Ведущая Виктория Чернышёва.

В.Чернышёва: Подходит к концу сезон дорожно строительных работ 2014 года. Сегодня мы подведем предварительные итоги. У нас в гостях сегодня заместитель директора департамента автомобильных дорог  Ульяновской области- Рафаэль Канафиевич Тукаев.  Давайте начнем с того, можно ли уже подвести определенные итоги? Понятно, что ещё не все работы закончены и есть ещё немного времени.  Что уже сделано на сегодняшний день?

Р.Тукаев: Добрый день.  На сегодняшний день программа работ на территории Ульяновской области выполнена на 95%. Это работы по содержанию и ремонту дорог.  Дорожно строительный  сезон близится к завершению. Числа 5 октября мы планируем закончить все асфальтобетонные  работы.

В.Чернышёва: В этом году сезон работ заканчивается раньше?

Р.Тукаев:Совершенно верно, удалось выполнить работы быстрее. В текущем году мы расторговали   большую долю объектов очень своевременно. Контракты были заключены ещё зимой и ранней весной.

В.Чернышёва:Что было отремонтировано в этом году?

Р.Тукаев: В текущем году был очень большой объём работ.  В этом году мы отремонтировали два больших участка очень интенсивной трассы Ульяновск-Димитровград-Самара. Одни участок в районе Лесного посёлка- Озёрки.  А второй участок — ближе к Самарской области,  у села Высокий Колок. Эти участки  отремонтированы на протяжении 8 километров сплошным слоем. На днях  мы закончили дорогу на Ишеевку с асфальтобетонным покрытием. Так же сделали дорогу в сторону Майны- участок дороги Тагай-Майна.  На прошлой неделе закончили ремонтные дороге на участке в районе села Ждамирово, в районе поселка Азат, в районе села Заречное. То есть отремонтированных объектов не мало.  Сейчас работы ведутся на участке дороги около Старой Майны, на границе области. Пока позволяют погодные условия, мы начали ремонтировать дорогу- двигаясь от границы с Татарстаном по направлению к Старой Майне.

В.Чернышёва: Там делается ямочный ремонт?

Р.Тукаев: Нет.  Делается новое сплошное покрытие- участок порядка 9 километров.  Всего там ремонтируется 5 участков. Три участка- до Старой Майны, один около села Красная река, пятый- около села Шмелёвка.

В.Чернышёва: Как раз это и есть 5% оставшейся программы работ?

Р.Тукаев: Да.

В.Чернышёва:Как вообще определяются участки для ремонта? Я очень часто езжу в Казань и замечаю очень разбитый участок дороги после Цильны.  Есть ли в планах ремонт этого участка?

Р.Тукаев: На сколько я знаю, это участок федеральной дороги и  у них есть соответствующая программа. В следующем году они планируют полностью завершить эту дорогу- работы велись поэтапно в прошлом и этом году.

В.Чернышёва: Ещё  один участок федеральной дороги, который интересует  всех  водителей- около села Большие Ключищи, его очень долго ремонтируют.

Р.Тукаев: Там был заключён двухлетний контракт.  В ходе реализации контракта были выявлены форсмажорные обстоятельства- перенос газопровода,  и линий высоковольтных передач. В текущем году поставленная задача федеральными органами- сделать бесперебойный проезд, что бы не было пробок, установить знаки и заасфальтировать четырёх полосное движение. В следующем году будет реализация строительства развязки.  В текущем году уже планируется открытие движения.

В.Чернышёва: Объём работ увеличился за счёт увеличения финансирования?

Р.Тукаев: Да, совершенно верно. В прошлом году мы сделали 1 млн 400 квадратных  метров, а в этом году около 1 млн. 800 квадратных метров.

В.Чернышёва: Какие планы на будущий год?

Р.Тукаев:На данный момент мы формируем программу по ремонту. Она будет не менее 1,5 млн. квадратных  метров и до 2 млн. Я думаю, что будет увеличение объёма.

В.Чернышёва: Какие участки Вы берете?

Р.Тукаев:Проводится обследование  2 раза в год, выбираются участки. После вся информация собирается и согласовывается с местными властями в муниципальных образованиях. Рассматриваются и обращения жителей. У нас есть сайт,  на который реально поступают заявки от населения. Без внимания обращения точно не остаются.  Так же у нас регулярно обеспечивается ремонт школьных маршрутов. На это выделяется порядка 180 млн рублей ежегодно. Всего мы отработали уже около 300 школьных маршрутов.

В.Чернышёва: Большие объёмы это хорошо, но и большая нагрузка ложиться на подрядчиков. В этом году довольны ли Вы их работой?

Р.Тукаев:Есть  у них недостатки, но в целом можно сказать Да. Подрядчики выполняют свою программу, не затягивают сроки, делают во время.  Следует отметить, что всё же у нас большое количество добросовестных подрядчиков.

В.Чернышёва: Какие компании работают? Наши или из других регионов?

