодчий Постник Яковлев, автор Спасской башни московского кремля и собора Василия Блаженного… Шел век за веком; один за другим вставали храмы. Двенадцать церквей встали к началу нашего века на пространстве всего в шестьдесят гектаров! Вообразите эту изящную тесноту, поднятую над водами и лугами на сорок пять метров! Кто не ахнет от изумления и восторга? Кого оставит равнодушным такая красота? Но – нашлись, нашлись граждане нового, уже «советского государства»,без угрызений совести, без мук начавшие разрушать и веками создаваемую красоту, и судьбы свияжцев … …Ольга Ивановна Романовская – самая старая жительница Свияжска. Ей – под девяносто. Рассказывает: – Отец мой был церковным старостой: судья-священник. Нас раскулачивали. Даже обручальное кольцо и матушкину шубу забрали… Да не о том я печалилась. Святые места были опоганены. В двадцатых годах в Успенском монастыре разместили пересыльную тюрьму, которую жители тут же окрестили «фабрикой смерти». Политических коммунисты везли сюда со всей России: устроили нечто вроде Соловков в центре страны. Умирало народу много. А кладбище у нас – за Свиягой, на материке. Так частенько покойников на берегу реки прикопают кое-как – и все… Из гробницы решили мощи Святителя Германа новые власти выкинуть. Согнали народ на площадь, вытащили из собора раку… Только стали сбивать замки – как вдруг гром среди ясного неба; народ на колени пал: плачем, молимся… Однако небесное знамение ретивых атеистов не испугало. Они крушили и взрывали храмы. Особенно усердствовали в тридцатые годы – неподалеку, в Зеленодольске, строился военный за-вод, туда возили кирпич… Но вандалам досталось его маловато: крошилась кладка при взрывах. И до сих пор посреди Свияжска высятся холмы из битого кирпича: тут некогда стояли храмы… Однако не все, не все стерли с лица земли! Несколько церквей все же уцелело. Одна – деревянная – поистине бесценная реликвия: Троицкая церковь построена еще в 16 веке! Монастырские стены тоже стоят; за ними высятся храмы, трапезные, кельи, помещения различных служб, цела колокольня Никольской церкви, как игла поднимается над островом еще на сорок метров. Подростком я лазил на нее: видно вокруг на сорок километров! Когда красные войска бились здесь с «беляками», на церквях и колокольнях Свияжска, естественно, располагались наблюдательные пункты. А командовали тут крутые красные комиссары – и среди них сам наркомвоенмор Троцкий. В Свияжске бывали и комиссар Лариса Рейснер, тут формировалась Волжская «красная» флотилия; Демьян Бедный написал тут разухабистую песню «Как в солдаты меня мать провожала…» Всеволод Вишневский запасался наблюдениями для свой «Оптимистической трагедии». Даже предсовнаркома Ленин не забывал о Свияжске: ведь это был «ключик» к Казани, где насмерть стояли «белые», где хранился золотой запас Российской Империи! И по сей день строения Свияжска – словно каменная летопись зодчества России почти за пятьсот лет. Идешь по городу – словно перелистываешь историю. Вот памятник ХVI века, а далее, за углом монастырской стены – ХVII век! А рядом – ХVШ век. Сохранившиеся древние памятники восхищают и радуют изяществом, отменной красотой, очарованием старины…
ДОБИВАНИЕ
Как уже сказано выше разорение Свияжска было начато еще в 1918 году – и продолжалось почти четверть века. За эти годы произошло немало перемен. Страшная свияжская политическая тюрьма уже сильно поужалась. Но в самом центре Свияжска еще в 1953 году в старых монастырских помещения существовала колония – и с наступлением темноты зловеще перезванивались чем-то металлическим часовые на вышках … Жутковато было проходить мимо высоченных заборов колонии.
В послевоенные годы власти как-то поутихли и вроде бы оставили Свияжск в покое. В Успенском монастыре открыли агрономический техникум; в Троицко-Сергиевском расположился совхоз «Свияжский». Поскольку железо с крыш монастырского скотного двора было разворовано, буренки, помню, стояли под открытым небом… Но все же как-то все вроде бы улеглось. Свияжцы поуспокоились. Средняя школа, больница, электростанция, клуб, почта – все функционировало, люди жили.
Но в начале 50-х навалилась на Свияжск новая беда. Именно тогда в Жигулях на Волге руками зеков ударно возводилась грандиозная гидроэлектростанция. И запруженная гигантской плотиной великая река поднимала свои воды аж до Свияжска – то есть за двести с лишним верст вверх по течению.
Столица Татарии Казань спешно отгораживала плотинами… А на Свияжск всем было наплевать – и Москве, и тем более Казани. Стоять одиноко среди водной стихии … И это означало одно: конец!
Я уже заканчивал десятилетку, когда начался в городке пе-реполох. Жители за бесценок продавали на слом, на вывоз, на дрова добротные дома. Ликвидировалась больница; куда-то вглубь Татарии переводили агротехникум и совхоз. Спешно покидала островок колония. Разбегались в панике учителя и врачи; оставались без работы сотни людей. Богатейшую монастырскую библиотеку просто выкинули под открытое небо… Пыль, пьянь и бестолковщина поселились среди вековой красоты. Городок пустел.
Через некоторое время, по распоряжению казанских властей, в опустевший Успенский монастырь был переведен казанский «дом умалишенных» – колония душевнобольных. Я бывал там. До сих пор щемит сердце. Посреди ранее ухоженного монастырского двора прямо на земле в дощатых загонах сидели, бродили, лежали сотни людей… Было холодное, дождливое лето; душевнобольные месили грязь босыми ногами; надзиратели били их, издевались над несчастными людьми… Наш бывший школьный физрук – недалекий, капитан-отставник – тоже служил в надзирателях. Когда я заметил, что сумасшедшие вдруг да объединятся и решать отомстить своим издевателям, мой собеседник победно ухмыльнулся:
– Они не могут понять, что можно объединиться!.. Они же дураки! Когда одного бьешь, другие разбегаются… Или плачут в страхе…
– Вскоре в Свияжск доставили еще одну группу больных – туда была переведена из Казани «школа дефективных» – интернат слабоумных детей. Зрелище впечатляло: юродивые ХХ века у стен великолепных храмов… Вот так «уважили» святое место тогдашние власти Татарстана. Они, по сути, превратили окруженный водой остров в некое гетто; в некое подобие «свалки» для неполноценного человеческого «материала»; в отстойник несчастных судеб…
– И вообще Свияжск исчез, как административная единица. Ни сельсовета, ни администрации – никакой власти! На картах Татарии он даже был не обозначен, как бы исчез, испарился исторический городок…
*****
Но вот наступили другие времена. Власти Татарстана — как бы осознав свои ошибки (Но только ли их эти были ошибки? Вся страна страдала историческим забвением- и еще до сих пор от него не избавилась) — так вот, власти Татарстана при энтузиазме экс-президента Минтимира Шаймиева всерьез занялась восстановлением Свияжска – и уже достигда в этом существенных результатов…
Но об этом – в другом выпуске «ДРЕВА ЖИЗНИ».