По поручению Губернатора Ульяновской области Сергея Ивановича Морозова разработан проект Стратегии развития молодёжной политики Ульяновской области до 2020 года.

Документом вносятся определения основных понятий (молодежь, молодая семья, молодой специалист, неформальное образование и др.), а также даётся описание текущего состояния молодёжи в Ульяновской области, основные проблемы и вызовы (уменьшение количества молодёжи, миграция и др.).

На территории Ульяновской области, как и в целом по стране, наблюдается тенденция снижения количества молодёжи. С нынешних 22% от общей численности населения региона к 2020 году количество молодёжи от 14 до 30 лет может составить лишь 17%, что приведёт к значительному увеличению экономической и социальной нагрузки на эту группу населения. Принимая во внимание «не идеальное» состояние здоровья молодёжи, вредные привычки, информационную агрессию некоторых зарубежных стран и многие другие факторы, ближайшие годы могут оказаться очень сложными.
Поэтому целью молодёжной политики в Ульяновской области заявлено создание условий для социализации и самореализации молодёжи, а также возможностей для роста человеческого капитала, компенсирующего сокращение численности молодых граждан и обеспечивающего экономический рост и повышение конкурентоспособности Ульяновской области.
При выборе приоритетных направлений сформирован желаемый образ молодого человека будущего. Это социально-активный, экономически развитый, демографически ответственный, творческий, ориентированный на общечеловеческие ценности молодой человек, способный определять и решать собственные задачи и вносить вклад в совершенствование Ульяновской области и России в целом.
Для обеспечения развития инновационной экономики молодежь должна стать основным объектом для инвестиций в человеческий капитал.

Выделены 10 приоритетных направлений молодёжной политики:
1. Повышение качества профессионального образования путем развития неформального и самостоятельного образования (современное образование непрерывное и всеобщее, необходимо дать человеку возможность учиться на протяжении всей жизни. Динамизм современной экономики, в которой постоянно возникают новые сферы деятельности и профессии, обусловливает необходимость постоянного изменения квалификации, непрерывного образования и адаптации к новым вызовам. Неформальное и самостоятельное образование компенсирует дефицит профессиональных и социальных компетенций молодежи, недополученных в процессе формального образования)

2. Поддержка талантливой молодежи, молодежных инициатив (эта деятельность направлена на развитие качественных характеристик молодежи за счет прихода талантливой молодежи в науку и искусство, бизнес, обеспечивает развитие у молодежи самостоятельности и инициативности, способствует самореализации молодежи)

3. Организация профессиональной ориентации молодежи 14-18 лет и помощь в построении образовательной траектории (эта деятельность позволит обеспечить более эффективный выбор молодежью будущей специальности)

4. Трудоустройство молодежи (эффективное трудоустройство молодежи, сокращение молодежной безработицы)

5. Пропаганда здорового образа жизни (эта деятельность направлена на предотвращение снижения численности экономически активной молодежи и сокращения потерь в производительности труда, которые при потреблении вредных веществ связаны со снижением мотивации к труду, ответственности и дисциплины труда)

6. Профилактика правонарушений среди молодежи (обеспечение комплексного подхода к профилактике правонарушений молодежи (учет положения в семье молодого человека, его состояния здоровья, потребления наркотиков или психотропных средств, курения, показателей учебной деятельности (если учится), работы (если работает), снижение уровня криминализации молодежной среды, организация профилактики правонарушений и т.д.)

