В Ульяновске раздадут гранты по итогам конкурса «Креативный город». Деньги получит, в частности, Музей балалайки, который одержал победу в номинации по созданию культурных площадок с проектом «Уличный театр Петрушки».

Как рассказал нам автор проекта Сергей Ключников, идея запустить подобный проект появилась давно – он часто бывал в экспедициях по районам и деревням области, где старики рассказывали о традиции народных уличных гуляний, которая была распространена до 30-х годов ХХ века.

– Эти люди рассказывали, как они ездили тогда еще в Симбирск, смотрели выступления Петрушки, и как это было здорово, – сказал Ключников. – Мы подумали, что можно было бы возродить традицию, стали узнавать, кто в России занимается такой формой представлений.

Оказалось – единицы.

В итоге Ключников с товарищами нашел одного мастера из Мурманска, который воссоздает уличный театр Петрушки. По его словам, подобное представление, несмотря на то, что участвует в нем всего один актер, способно быстро собрать вокруг себя сотню зрителей из проходящих мимо людей – настолько заводное это действо. Проект предложили Управлению культуры и организации досуга администрации Ульяновска – там согласились попробовать.

Первое, пробное, представление состоится в октябре. Если дело пойдет, то представления станут регулярно сопровождать праздники и народные гуляния в Ульяновске. Задействованы будут в них и ульяновские актеры, и приглашенный из Мурманска мастер, который согласился помочь в реализации проекта. Музыкальное сопровождение обеспечат музыканты Музея балалайки.

Традиция уличного театра Петрушки зародилась в России, предположительно, в XVII веке. Этот персонаж, перчаточная кукла, изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой. Петрушка – часто используемый в культуре образ, причем сущность его далеко неоднозначна. Это отрицательный персонаж, и то, что обычно принимают за улыбку, на самом деле – оскал. У русского Петрушки есть более ранние аналоги в других странах: его ассоциируют с итальянским Пульчинеллой, французским Полишинелем, турецким Карагезом и так далее. Отличие Петрушки от них в том, что европейские персонажи – марионетки, а в России использовалась перчаточная кукла. Характерно, что популярность театра сошла на нет, когда образ Петрушки облагородился – он перестал убивать в своих представлениях других персонажей, разговаривал вежливо. Начинал Петрушка как заядлый хулиган.

Гранты по итогам конкурса в размере 10, 30 и 50 тысяч рублей также получила централизованная библиотечная система за проект «Живые традиции в креативном городе», а в номинации по изменению городской среды – проекты «Арка Шодэ» и «Сквер 36-летия Победы: новая жизнь».

Сергей Гурьянов