В день памяти Ивана Гончарова вспомнили о художнике Александре Титовском, который доказал, что прообразом деревни Малиновка из романа «Обрыв» была Киндяковка. В Историко-культурном Центре-музее Гончарова открылась выставка, посвященная Титовскому, художнику и краеведу.
Большую часть своей долгой жизни Титовский провел в Ульяновске, рассказал главный архивист Государственного архива Ульяновской области Антон Шабалкин. Родился Александр Иванович 7 сентября 1912 года в городе Дубовка Царицынского уезда Царицынской губернии, учился в художественном училище Сталинграда. До начала Великой Отечественной войны работал конструктором на тракторном заводе и художником-оформителем ДК авиаучилища. После войны он перебрался в Ульяновск, где уже жили его родные. Титовский работал художником-ретушером в редакциях местных газет, типографий и рисовал город. Волга, Гончаровская беседка, здание Краеведческого музея и другие образы Ульяновска остались запечатленными на многочисленных листах.
В годы строительства речного порта на Волге он много времени проводил на стройке: сохранилось большое количество карандашных набросков и акварелей. 19 июня 1955 года он стал свидетелем сцены, потрясшей его до глубины души. Дело было на кладбище Сошествия Святого Духа, которое уничтожалось в связи с созданием Куйбышевского водохранилища. Тракторист зачерпнул ковшом пласт земли, и из поврежденной могилы вылетел череп с густой черной косой… Образ ковша-разрушителя художник часто использовал в своем творчестве как олицетворение некой силы, угрожающей всему святому: церквям, природе. Реалии сегодняшних дней дали бы ему немало поводов продолжать эту серию рисунков.
С 1964 года Титовский вместе с женой стал путешествовать по лермонтовским местам. Ежегодно в дни отпуска он отправлялся в путь по разработанному маршруту. Посетил Грузию, Чечено-Ингушетию, Дагестан, Азербайджан, Ставрополь, Минводы, Краснодарский край. За это время он создал свыше 300 листов – рисунков, эскизов, набросков, акварелей, которые передал в Пятигорский музей-заповедник Лермонтова. А в 1970-е годы он исследовал вопрос возможного пребывания поэта в Симбирске, изучал документы о симбирской родне Михаила Юрьевича.
В 1980-е годы Титовский задался новой задачкой – созданием топографии романа «Обрыв». Семь лет он ходил по Винновке, по территории бывшей усадьбы Киндяковых, изучал ее план. Александр Иванович пришел к выводу,что прообразом деревни Малиновка была именно Киндяковка. Волею фантазии Гончарова Киндяковка несколько изменилась: писатель «поставил» одну церковь в слободу, другую «перенес» поближе к Малиновке. Все остальное буквально «списано» с Киндяковки – старый заброшенный и новый барские дома, сохранившиеся до сих пор пруды, домик садовника, оранжерея, беседка, слобода. Хотя в 1991 году Титовский с горечью писал о том, что ульяновские краеведы не признали подлинности места, сейчас научные сотрудники Центра-музея Гончарова говорят об этом без сомнений.
Они даже создали мультимедийную презентацию, на которой наложили план Киндяковки на топографическую карту «Обрыва», показали маршруты прогулок героя романа Райского. Теперь наблюдения и выводы Титовского сомнения не вызывают.
Сотрудница библиотеки № 1 имени Гончарова Татьяна Алисевич рассказала, что однажды художник-краевед организовал экскурсию по тропинкам, описанным Гончаровым в «Обрыве». В ней приняли участие поэт Елена Кувшинникова, краевед Анатолий Пирогов и другие. После этой прогулки Титовский нарисовал целый цикл рисунков, а затем из их копий сделал миниатюрную книгу-альбом с цитатами из романа и собственными заметками, которую передал в библиотеку. А Шабалкин добавил, что у Титовского была идея создания мемориального места в Винновской роще, которую, увы, не удалось реализовать. Дело ограничилось иллюстрациями к роману «Обрыв», переданными на хранение в Музей Гончарова.
Титовский скончался на 92-м году жизни, в июне 2004 года. Его памятник на Ишеевском кладбище сломался, и краеведы обратились к общественности с призывом привести в порядок могилу. Символично, что в год десятилетия его кончины один из специалистов похоронного бизнеса, энтузиаст возрождения Воскресенского некрополя, Семен Кропачев взял все расходы на себя, и работа уже завершена.
Анна Школьная