7. Формирование духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры молодежи (разработка и внедрение комплекса учебных и специальных программ и инновационных методик гражданского и патриотического воспитания, содействие включению молодежи в программы патриотического воспитания, подготовки к службе в Вооруженных Силах, проведение работы по увековечению памяти защитников Отечества, изучение правовой и государственной систем Российской Федерации, истории родного края и Отечества, государственной символики, биографий выдающихся граждан Ульяновской области и России)

8. Укрепление института семьи, поддержка молодых семей (формирование позитивного отношения в молодёжной среде к семье и браку, воспитание культуры семейной жизни, формирование образа благополучной молодой российской семьи, которая осуществляет свою жизнедеятельность в зарегистрированном браке, ориентирована на рождение и воспитание нескольких детей, занимается их воспитанием и развитием на основе традиционной для России системы ценностей, стимулирование рождения вторых и последующих детей, развитие семейных форм воспитания)

9. Взаимодействие с молодежными общественными организациями и органами молодёжного самоуправления, развитие государственно-частного партнерства в сфере молодежной политики (развитие молодёжных организаций, поддержка проектов, привлечение дополнительных ресурсов и повышение качества и целенаправленности деятельности по развитию потенциала молодежи, рост качества управления совместными проектами)

10. Развитие молодежного информационного пространства (создание условий для повышения информационной культуры и безопасности в молодёжной среде, направленных на противодействие экстремизму, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным и другим признакам; популяризация с использованием просветительских инструментов и социальной рекламы общественных ценностей, таких как здоровье, труд, семья, права человека, патриотизм, служение Отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция; развитие молодёжной журналистики)

Координацию деятельности по реализации Стратегии должен осуществлять Департамент молодёжной политики Ульяновсокй области. При этом необходимо обеспечивать широкое вовлечение в эту деятельность научных и образовательных организаций, средств массовой информации, заинтересованных благотворительных фондов и иных некоммерческих организаций, а также общественных объединений.
В этих целях региональными органами исполнительной власти на постоянной основе должны проводиться обсуждения и консультации по вопросам разработки и реализации государственной молодежной политики, а также развития механизмов государственно-частного партнерства в этой сфере.
Наиболее значимым механизмом координации усилий между региональными органами государственной власти должен стать Координационный Совет по молодёжной политике в Ульяновской области, а для координации усилий между региональными органами государственной власти и организациями гражданского общества станет постоянно действующий консультативный совет с участием представителей общественных объединений, бизнес-ассоциаций и профессиональных объединений, представителей научного и образовательного сообщества, благотворительных и экспертных организаций.
Формирование механизмов открытой координации деятельности всех заинтересованных сторон в области молодежной политики позволит максимально эффективно использовать потенциал государства, бизнес-сообщества и организаций гражданского общества в этой сфере.
Департамент молодёжной политики должен будет готовить и представлять ежегодный доклад о положении молодёжи, где указываются результаты реализации молодёжной политики на региональном и муниципальном уровнях, основные демографические и социально-экономические показатели этой целевой группы, прогнозы и планы на следующий год.
Основными направлениями инвестирования средств, которые необходимы для сохранения и повышения человеческого капитала молодежи, формирования позитивного мировоззрения и востребованных компетенций молодежи являются:
неформальное и самостоятельное образование;
грантовое финансирование социально-значимых молодежных проектов и программ;
субсидии на развитие молодежным общественным объединениям;
создание инфраструктуры молодежной политики (молодежные учреждения и ресурсные центры).
Бюджетные расходы на реализацию государственной молодежной политики следует воспринимать как инвестиции в повышение качества человеческого капитала и, как следствие, достижение конкурентоспособности. Реализованные идеи, инициативы, молодежные проекты способны создать благоприятные социально-экономические эффекты, которые в среднесрочной перспективе обеспечат устойчивое поступательное развитие Ульяновской области и высокое качество жизни граждан.

Также в проекте предложен ряд целевых показателей и индикаторов достижения цели.

До 16 октября 2014 года проект Стратегии развития молодёжной политики Ульяновской области до 2020 года будет рассматриваться и обсуждаться с молодёжью на площадках вузов, ссузов, парламентских и непарламентских партий, молодёжных организаций и Общественной Палаты Ульяновской области.

Все желающие могут ознакомиться с текстом Стратегии, внести свои предложения и замечания на сайте https://vk.com/ulmp2020
Либо прислать на электронную почту: mpol.ulgov@mail.ru

Департамент молодёжной политики Ульяновской области. Тел.: 41-35-71