Во время работы над историей села Никольское-на-Черемшане (перенесено на новое место, старое местоположение затоплено в 1956 г., современный Мелекесский район Ульяновской области) в рамках проекта «Культурное наследие зон затопления Куйбышевской и Саратовской ГЭС на территории Ульяновской области» в интернете я обнаружил интересную информацию о том, что в 1911 и 1914 гг. ялтинский фотограф П.И. Веденисов сделал 5 фотоснимков данного села. Учитывая тот факт, что села сейчас нет, а фотографий с его изображениями почти не осталось (известно не более 10 изображений), то находка целых 5 фотографий дореволюционного времени в известной степени могла претендовать на научное открытие. Тем более что на некоторых сайтах прямо утверждалось, что это снимки именно села Никольское-на-Черемшане. Однако информацию необходимо было тщательно проверить. Название «Никольское» является весьма распространенным, даже в современной Ульяновской области их несколько.
Прежде чем перейти к описанию процесса научного исследования, кратко расскажу о Петре Ивановиче Веденисове (1866 – 1937). В 1888 г. он закончил московскую консерваторию и приехал в Ялту. Там он играл на пианино, выступал как солист. Кроме того, занимался краеведением, метеорологией и фотографией, причем делал не только черно-белые фотографии, но и цветные автохромы на стекле. Всего
сохранилось 150 цветных стеклянных пластин П.И. Веденисова, созданных в 1909 – 1914 гг. (насколько мне известно, почти все фотоснимки хранятся в фондах Алупкинского музея-заповедника). Кроме того, он стал основателем Ялтинского религиозно-философского общества. В 1911 и 1914 гг. посещал имение симбирского дворянина А.А. Козакова в с. Никольское.
Проверку информации из интернета я решил начать с посылки запроса в Алупкинский музей-заповедник, по которому мне прислали 16 черно-белых копий фотографий П.И. Веденисова с изображениями с. Никольское и близлежащей местности (кроме пяти цветных, выложенных в интернете).
Правда, на этом этапе точно установить, то ли это Никольское или нет, не удалось. Вскоре мне довелось побывать в научной экспедиции в новом селе Никольское-на-Черемшане, где я встретился с местным краеведом С.Б. Семенычевым, большим знатоком истории села и его окрестностей. После разговора с ним возникли первые серьезные сомнения в достоверности информации о том, что снимки были сделаны именно в этом селе. Сергей Борисович привел два аргумента, опровергающих данный факт: 1) А.А. Козаков никогда не был владельцем села Никольское-на-Черемшане; 2) село и окружающая его местность, изображенные на фотографиях, не похожи на существовавшие до затопления аналогичные объекты.
По моей просьбе к поискам подключилась сотрудник Ульяновского краеведческого музея Т.А. Громова, специалист по дворянским родам Симбирской губернии. В электронном письме она писала мне: «Пыталась определить, то ли это Никольское. Козакова в списке дворян 1868 года не нашла. Зато по списку населенных мест Симбирской губернии на это время проходит 7 или 8 сел с таким названием, они есть почти во всех уездах губернии. По снимку видно, что село небольшое. Неужели Никольское на Черемшане было таким маленьким и обветшалым? На одном снимке видна была церковь. Надо найти изображение Никольской церкви в селе и сравнить их. По-моему она где-то есть на фото. Сейчас была во Дворце книги. Кое-что накопала по Козаковым. В списке выборщиков в 4 Госдуму на 1912 год по Сызранскому уезду проходят землевладельцы Андрей Александрович Козаков – владел 263,2 десят. земли и Михаил Александрович – владел 193,18 дес. земли. В том же Сызранском уезде в Репьевской волости при деревне Жихаревке была усадьба госпожи Козаковой (без инициалов). Также у нее там был хутор и мельница на р. Кувае. В 1897 году в списке населённых мест упомянута ещё сторожка на дачах Козаковой. В деревне около 100 домов. Село Жихаревка существует около Репьевки относится к Красносельской поселковой администрации Новоспасского района. От с. Никольского Жихаревка находится примерно в 30 километрах напрямую. Так что это всё же Сызранский уезд. В Сызранском же уезде было и волостное село Казаковка».
