Мы начинаем цикл экспертных интервью, касающихся принятия нового Генплана Ульяновска. Напомним, он был презентован Институтом урбанистики и в октябре должно пройти его более широкое обсуждение. Наша первая беседа с Александром Капитоновым.

Наша справка: Александр Капитонов – директор архитектурной мастерской «Симбирскпроект», почетный архитектор России. С 2010-го по 2012 год возглавлял Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска.

Д.Ежов: Александр Михайлович, у вас есть опыт и чиновника, и бизнесмена, и архитектора, то есть человека творческого. Значит, на генплан вы, как говорили стоики, можете посмотреть «с точки зрения Зевса», то есть, по совокупности. Что это за документ?

А.Капитонов: Генеральный план – один из документов градостроительного регулирования. Основных документов три: генеральный план, правила землепользования и застройки, проекты планировки. Каждый из этих документов решает свою конкретную задачу. Генплан города решает три задачи: определяет границы населенных пунктов внутри муниципального образования; задает функциональные зоны; а так же определяет объекты, которые планируют построить местные органы самоуправления. Это базовые задачи генплана. Но правила землепользования и застройки и проекты планировки должны разрабатываться с учётом положений генплана. Проблемы, нерешённые вопросы и недостатки генплана транслируются в последующие градорегулирующие документы.

Д.Ежов: Я правильно понимаю, что, фактически, генплан – это стратегия городского развития? Определение основных направлений развития и более конкретных тактических решений.

А.Капитонов: Вы правильно говорите – у города должна быть стратегия. В Ульяновске её разрабатывают уже давно. Пока её нет. А стратегия, положенная на бумагу, на карту города – это и есть градостроительная стратегия — генплан. В первую очередь, это именно планы города на 20-25 лет, и дополнительно должны быть определены более конкретные планы на ближайшее время – на пять лет.

Д.Ежов: Интересна история этого вопроса. Насколько я слышал, Ульяновск долгое время жил вообще без генплана? Последний был принят в постсоветский период.

А.Капитонов: Нет. Генплан был и до революции, и при СССР. Последний советский генплан был принят в 1985 году. Он продолжал ещё советские традиции, когда вся земля была государственная и государство планировало и регулировало застройку. Советские генпланы были секретны, решения принимались на государственном уровне, без участия жителей города. В 2004 году был принят новый Градостроительный кодекс, который отразил новую реальность страны и изменил градорегулирование. В это время начали разрабатывать новый генплан, который был принят в 2007 году.

Генплан 2007 года был разработан по советским принципам: все его разделы секретные – с ними нельзя ознакомиться, он не учитывает существующее землепользование и интересы жителей, не отражает реальные планы города, подкреплённые возможностями городского бюджета. Генплан, который сейчас разрабатывается, сохраняет проблемы и недостатки генплана 2007 года. Из-за такого необоснованного, неконкретного документа, с которым нельзя ознакомиться, у жителей города возникают совершенно конкретные проблемы.

Д.Ежов: Вы имеете в виду застройщиков?

А.Капитонов: Землепользователей. Владельцев земли, тех, кому принадлежат земельные участки, в том числе и земельные участки под индивидуальными жилыми домами. Например, генплан предлагает построить магистраль от улицы Железной Дивизии до кольца на улице Карла Маркса у Свияги и другую магистраль от Минаева, вдоль Свияги, с подъёмом по оползневому склону и пересечением Карла Маркса с выходом на Нариманова. Это значит, нужно нарушить историческую структуру кварталов, надо снести огромный объём существующей жилой застройки на улицах Крымова, Воробьёва, Робеспьера, Новосвияжский пригород, пройти дорогами по оползневому склону, через два кладбища.

Д.Ежов: Разве это реально?

А.Капитонов: Такое решение нереально, потому что оно не обосновано ни инженерно, ни экономически. Но проблема в том, что город не планирует резервировать и выкупать эту землю для строительства магистралей в этом месте, а ограничения на земельные участки, которые попадают под будущие транспортные коридоры, накладываются сразу – на таких земельных участках нельзя проводить реконструкцию существующих или строительство новых зданий, поэтому такие земельные участки никто и не купит. Для собственника такого земельного участка, который планирует улучшить условия проживания, такое решение – тупик.

