Ситуация, в которой работает современное инженерное образование в России, характеризуется тем, что ландшафт российской индустрии существенно изменился. О том, с какими проблемами сейчас сталкивается инженерное образование, и каким оно должно быть в будущем, в интервью с корреспондентом ИА REGNUM рассказала первый проректор — проректор по научной работе Ульяновского государственного технического университета, заместитель председателя общественного экспертного совета по развитию информационных технологий при губернаторе Ульяновской области, доктор технических наук, профессор Надежда Ярушкина.
ИА REGNUM: В чем состоит основная проблема инженерного образования в России?
— Жизнь не стоит на месте. И дело в том, что цикл смены технологического уклада в индустрии стал очень коротким. В настоящий момент времени в России работает старая российская индустрия, основанная на обычном физическом разделении труда, сборочные и локализованные производства, новая российская индустрия и мировая глобальная индустрия. И проблема состоит в том, что система инженерного образования не перестраивается в соответствии с изменениями внешней среды. В отличие от ряда других типов образовательных программ, например, экономических, которые полностью перестроены. Иногда за новую индустрию принимают локализованные производства, лишенные конструкторских школ.
Характерным утверждением (с которым согласно большинство специалистов вузов и промышленных предприятий) — что у нас существует острый дефицит инженерных кадров. Но данный тезис нуждается в уточнении, поскольку проблема в том, что существует дефицит инженерных кадров, способных решать системные задачи именно в новых условиях, которых не готовят вузы. И этот дефицит производственно-технического персонала на предприятиях традиционного технологического уклада может быть преодолен за счет практико-ориентированного обучения во взаимодействии с предприятиями. Серьезный дефицит инженерных кадров, способных работать не со старым технологическим укладом, а создавать новые отрасли индустрии преодолеть гораздо сложнее.
ИА REGNUM: Так чем в Вашем понимании будет отличаться современный инженер, обладающий системным мышлением, от «старого»?
— Если говорить о том, чем же будет отличаться инженер, который обладает системным мышлением, от «старого», то, прежде всего, нужно отметить, что современный инженер работает со сложными системами с длительным жизненным циклом. Традиционно инженеры готовились либо для отдельного этапа жизненного цикла, либо для отдельного элемента очень сложного изделия. В настоящий момент времени инженер должен охватывать техническую систему целиком и поэтому должен обладать новым инженерным мышлением, характеризующимся рефлексивным, целостным и процессным подходом. В мире под каждый из этих пунктов уже разработаны соответствующие дисциплины. К сожалению, многие из таких дисциплин не преподают, например, — анализ требований, анализ изменений, рисков, проектирование технических систем, управление техническими системами и конфигурациями, управление проектами и процессами, системный анализ.
ИА REGNUM: Как меняется онтология инженерного образования и меняется ли вообще?
— В целом обобщая, можно сказать, что в настоящий момент времени инженерное образование живет на изломе, на смене парадигмы. От онтологии природы, которая в основном была представлена физикой, химией и математикой в базисе инженеров, мир переходит к гуманистическим человеко-машинным системам, где существенную часть составляет информатика, когнитивные науки и биология. Причем даже информатика в последнее время изменилась. Это не только алгоритмика, но и система достижений когнитивных наук, в частности, онтологический инжиниринг. Большинство технических изделий представляет собой программно-аппаратный комплекс, и определенные компоненты программного обеспечения существуют в каждой сложной технической системе. Поэтому можно говорить о том, что онтология меняется и переходит от онтологии природы к онтологии инженерной деятельности.
Следовательно, можно говорить о том, что и тип выпускника должен меняться. От технического специалиста узкого профиля через инженера, обладающего навыками управления, к инженеру, умеющему решать системные задачи. Следовательно, должен поменяться тип образования и методы. От большой номенклатуры специальностей через широкое использование проектного метода к образовательной программе, которая научит ставить и решать системные задачи.
ИА REGNUM: Что в первую очередь необходимо для реализации такой программы?