Теперь все сомнения и гипотезы мог развеять только Государственный архив Ульяновской области. И он полностью оправдал мои надежды. В двух архивных делах, хранящихся в первой описи 45-го фонда, удалось обнаружить довольно-таки подробные сведения об Андрее Александровиче Козакове (в некоторых документах фамилия пишется «Казаков») и его семье.
Согласно выданной 30.01.1907 г. (здесь и далее все даты даны по старому стилю) Симбирским дворянским депутатским собранием паспортной книжке, А.А. Козаков родился 14.08.1874 г., имел звание прапорщика запаса армейской пехоты (в запасе с 02.10.1901 г.). Там же перечислялись дети: Вера 1900 г.р., Николай 1901 г.р., Наталия 1903 г.р., Елизавета 1905 г.р. и Татьяна 1906 г.р. В качестве места постоянного жительства указывался г. Ялта.
2 марта 1902 г. потомственный дворянин А.А. Козаков подал прошение о перечислении из Казанской в Симбирскую губернию, где содержались интересные для меня факты: «Проживая постоянно в Сызранском уезде… мать моя потомственная дворянка Александра Николаевна Козакова владеет в Сызранском уезде при д. Жихаревке участком земли в 766 десятин. Жительство имею в Сызранском уезде с. Никольское, почтовая станция Новоспасское Сызранско-Вяземской железной дороги.
По другим документам оказалось возможным проследить краткую историю его семьи. Род Козаковых в дворянском достоинстве утвердил указ Сената от 06.09.1854 г. Дед Андрея Александровича – чиновник 8 класса Василий Матвеевич Козаков, по настоящему чину был признан в дворянском достоинстве. Имел несколько детей: Михаил, Гавриил, Александр, Николай и Сергей. Отцом А.А. Казакова стал Александр Васильевич (в 1877 г. – коллежский асессор). Кроме Андрея, были еще Александр 1867 г.р., Григорий 1869 г.р., Николай 1870 г.р., Иван 1872 г.р. Показательно, что метрическое свидетельство о рождении ему выдала Симбирская духовная консистория, сопричислив к роду отца в 3-ю часть дворянской родословной книги Казанской губернии.
В документах А.А. Козаков упоминал о 5 выписях, выданных причтом Николаевской церкви Сызранского уезда Симбирской губернии и Аутской Успенской церкви г. Ялты Таврической губернии: о браке с Софией Николаевной и рождении детей Елизаветы, Татьяны, Наталии и Николая. 30.06.1899 г. студент императорского Казанского университета А.А. Казаков венчался с дочерью умершего дворянина Николая Иванова Базилева девицей Софией Николаевной, совершали таинство священник Николай Степанов и псаломщик Петр Утехин. Обряд проводился в Николаевской церкви села Шереметева-Никольского Сызранского уезда Симбирской епархии. Кстати, этот храм сохранился до сих пор и находится в селе Никольское (Шереметево) Кузоватовского района Ульяновской области. Строительство церкви Николая Чудотворца, закончившееся в 1820 г., начал граф Шереметев в память о скоропостижно умершем сыне.
Судя по документам, семья А.А. Козакова в разное время проживала в Казани, с. Никольское (Симбирская губерния) и г. Ялте. Сравнительный анализ всех представленных источников показал, что А.А. Козаков с семьей часто жил в селе Никольское (Шереметьево) Сызранского уезда Симбирской губернии, где в 1911 и 1914 гг. П.И. Веденисов и сделал уникальные фотоснимки села и его окрестностей. Поэтому с. Никольское-на-Черемшане, находившееся в то время в составе Ставропольского уезда Самарской губернии, никакого отношения к ним не имеет. Зато современное село Никольское (Шереметево) Кузоватовского района Ульяновской области приобрело бесценные источники, иллюстрирующие его дореволюционную историю.
Евгений Бурдин