Можно ли добиться того, чтобы завтраки, обеды и ужины в школах, больницах, детсадах были вкусными, полноценными и безопасными для здоровья? – вот один из вечных вопросов отечественного общепита. Власти нашего региона подходят к решению проблемы комплексно. В июне были приняты Закон «О правовом регулировании отдельных вопросов организации социального питания в Ульяновской области» и ряд детализирующих его документов. Но на этом работа не закончилась. На днях постановлением Законодательного Собрания создана комиссия, которая займется мониторингом применения нового закона. О том, как будет совершенствоваться организация социального питания, рассказывает руководитель фракции «Единой России» в Законодательном Собрании Ростислав Эдварс.
– Ростислав Анатольевич, в ходе последних дискуссий Вы подчеркнули, что социальное питание в регионе должно стать системой. Что под этим подразумевается?
– Необходим системный подход к организации социального питания. Это принципиальная позиция губернатора области Сергея Морозова – и мы его в этом поддерживаем, – который требует комплексного подхода к организации социального питания, справедливо отмечая, что здоровое социальное питание сегодня – это здоровое поколение завтра.
Вопрос очень сложный, и мало кто им в таком разрезе до сих пор занимался. Нам еще предстоит определиться, что конкретно необходимо предпринять, чтобы в столовых соцучреждений подавалась качественная, здоровая пища – какой пакет нормативных документов должен это регламентировать, какие формы взаимодействия бизнеса и государства дадут лучший результат, сколько времени и ресурсов нужно для создания эффективной системы? Предстоит добиться того, чтобы в единой связке, слаженно, под строгим контролем государства работали все, кто задействован в соцпитании: поставщики продуктов, операторы, занимающиеся приготовлением блюд, администрация учреждений. Сегодня мы находимся в самом начале пути, который позволит нам улучшить организацию социального питания.
Тема действительно очень важная, так или иначе она затрагивает практически всех людей. У кого-то дети ходят в садик или школу, кто-то лежит в больнице, пожилые люди живут в геронтологических центрах – все они зависят от социального питания.
Руководство Ульяновской области намерено многое изменить к лучшему в этой сфере. Наш регион вошел в пилотный проект по реализации концепции о социальном питании, утвержденной правительством России. Недавно мы одними из первых в стране приняли областной закон об организации соцпитания: подобные пока действуют лишь в трех-четырех субъектах РФ.
– Какие вопросы регламентируются этим законом?
– Закон определяет основные понятия и принципы организации соцпитания в регионе, является своеобразной декларацией, программным документом, от которого все будут отталкиваться. Конечно, многое в данной сфере уже регулируется действующими федеральными нормами. Вместе с тем имеется необходимость в осуществлении правового регулирования на региональном уровне взаимодействия всех элементов системы социального питания – от поставки пищевых продуктов и производства готовых блюд до предоставления услуг в сфере социального питания гражданам. Важно предусмотреть формирование единого нормативного подхода к организации социального питания в учреждениях Ульяновской области. Он должен быть основан на принципе равного доступа для всех участников, а также оптимально сочетать методы государственного регулирования и контроля.
Во-первых, областной закон расшифровывает само понятие социального питания -это питание граждан, обучающихся, находящихся или проживающих в государственных учреждениях региона, на основе рациональных норм потребления.
Во-вторых, в законе закреплены наиболее важные принципы организации соцпитания. Это – приоритет качества и безопасности, предполагающии принятие таких решений, которые позволят предотвратить негативное воздействие на здоровье человека некачественных товаров, работ и услуг, даже если это потребует больших затрат. Это – единство требований, предъявляемых к организации соцпитания в учреждениях области, в том числе требований, касающихся равных условий для операторов. Это – развитие материально-технической базы, а также информационного обеспечения деятельности в сфере организации социального питания и доступность такой информации. Особо выделяется необходимость мониторинга организации соцпитания – сбор, анализ и оценка информации, с целью принятия в дальнейшем эффективных решений.
Закон детализируется постановлением облправительства, которое было принято следом. Этот документ вводит многие принципиально новые вещи: например, накладывает на руководителей бюджетных учреждений и организаций обязанности по содержанию в нормальном виде пищеблоков. Раньше такое впрямую нигде не прописывалось, и деньги, закладываемые на модернизацию пищеблоков, часто отправлялись на другие нужды. В результате сегодня имеем ужасные пищеблоки во многих лечебных учреждениях.
– Что даст региону принятие новых нормативных актов в сфере социального питания?
– Благодаря закону становится понятнее, как формировать единые требования к участникам рынка соцпитания. Также ожидаются изменение подходов к организации процесса и появление в нем более ответственных участников. В развитие закона, например, в области осуществляется попытка создания кластера социального питания.
– Каким Вы видите здесь кластерный подход?