Д.Ежов: Транспортная проблема одна из острейших для города и она нарастает. Какие решения предлагает генплан?

А.Капитонов: Транспортный каркас определяет развитие территорий города и его планировку. Генплан города должен отражать предварительно проработанные и обоснованные транспортные схемы: какие дороги и улицы нужно реконструировать с расширением, в первую очередь, какие улицы и развязки необходимо строить вновь. Какие магистрали нужно планировать на дальнюю перспективу с резервированием под эти цели земли. Эти планы должны учитывать возможности городского бюджета. Сколько мы в состоянии построить новых дорог? За последние 10 лет построили подходы к президентскому мосту и две новые городские дороги – часть улицы Камышинской, от улицы Ефремова до Сызранской трассы и Олимпийский проспект. Должны быть определены первоочередные объекты транспортной инфраструктуры, обеспеченные финансированием, под эти объекты необходимо резервировать землю. А генплан предлагает не реальные, не обоснованные планы, без определения очерёдности. Предлагать скоростной трамвай, который ныряет в тоннель на площади Нариманова, а выныривает на дамбе — это мыльный радужный пузырь.

Генплан предлагает расширение существующих, застроенных улиц: Гагарина, Марата, Федерации, Красноармейской. Предлагается пробить продолжение улицы Урицкого через проспект Нариманова — как раз на том месте, где сейчас заканчивается строительство многоэтажного дома – тоже нереально.

Д.Ежов: Вы сказали, что генплан не учитывает размещение планируемых объектов города?

А. Капитонов: В докладах о новом генплане не было сказано, где будут размещаться планируемые крупнейшие городские объекты, о которых много говорят: музей СССР, новый стадион, новые ФОКи, цирк, поликлиники, больницы. Простой пример – городской стадион. Сейчас главный стадион города расположен за ЦУМом. Места для его развития здесь нет. Стадион в этом месте нельзя расширить, нет места для парковок. Нужно определить место для нового современного стадиона. Разработчики генплана предлагают разместить его в Соловьёвом овраге, между улицами Урицкого, Нариманова и Карла Маркса. Место самое неудачное: центральная часть города, овраг оползневый, в нем нужно проводить дезактивацию, нужно сносить весь периметр, где  построены автосалоны, здание МЧС, жилая застройка, здесь и сейчас перегруженный транспортный узел. Размещать стадион здесь неэффективно – его строительство обойдётся в сотни раз дороже, чем если бы его разместить на свободном от застройки участке.

Д.Ежов: Было сказано, что город будет расширяться до Больших Ключищ и Арского?

А.Капитонов: Расширение города – стратегический вопрос генплана. У каждого города есть варианты развития: компактный или расползающийся. При компактном варианте город развивается в существующих границах города, новое строительство ведётся на территориях ветхих, аварийных домов, подлежащих сносу; промышленные и коммунальные территории сокращаются и используются под жилую и общественную застройку. Другой вариант развития – расширение города за счёт использования сельскохозяйственных земель. Такой вариант расширения города почти в два раза предложен новым генпланом. Если планируется расширение, значит город должен обеспечить эти территории дорогами, инженерными сетями, детскими садами, школами, поликлиниками, парками, скверами. Но мы ведь знаем, что дорог нет на многих улицах пригорода, а канализации нет даже в усадебной застройке Севера и Заволжья. Если у города есть ресурсы для освоения и развития огромной территории и одновременно для улучшения качества жизни на сложившейся территории, тогда этот вариант возможен. Но для этого нужно рассмотреть оба варианта развития и выбрать самый обоснованный.

Д.Ежов: Что делать? Требовать от власти скорейшей публикации генплана для широкого обсуждения?

А.Капитонов: Публикация, возможность получения информации о разрабатываемом документе, возможность участия жителей города в его разработке – это одно из условий. Необходимо, чтобы в генплане были отражены стратегия и обоснованные планы города. Генплан должен учитывать существующую реальность, существующее землепользование. Городу нужен генплан, помогающий развитию, а не документ, после утверждения которого нужно решать больше проблем, чем до его принятия.

На иллюстрации: Фрагмент проекта генплана Ульяновска. Фото сделано во время презентации нового генплана на президиуме областного градсовета.

IMG_144