На прошлой неделе в Ульяновске завершился Межрегиональный фестиваль «Свадьба в Обломовке». Напомним, что этот зрелищный конкурс, который проводится в нашем городе уже третий год подряд, не так давно был назван на федеральном уровне в числе основных мероприятий Года культуры.
Главная цель фестиваля – демонстрация и сохранение аутентичных свадебных традиций различных регионов России. В этом году на конкурс приехали 13 творческих коллективов из Нижегородской, Липецкой, Самарской, Саратовской и Ульяновской областей, а также из Удмуртии, Мордовии, Башкортостана, Чувашии и Марий Эл.
«Свадьба в Обломовке» проходила с 11 по 14 сентября. В день открытия одним из самых ярких было внеконкурсное выступление пензенского ансамбля этнической музыки «Миряне». Зрители были буквально заворожены музыкой, песнями и танцами, которые, по словам руководителя ансамбля Елены Пыковой, записывались и перенимались участниками коллектива во время фольклорных экспедиций по Пензенской области.
Сам фестиваль порадовал слушателей и компетентное жюри настоящим фейерверком выступлений, в которых подлинная народная традиция гармонично соединялась с мастерством сценического воплощения.
– Я бы выделил выступление ансамбля «Артель» Саратовской госконсерватории: их высокий профессиональный уровень вне конкуренции, – поделился своим мнением один из членов жюри конкурса – фольклорист, доцент кафедры литературы УлГПУ Михаил Матлин. – Однако другие коллективы были также не менее заметны и показали разнообразные и интересные эпизоды свадебного обряда. Некоторые из них были в новинку даже для профессиональных этнографов и фольклористов. К примеру, выступление ансамбля мордовской песни «Комолькай» из Хмелевки Сурского района порадовало таким элементом: за невестой в их селе приезжал подставной жених, наряженный стариком. С ним спорили, его выгоняли, и это вызывало общий смех.
Любопытно, что на конкурсе разыграли даже кукольную свадьбу, реконструированную силами чувашского фольклорного ансамбля «Селгусь» из Самарской области.
Очень важной частью фестиваля, помимо конкурсных выступлений, были мастер-классы. В частности, кандидат искусствоведения Мария Хохлачева показала, как нужно работать над исполнением свадебного причитания. В свою очередь Андрей Кабанов, сотрудник Республиканского центра русского фольклора, рассказал о специфике исполнения протяжных казачьих песен.
Кроме того, в рамках фестиваля прошел «круглый стол», на котором обсуждались достижения и типичные ошибки в воплощении народной свадьбы на сцене. Так, было указано на некоторое смешение стилей в костюмах отдельных коллективов и нарушение принципов «звукоизвлечения», которое присуще подлинному фольклорному пению.
– Впрочем,определенная эклектика народного костюма (по крайней мере – у русских) была характерна и для реальных, несценических, свадебных обрядов, особенно во второй половине XX века, – отмечает Матлин.
Результаты конкурса таковы: первое место поделили фольклорный коллектив «Шевле» Канашского района Чувашии и ансамбль «Артель» Саратовской госконсерватории. Дипломами лауреатов 2-й степени наградили ансамбли «Шанавыл» из Марий Эл, «Улица» из Липецка, «Родник» из Самарской области и «Комолькай» из Хмелевки Ульяновской области. Почетное 3-е место заняли коллективы «Шанас» из Цильнинского района Ульяновской области, «Золотые узоры» из Нижегородской области и сводный коллектив областного Центра народной культуры.
Евгений Нувитов