Р.Тукаев: На территории региона работают только ульяновские компании.  Они выигрывают по результатам проводимых торгов. Основные подрядчики в этом году : «Ульяновск транс строй», «Гипермостстрой», ООО «ТАН», «Русь» и т.д.

В.Чернышёва: Долгое время говорилось о кадровой проблеме в этой отрасли, нет хороших специалистов. В том числе и поэтому страдает качество дорог. Как сейчас с кадрами?

Р.Тукаев: Ежегодно мы проводим теоретические семинары. В этом году проводили практические занятия и мастер-классы. В Димитровграде проводили мастер-класс как правильно  укладывать асфальтобетонную дорогу. Весной у нас неделю преподавали эксперты из Санкт-Петербурга, занятия проходили в строительном колледже. И мы планируем продолжать эту работу.

В.Чернышёва: В этом году было запущено несколько асфальтобетонных заводов.  На сколько хорошо они работают и чем же отличаются от старых?

Р.Тукаев:  Во первых, новые заводы отличаются своей высокой производительностью.  Во вторых-  улучшилось качество выпускаемой смеси.  Такие заводы сейчас работают в Чердаклинском и Новоульяновском районе. Мощность этих заводов-160 тонн в час. На данный момент это хорошая мощность и нам этого хватает. В южном районе региона тоже есть два новых завода- в  Николаевке и в Старой Кулатке- заводы с производительностью 64 тонны в час.

В.Чернышёва: Эти заводы разборные, передвижные?

Р.Тукаев: Нет. Они стационарные.  Пока у нас нет передвижных заводов.

В.Чернышёва: Вы говорите о качестве смеси. Чем  лучше  смеси новых заводов?

Р.Тукаев: Лучше мешаются инертные материалы, новые системы перемешивания и дозирования.  Раньше на заводах это все было в ручном режиме. А сейчас эти процессы компьютезированы.

В.Чернышёва: После изготовления смеси развозятся на объекты?

Р.Тукаев: Да, конечно для укладки дорог.

В.Чернышёва:  Разговаривала с дорожниками, они рассказали о проблеме укладки дорог на участке трассы Ульяновск-Димитровград.  Года два назад, когда укладывали асфальт, он очень быстро остывал и расслаивался. Поэтому после очень сильно разбился.

Р.Тукаев: Должны соблюдаться погодные условия. Асфальт можно укладывать в +5-+10 градусов. Нельзя укладывать асфальт при температуре ниже +5 или  в дождь. Сейчас в состав смесей входят различные химические компоненты, которые позволяют снизить температуру при укладке с 140 до 110.  Такие доставки выпускают в Татарстане, мы их используем, они улучшают качество асфальта.

В.Чернышёва: Обобщу вопрос многих автомобилистов- в Татарстане очень хорошие дороги, с учетом что они были построены лет 5 назад. А у нас за этот срок дороги очень сильно изнашиваются и требуют ремонта.  Почему?

Р.Тукаев: В дорожную инфраструктуру были большие вливания при проведении в Татарстане Универсиады и 1000-летия Казани-  в основном все дороги были капитально отремонтированы.  Т.е. Капитальный ремонт- это полный замен, дорога строится практически с нуля. А мы  как правило, меняем только верхний слой дороги.  Я считаю это правильная задача, которая перед нами поставлена- в первую очередь, необходимо обеспечить  безопасный и бесперебойный проезд во всех направлениях региона. Полный эффект дорожного фонда мы увидим к 16 году.

В.Чернышёва: Как проверяется качество дорог?

Р.Тукаев:У нас есть специальные комиссии, есть своя очень сильная лаборатория, в которой есть профессиональные кадры.  За каждым участком ремонта дороги всегда закреплены ответственные люди.  На участки регулярно выезжают и делают замеры специалисты. Ежегодно мы закупаем новое оборудование для лаборатории. Мы не стоим на месте. Недавно нашу лаборатории проверяли федеральные структуры  –  оценили на 4 с большим плюсом. Такие лаборатории есть не везде. Плюс и в том, что у нас работают хорошие специалисты.

В.Чернышёва: Какой гарантийный срок у дорог, которые Вы отремонтировали в этом году?

Р.Тукаев:Гаратия на дороги, отремонтированные в этом году- 5 лет.

В.Чернышёва: Это у дорог с поверхностным ремонтом?

Р.Тукаев: Да.  Гарантия на верхний слой покрытия 5 лет.  Если покрытие однослойное- 4 года.

В.Чернышёва: А на дороги с капитальным ремонтом?

Р.Тукаев: При капитальном ремонте дорог: на основание гарантия 8 лет, а межремонтные сроки 12-15 лет.

В.Чернышёва: Из Вашего опыта- как часто приходится ремонтировать дороги, сколько они выдерживают?

Р.Тукаев:  Если дороги сделаны своевременно, в хорошую погоду и с соблюдением всех технологий,  то до 5 лет ремонт не требуется. После, по необходимости небольшой ямочный ремонт. Это о дорогах с асфальтобетонным покрытием.

