Соответствующий вопрос рассмотрен на расширенном заседании президиума Губернаторского совета. Мероприятие прошло в Радищевском районе Ульяновской области 23 сентября.

Напомним, в связи с вступлением в силу 27 мая 2014 года изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ с 1 января 2015 года в ведении сельских поселений оставлено 13 вопросов местного значения. При этом по сравнению с ранее действующей редакцией закона будет исключён ряд вопросов, для исполнения которых в сельских поселениях в 2014 году заложены финансовые средства и проводятся финансовые операции. Решение этих вопросов должен будет обеспечивать муниципальный район с 1 января 2015 года.

«С нового года нагрузка на органы местного самоуправления районов существенно возрастает. Вся полнота ответственности за жилищно-коммунальный комплекс, дороги сельских населённых пунктов, сбор и вывоз бытовых отходов, содержание муниципального жилищного фонда и многое другое ложится на районные органы. Потребуется внесение изменений в уставы как района, так и поселения и в большое количество муниципальных правовых актов. До конца года изменится Бюджетный кодекс и доходные источники районов и поселений. Новое распределение полномочий потребует и перераспределения имущества, – подчеркнул Губернатор Сергей Морозов. – Вне зависимости от того, какой способ разграничения полномочий будет выбран, интересы жителей сельских поселений не должны быть ущемлены. Они должны понимать, к кому и за какой услугой им теперь обращаться».

Министр финансов Ульяновской области Екатерина Буцкая озвучила анализ ситуации в сфере финансового обеспечения расходных полномочий на поселенческом и муниципальном уровнях. Также были рассмотрены изменения в бюджетном законодательстве, направленные на реализацию Федерального закона №136-ФЗ. По словам Екатерины Буцкой, с момента принятия в 2003 году базового закона об общих принципах организации местного самоуправления происходит постоянное и системное совершенствование законодательства в этой сфере. «Для сельских поселений наличие 39 вопросов местного значения является обременительной ношей. А отсутствие реального финансирования привело к формальному их исполнению. В настоящее время муниципальные районы фактически осуществляют не межпоселенческие полномочия на соответствующих территориях, а решают за поселения и вместо них значительный круг вопросов местного значения. В том числе деятельность осуществляется путём заключения соглашений о передаче органами местного самоуправления районов большинства полномочий органам местного самоуправления поселений», – пояснила Министр. Она добавила, что Федеральный закон №136-ФЗ снимает некоторые полномочия сельских поселений, закрепляя за ними 13 вопросов местного значения из 39. Таким образом, 26 вопросов переходят в ведение муниципальных районов.

По словам заместителя Министра экономического развития – директора Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области Сергея Мишина, в настоящий момент в связи с внесением изменений в Федеральный закон о

местном самоуправлении в части перераспределения полномочий встал вопрос об очередном разграничении муниципального имущества. «Имущество должно быть передано с сельских поселений в районы. Это большая работа, которую нам также необходимо провести в очень ограниченные сроки, – подчеркнул Сергей Мишин. – Потребуется передать объекты инфраструктуры ЖКХ, муниципальный жилой фонд, поселковые дороги, имущество муниципальных предприятий. А также внести изменения в действующие договоры аренды и договоры безвозмездного пользования муниципальным имуществом».

Федеральный закон предоставляет субъектам РФ право выбора одного из альтернативных способов исполнения муниципальными районами полномочий, передаваемых с уровня сельских поселений. Во-первых, регион может сохранить действующую систему, приняв соответствующий закон Ульяновской области, и таким образом вернуть полномочия сельским поселениям, как на определённый срок, так и бессрочно. В этом случае вслед за полномочиями потребуется вернуть и доходные источники, подготовив соответствующий региональный закон. Во-вторых, субъект РФ имеет право без принятия подобного закона Ульяновской области сконцентрировать все полномочия и доходные источники на уровне районов, определив, что каждый уровень местного самоуправления будет исполнять те полномочия, которые предписаны федеральным законом.

Большинство участников Губернаторского Совета высказались в пользу третьего варианта, где будет использован механизм индивидуальной передачи полномочий по соглашениям от муниципальных районов сельским поселениям с учетом особенностей территорий. В данном случае вопрос распределения полномочий будет решаться путём заключения соглашений о передаче отдельных полномочий с одновременной передачей межбюджетных трансфертов из соответствующих бюджетов. По оценке экспертов, этот путь является наиболее перспективным, поскольку он позволяет учесть особенности и возможности каждого конкретного района и поселения. Также это позволит выбрать наиболее эффективный и рациональный способ исполнения полномочий.

ПРЕСС-СЛУЖБА ГУБЕРНАТОРА И ПРАВИТЕЛЬСТВА