И началось раньше, чем ждали, и не с того, о чем думали.

Не успело руководство России объявить о запрете ввоза продовольствия из Европы, США и Австралии, как в Ульяновске подорожал хлеб. Буханка серого стоила до этого 20 рублей, теперь стоит 22-23 рубля, то есть цена выросла на 10-15 процентов. Не на 0,4-0,5 процента, как это бывает в той же Европе, когда там говорят о беспрецедентном подорожании, а на 10-15. Причем хлеб под эмбарго вроде бы не попадал. И урожай зерновых в этом году выше, чем прогнозировали, и уборка прошла в прекрасных погодных условиях, так что ничего почти не пропало и не испортилось. Почему же цены-то выросли? Ульяновские власти предпочли этот казус как бы не заметить и промолчали. Скачок в 15 процентов, а они, скромные наши, молчат!

Но хуже всего то, что одновременно с этим повышением цен на хлеб еще больше снизилось его качество, отчего я, например, просто в отчаянии. Я люблю хлеб, и вкусный в своей жизни ел. Но то, что нам продают под видом этого продукта сегодня, на мой взгляд, вообще не хлеб. Это что-то другое. Это гольная халтура, и после ввода эмбарго на импортное продовольствие отечественной халтуры становится все больше. Комментируя както эту тему, мы писали, что если можно будет продавать замаскированный под сахар дуст, то наши люди будут не моргнув глазом торговать дустом. До дуста пока еще, кажется, не дошло, но вот что рассказала моя знакомая. На днях в одном из городских супермаркетов она купила килограмм сахарного песка. К ней зашла подруга, которую она угостила чашкой кофе с тем самым сахаром. Отпив глоток, подруга воскликнула: «Что это?». «Кофе». – «Но он соленый!». То есть в пакет с сахаром была подмешана соль, которая, конечно, дешевле.

Они попробовали и сухой сахарный песок, и он тоже оказался соленым.

А буквально только что сам я выбросил купленный 500-граммовый пакет кефира, ульяновского, оказавшегося несъедобным. Его изготовители почему-то решили, что сейчас и такой можно гнать на продажу.

Кефир-то я выбросил, а хлеб есть вряд ли перестану – даже такой, напоминающий по вкусу суконную подметку. В настоящую же панику я впал, когда наши в ответ на какие-то там еще действия США и Европы пригрозили ограничить ввоз в Россию товаров легкой промышленности. В частности, обуви и одежды. Это все, подумал я. Я ничего не имею против российских обувщиков, честное слово, но я не знаю, на каких колодках они шьют или клеют свои изделия. Может, эти колодки остались еще со старых времен, от мамонтов. Ходить в такой обуви я не могу и всегда покупаю какую-нибудь европейскую.

Хотя бы чешскую или румынскую.

Но лучше всего, в чем я не раз уже убеждался, немецкую.

В минувшие выходные я помчался по магазинам в поисках ботинок про запас. Пройдя пару торговых точек, зашел как раз, извините за выражение, в бутик немецкой обуви. Купил примерно такие же, какие ношу уже года четыре. И не так дорого, по нашим временам, около трех тысяч, но они-то как игрушка: легкие и на ноге сидят как влитые.Могут же ведь люди! И это из серии широкого потребления, а если бы класса «премиум» – в сервант можно ставить, наверное, было бы, под стекло. По пути зашел уж заодно и в магазин джинсов. Надел очки для близи – чтобы бирки читать и не нарваться на китайские.

Подобрал пару брюк. Фирма европейская, а сшиты в Турции. Выйдя на улицу, вспомнил, что Турция под российские санкции вообще-то не попала. Ну, ладно, кто знает, какие тараканы в головах у наших властителей, встанут не с той ноги или не с этой и турецкое запретят. С них ведь как с гуся вода. Сами-то сгоняют чартер в Италию прямо к Армани, и всем запасутся, а мы – мечись тут. Дожили.

Артур Таниев