– Стоимость питания, как известно, складывается из цены продуктового набора и услуги по приготовлению пищи. Поэтому есть задумка наладить более тесное взаимодействие операторов социального питания и сельхозпроизводителей, готовых поставлять продукцию по разумной цене в долгосрочной перспективе. Необходимо сформировать общность предприятий, готовых эффективно работать на систему соцпитания. Тогда операторы смогут без посредников, бесперебойно закупать продукты. А сельхозпроизводители, в свою очередь, получат гарантированный рынок сбыта. Более того, поставщики сельхозпродукции, входящие в кластер, смогут получать за участие в системе соцпитания господдержку. Стоит заметить, что в прошлом году в рамках федеральной программы по социальному питанию ряд ульяновских сельхозпроизводителей получил субсидии – пока просто за участие в программе. Однако такой подход нас не совсем устраивает, потому что, получив средства, некоторые поставщики впоследствии завышают цены, ссылаясь на «рыночную ситуацию». Создание кластера помогло бы избежать этого. Мы предлагаем финансово поддерживать те сельхозпредприятия, которые готовы в течение года поставлять качественную продукцию по фиксированной взаимовыгодной цене. В том, что данная постановка вопроса верна, я лишний раз убедился, побывав недавно в Кисловодске, на конференции, организованной Минсельхозом РФ.
– Не получится ли так, что кластер соцпитания станет своеобразным закрытым клубом, потеснившим других участников рынка этих услуг?
– Подобное часто можно услышать от тех, кто хотел бы работать бесконтрольно и спекулятивно. Например, есть поставщики, желающие просто по максимальной цене загнать свою продукцию в систему соцпитания, а там хоть трава не расти. В рамках кластера это станет невозможно.
Думаю, появление кластера не нарушит рыночную конкуренцию. Тем более что он открыт для всех желающих. Как и созданная недавно в Ульяновской области Ассоциация операторов соцпитания, объединившая большинство участников процесса для более эффективного решения организационных вопросов. Участниками Ассоциации и кластера могут стать все, кто готов работать в сфере соцпитания по системе требований нашего областного закона.
– Региональным парламентом недавно утверждено положение о комиссии по мониторингу применения нового закона и сформирован ее состав. Чем она будет заниматься?
– Комиссия станет постоянно действующим консультативно-совещательным органом при Законодательном Собрании. В ее функции входят анализ и экспертная оценка эффективности регулирования вопросов организации социального питания, рассмотрение и выработка предложений по его совершенствованию.
Возглавил комиссию заместитель председателя ЗС Игорь Тихонов. В нее вошли депутаты Заксобрания, представители областных министерств сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов, образования и науки, финансов, Роспотребнадзора, департамента ветеринарии Ульяновской области, общественности. Заседания комиссии будут проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Решения носят рекомендательный характер. Осуществлять свои полномочия по мониторингу и контролю в системе социального питания комиссия вправе с выездом на места. В образовательных учреждениях к этому процессу будут привлечены родительские комитеты.
Кстати, члены Ассоциации операторов соцпитания согласны допускать комиссию и другие контролирующие органы для проверок в любом необходимом случае, не «прячась» за закон, позволяющий проверять частные компании только раз в три года. Считаю, это нормальная практика, если члены комиссии придут, посмотрят, определят, что необходимо изменить для улучшения организации соцпитания. Менять надо еще очень многое.
– Что в первую очередь?
– Отношение к системе социального питания вообще – не только со стороны государства, поставщиков, операторов, о чем мы уже говорили. Менять отношение нужно в том числе со стороны потребителей. Очень часто приходится слышать вопрос: «А почему в школе дети не едят первых блюд?». Обычный ответ: родители считают, что это слишком дорого, и не заказывают первое. Операторы, администрация школы идут им навстречу. А ребенок находится в учебном заведении в среднем с восьми до трех часов. И за все это время он в полдень получает по сути лишь завтрак – без первого блюда. Да еще и дома, скорее всего, нормально утром не поел. Естественно, это не лучшим образом отражается на здоровье растущего организма. Здесь надо работать и с родителями, в данном вопросе и комиссия может приложить свои усилия. Когда начинаешь это делать, знаю по своему опыту, большинство родителей выбирают полноценный обед, не экономя пять-семь рублей в день на здоровье ребенка.
– Это понятно. Однако больше всего тревожит некачественное, невкусное питание в соцучреждениях, на что особенно часто жалуются люди. С этим новый закон поможет справиться?
– Проблема существует однозначно. И, думаю, изменения в областном законодательстве здесь помогут. Ведь в законе прописаны все требования к соцпитанию. В постановлении правительства они детализированы – по качеству продуктов, по процедурам, которые должны быть выполнены операторами. Многое и раньше было отражено в разных документах. Но свести все воедино мало у кого получалось. Роспотребнадзор смотрел со своей колокольни, школа или больница – со своей, муниципалитет – со своей. А все вместе, системно соцпитанием не занимались. Поэтому, убежден, нужны и кластер, и комиссия по осуществлению независимого мониторинга.
– На Ваш взгляд, все предпринимаемые сегодня в регионе меры – новый закон, дальнейшая работа в его рамках, специальная комиссия, попытки создания профильного кластера и так далее – смогут улучшить ситуацию с организацией социального питания?
– Если мы реализуем задуманное, комплексный подход, – то однозначно улучшат. Система изменится таким образом, чтобы область эффективно расходовала бюджетные средства на названные цели, а люди получали в соцучреждениях полноценное питание. Это общегосударственная задача, и мы твердо намерены добиваться ее решения.
Виктор ГОНЧАРОВ, при содействии пресс-службы Законодательного Собрания Ульяновской области

в газете на правах рекламы