— Для ее реализации нужна другая модель преподавания программы. В частности, программа должна состоять из крупных модулей и реализовывать эту программу должен отдельный ответственный человек — руководитель программы. В настоящий момент времени большинство наших ФГОСов (федеральных государственных стандартов) грешат тем, что компетентностный подход реализован через перечисление огромного количества компетенций. В целом, реализация образовательных программ нового типа требует очень большой перестройки в наших технических университетах. Прежде всего, это переход единиц планирования от семестров и дисциплин к модулям, возможно, от кафедр и факультетов к понятию образовательной программы внутри университета, возможно, от одного вуза к сети вузов и от лекционно-практического обучения к постоянной проектной работе.
Если же инженерных образовательных программ нового типа в отдельном университете реализуется много, то можно говорить о том, что вуз получает особый статус — статус инженерного университета. Поэтому для широкого внедрения новых образовательных программ необходим национальный конкурс на статус инженерного университета. В настоящий момент мы считаем, что инженерное образование в России находится на перепутье и нуждается не в модернизации, а в системном переформатировании.
ИА REGNUM: И все-таки, что предполагает статус университетов?
— В статусах «технический», «педагогический» и др. университеты, статус предполагает реализацию самых различных образовательных программ при доминировании технических, педагогических и других учебных направлений. В ретроспективе статус технического университета получался в рамках парадигмы «гуманизации» технического образования. Политехнический институт становился техническим университетом, если он становился не более профессиональным, а осуществлял так называемую гуманизацию, т.е. если у него появлялся гуманитарный или экономический факультет.
ИА REGNUM: Так какое представление необходимо вложить в понятие инженерный университет? Можно ли составить набор индикаторов, которые будут измеримы?
— Основной метрикой должно служить количество образовательных программ нового типа. Для того, чтобы стартовать переформатирование инженерного образования можно использовать и традиционные механизмы развития, в частности, конкурсные проекты ведомственных и федеральных целевых программ.
Если статус инженерного университета вводится, и он распространяется не одномоментным конкурсом, а присваиваться за реализацию определенного количества программ, то это означает, что получается метрика, сколько вузов и сколько программ в настоящее время готовят инженеров для новых отраслей индустрии. И таким образом, начнется системное переформатирование инженерного образования, которое в настоящий момент времени практически не реформировано. Инженерное образование законсервировано в большинстве отраслей. Новое обязательно должно получать новое имя и новый символ.
Светлана Владимировна Опенышева, Первый заместитель Председателя Правительства Ульяновской области: «Губернатор Ульяновской области С.И.Морозов ставит перед нами стратегическую задачу – обеспечить рост индекса роста человеческого потенциала (ИРЧП), интегрального показателя, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия в регионе до уровня западноевропейских государств. Модернизация образования, особенно инженерного, является одним из важнейших инструментов развития ИРЧП. Думаю, создание инженерного университета вполне возможно, но данная инициатива требует детальной экспертной проработки и общественного обсуждения».
Денис Александрович Ефремов, член Комиссии по развитию информационного общества, СМИ и общественного контроля Общественной палаты Ульяновской области V созыва: «В Ульяновской области выполнена научно-исследовательская работа по изучению региональной отрасли информационных технологий и разработки стратегии её развития, согласно которой именно подготовка инженерных кадров и развитие научно-индустриальной базы ставится во главу угла. Считаю, что создание инженерного университета создаст необходимый образовательно-инновационный базис для развития кластера информационных технологий на территории Ульяновской области».
сотрудник политеха
Дешевый пиар накануне выборов ректора в УлГТУ.
не понял!!!!!!!!
А чё вузы сливать в кластерсупперпуппермегагуберуниверситет не будут? Скукота-скукотища!(((
Иваныч
Катя, Света, ну что эти бестолковые профессора понимают в системе инновационного образования?!
Ннн
Она рвется занять кресло ректора. Также как в свое время рвалась стать проректором (ради достижения этой цели ярушкина писала кандидатскую для сына Горбоконенко).
сколько умных слов, неужели сама сочинила
Светлана Владимировна Опенышева, Первый заместитель Председателя Правительства Ульяновской области: «Губернатор Ульяновской области С.И.Морозов ставит перед нами стратегическую задачу – обеспечить рост индекса роста человеческого потенциала (ИРЧП), интегрального показателя, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия в регионе до уровня западноевропейских государств. Модернизация образования, особенно инженерного, является одним из важнейших инструментов развития ИРЧП. Думаю, создание инженерного университета вполне возможно, но данная инициатива требует детальной экспертной проработки и общественного обсуждения».