В.Чернышёва: Недавно, для того что бы продлить срок использования дорог, губернатор предложил привлечь в регион пилотный проект- строительство бетонных дорог. Для многих это новинка. Но например, мы знаем, что у нас уже есть такая дорога- от Авиастара до аэропорта Восточного.  Сделали её ещё при застройке Нового города и она до сих пор в нормальном состоянии.  Скажите, действительно ли так хороши бетонные дороги и какие сложности могут возникнуть при строительстве таких дорог?

Р.Тукаев: На территории РФ всего 3% бетонных дорог. Если ориентироваться на Запад- в Америке 60% бетонных дорог, много их и в Германии, Австрии. Асвальтобетонное покрытие на 70-80% дороже. Но в дальнейшем при эксплуатации дорог, ремонт покрытия,трещин и т. д.  Будет необходим только через лет 10 как минимум.  То есть затраты выравниваются, не сразу, но выравниваются- в течении 10-15 лет.  Дороги с бетонным покрытием служат не менее 50 лет.

В.Чернышёва: Наверно, при постройке бетонных дорог используются  другие технологии?

Р.Тукаев:  Чем-то процессы схожи. В состав так же входят: песок,щебень,  бетон 20-25 см.   Есть специальные машины, которые укладывают бетон. Кстати, такие машины используют и при постройке взлётных полос для самолётов.  В постройке таких дорог однозначно лидирует запад. А в России строят только в Москве, Санкт- Петербурге и при строительстве аэропортов.  Если будет финансирование на эти цели, можно будет в качестве эксперимента построить такую дорогу на определенном участке.

В.Чернышёва: Сергей Иванович говорил о постройке бетонной дороги до Димитровграда.

Р.Тукаев: Да, потому что на этом участке очень высокий поток автомобилей- 20 тысяч в день. У нас есть проект реконструкции этой дороги и перевод её из 2 в 1 категорию- создание  четырехполосного движения . Так же планируем ремонт  дороги от Мирного до поворота на Старную майну, тоже создание  четырехполосного движения.

В.Чернышёва: Сколько стоит постройка километра новой асфальтобетонной дороги?

Р.Тукаев: Примерно 40 миллионов. А   постройка бетонной дороги дороже на 70-80%.  И необходимо учитывать, что  40 миллионов- стоимость обыкновенной дороги 3 категории. Соответственно, строительство дорог 1, 2 категории дороже.

В.Чернышёва:  А как работать с бетоном- материал тверже, удобно ли его укладывать на рельефные участки-скаты, горки, виражи и т.д.? 

Р.Тукаев:  Применяются такие же технологии как и при укладке асфальтобетонных дорог.Так же укладывается и на рельефных участках.  Создаются и водоотводы, потому что вода разрушает всё.

В.Чернышёва:Есть ли вообще в России пилотный проект, подразумевающий строительство бетонных дорог?

Р.Тукаев: Об этом этом говорил бывший министр транспорта транспорта Левитин.

Есть определенные методические рекомендации, но пока реализации строительства бетонных дорог у нас по близости не было.

В.Чернышёва: Значит, если найдём средства- будем первыми!

Р.Тукаев: Да, безусловно к этому нужно стремиться.

В.Чернышёва: Ожидается ли у нас строительство новых асфальтобетонных заводов,  приобретение новой дорожной техники?

Р.Тукаев:  По асфальтобетонным заводам- пока новых заводов нет в Инзенском и Карсунском направлении. Там есть заводы, но не новые. В прошлом году построили новый завод в Сурском районе, теперь в планах построить завод в Карсуне.

В.Чернышёва: Есть инвесторы, которые хотят построить завод?

Р.Тукаев: Между прочим, все построенные заводы- полностью за счёт частных средств.  Хороший завод стоит около 38-30 миллионов. Но это речь о высокотехнологичных заводах, на которых есть новейшее оборудование. А так есть заводы и за 15-17 миллионов.

В.Чернышёва: Планируется ли обновление техники?

Р.Тукаев: За последние два года у нас очень хорошо обновился  парк техники. Сейчас у нас появилось много немецкой техники- укладчики, катки, фрезы, бульдозеры и погрузчики.  В планах на 2015 год нет большого объёма закупок, потому что много техники было закуплено в 2012-2013 г. Но если увеличатся объёмы работ, то возможно мы увидим и новую технику.  Пока с тем объёмом работ, который есть сейчас, мы справляемся.

В.Чернышёва:Будем надеяться, что все дороги, которые были отремонтированы в этом году прослужат долго- не менее 5 лет.  Очень хочется поездить по хорошим дорогам и что бы Ульяновская область избавилась от имиджа «регион плохих дорог».  Хотя в России есть дороги и значительно хуже.   Нужно стремиться к лучшему!

В гостях у программы «Один из нас» был заместитель директора департамента автомобильных дорог  Ульяновской области- Рафаэль Канафиевич Тукаев. Благодарю всех за внимание, оставайтесь с радио «2х2».