Денис Ефремов
Кстати, в октябре состоится совместное заседание Губернаторского ИТ-совета и Ульяновского научного консорциума, на котором будут обсуждаться перспективы инженерного образования. Я могу собрать все вопросы, пожелания и предложения – что бы довести их до участников совещания.
Инфу можно отправлять мне на электропочту d.efremov@gmail.com
Денис Ефремов
упс, не верный адрес! Правильно d.efremov@ulstu.ru!
111
“Инженерное образование в России находится на перепутье…” – позвольте не согласиться, все уже знают где оно.
из УлГТУ
А этот Ефремов – он вообще с какого перепугу появился в нашем университете?
Денис Ефремов
Как все – написал заявление, трудоустроился :)
Заходите ко мне (кабинет 407 “б”, главный корпус) – попьём чаю, обсудим ИТ-стратегию.
Ульяновец
Плохо когда люди не способны говорить нормальным человеческим языком, а несут билеберду полную и окончательную. Может в УЛГТУ и есть проблемы каким должен быть и чему и как учить будущего ИНЖЕНЕРА, но в Москве и Питере таких проблем нет( да и не было никогда).В головах людей занимающихся обучением молодого поколения должно быть чёткое и ясное представление что такое ИНЖЕНЕР иначе беда.
жаль
Жаль Ярушкину. Хорошим учёным-педагогом начинала и во что превратилась в это страшное время.
Впрочем, часто люди бессильны перед обстоятельствами, которые ломают почти любого, а сейчас именно так.
Односельчанин
“Учусь на электрика, и судя по мне и моим одногруппникам, после того, как мы выпустимся, половину из нас сразу убьет током, а другая половина надолго оставит без электричества, как минимум половину России.”
профессор
Студент сдает экзамен по электричеству. Ничего не знает.
– По билету что-нибудь знаешь?
– Нет.
– Хорошо, напиши закон Ома.
– Не знаю.
– Что же мне с тобой делать… Ладно, давай рисовать. Рисуй поезд. Так, а где все провода?.. Хорошо. Колес что-то маловато. Рисуй колеса… Молодец! Поезд у тебя странный без окон и без дверей. Рисуй окна и двери… Прекрасно. А почему в твоем поезде людей нет? Рисуй людей. Так, чтобы в окнах были видны люди… Теперь смотри, видишь этого человека?
– Даа…
– Это ты. В армию едешь!!!
– See more at: http://korzonews.info/humor/anekdot-pro-zakon-oma-i-poezd__113311#sthash.4U3t3YEi.dpuf
Академик
Если открутив розетку ты увидишь что один контакт засран тараканами, к бабке не ходи — это фаза, они на ней греются.
Александр Кузьмин
Что они там выдумывают? Инженероное образование в СССР как раз и было самым сестематизированным и целлостным. Он что предлагают объеденить специальности электриком и механников? Ну знаете, это возможно если человек раскроет на все 100% возможности своего мозга. в нынешней буржуазной системе система этого позволить не позволит
Александр Кузьмин
http://krovavoesolnce.livejournal.com/22566.html Лучше бы власть имущие останновили бы это псевдокультурное хамство над историей, над добром, над правдою
Господа читающая публика!
Надежда Ярушкина сильно права. То, что сегодня выходит из институтов – очень и очень слабо. И именно потому, что мальчики и девочки готовы делать всё, что угодно, с горящими глазами и быстрыми ногами. Если говорить об IT – практически нет преподов, понимающих, о чем они вещают. Индустрия дико сложна. Сегодня в ней процветает дилетантский подход. Научились ваять сайты – и считаем себя программистами. На деле нужны годы для формирования классного специалиста. И, конечно, главная проблема – специалист IT, как и 20 лет назад считается обслугой. Это неправильно. Бизнеры и госструктуры не понимают, что это не обслуга, а их сегодняшнее и завтрашнее всё. Пичалька.
Ульяновец
“сильно права” и потому является проректор УЛГТУ? “Пичалька” Железячники и Прогеры Ульска не слабее Московских.