Елена Сорокина
Зачем ульяновским школьникам президенты и мэры классов-«городов».
Небольшое государство Аванта насчитывает около 500 граждан, живущих в небольших городах. Руководит страной президент и его советники, которых переизбирают в среднем каждые три года. Население Аванты молодое — всем гражданам страны от 10 до 17 лет. И учатся они в ульяновской школе № 76. Эта крошечная страна — часть системы ученического самоуправления: небольшие школьные государства со своими президентами и правительствами есть практически по всем образовательным учреждениям города.
«Мы сами можем повысить уровень школы!»
8 октября в школе № 76 — выборы. В актовом зале установлены кабинки для голосования, урна, стол со списками избирателей и бюллетенями. В каждом — 5 имен: это кандидаты в президенты школьного государства Аванта. Среди них — ни одного юноши, за руководящее место борются исключительно девушки.
– Мальчики все в основном в спорте: когда нужно выполнить какое-то дело, их не отыщешь. Поэтому в этом году мы решили сделать акцент на девочках, — рассказывает «Русской планете» заместитель директора школы по воспитательной работе Татьяна Фролова. — Кандидатов, кстати, выдвигает не администрация школы, а классы: ребята сами решают, кто достоин стать президентом. А это всегда активные подростки, чаще всего — отличники учебы, победители и призеры различных соревнований и конкурсов, те, на кого можно равняться.
Схема устройства школьного государства не проще, чем у самого настоящего. Во главе стоит президент, которого, к примеру, в той же «Аванте» выбирают в среднем раз в три года. Это обусловлено тем, что ребята выпускаются и поступают в вузы. Помогают президенту советы: по печати, культуре, образованию, труду, спорту, социальной работе и так далее. Все классы в средней и старшей школе называются городами, а управляют ими мэры, выбранные из числа самих учеников. В обязанности мэров входит, в частности, распределение обязанностей между одноклассниками, контроль за выполнением заданий, поступающих на еженедельных собраниях, а также налаживание взаимодействия с советами президента и администрацией школы.
– Ребята не только участвуют в различных мероприятиях, но и реализуют собственные социальные проекты, а также поднимают различные бытовые и организационные вопросы. Например, если не хватает времени на обед в перемену, они заявляют о необходимости увеличения перерыва, и мы к ним обязательно прислушиваемся, — рассказывает Татьяна Фролова.
По словам президента ульяновской молодежной общественной организации «Новая цивилизация» Алины Кравец, сегодня практически все школы имеют собственные органы самоуправления: где-то организованы только советы старшеклассников, в других учреждениях созданы целые государства с парламентами, президентами, министрами и даже собственной Конституцией.
– В свое время мы дали старт проекту «Школьная демократичная республика», в котором участвовали все школы Ульяновска. За ними были закреплены кураторы, они приходили в школы, помогали создавать или развивать государства. Как показала практика, в большинстве случаев органы ученического самоуправления становятся активом и занимаются исключительно организацией мероприятий в школе. Но с этой задачей они справляются на «отлично». Есть и другие примеры, я сама училась в такой школе: создается, к примеру, федеративная республика, есть президент, школьная дума, правительство. Причем дума действительно занимается написаем законов, внесением правок, а правительство решает текущие вопросы школы, — рассказала «Русской планете» Алина Кравец.
Девятиклассница Лилит Мартиросян из 76-й школы и кандидат в ее президенты считает, что задача ученического самоуправления не в том, чтобы проводить мероприятия, а в том, чтобы способствовать повышению уровня школы. Отличница и активистка сама захотела участвовать в выборах, но и получила поддержку всего класса. Ее имя — первое в бюллетене.
– У меня есть идеи, как улучшить жизнь школы, и я хочу их высказать, реализовать с помощью других ребят. Мне кажется, мы сами можем повысить престиж школы на общегородском уровне, — рассказывает Лилит Мартиросян.
Перед голосованием она заметно волнуется. И не удивительно: в выборах участвуют не все учащиеся, а по пять представителей от 5-11 классов. Это самые активные ребята, одобренные их одноклассниками. Они заходят в специальные кабинки, ставят галочки в бюллетенях и опускают их в урну. Затем, как и на взрослых выборах, ведется подсчет голосов. Имя президента школьного государства Аванта известно уже на следующий день: Лилит Мартиросян победила.
«Наша задача — воспитать смену: тех, кто будет организовывать выборы, и тех, кто на них осознанно будет ходить»
Школьные выборы по традиции проходят в начале учебного года, сообщила «Русской планете» начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования городского управления образования Татьяна Чернова. Развито ученическое самоуправление во всех учреждениях по-разному: например, в школах № 44, № 65, № 20 этим занимаются уже больше 10-15 лет.
– К организации выборов мы привлекаем настоящие избирательные комиссии — города и области. А дальше все по-взрослому: предвыборная кампания, защита программ кандидатами, голосование, — рассказывает собеседница «Русской планеты».
Избирательные комиссии оказывают в основном методическую и консультационную помощь: приходят в школы, общаются с ребятами, проводят для них лекции, где рассказывают об основах выборного процесса.
– Детям это нужно, чтобы проявить себя, самореализоваться. Администрации школы — для организации занятости учащихся. А мы воспитываем смену: тех, кто будет организовывать в будущем выборы, и тех, кто будет сознательно на них приходить голосовать, — рассказывает представитель городского избиркома Павел Травкин.
По мнению Алины Кравец, сейчас школы слишком увлечены подготовкой учащихся к ГИА и ЕГЭ, а «игры» в школьное самоуправление, увы, ушли на задний план.
– По факту взрослые в школе не готовы отдавать даже часть своих полномочий детям. Изменилось и отношение самих ребят. Мне кажется, раньше было больше тех, кто сам ставил перед собой задачи и искал пути решения. А сейчас преобладает такая позиция: «Скажите мне, что сделать, я сделаю, если захочу или очень надо». Хотя, конечно, есть и такие школы, где учащиеся действительно могут реально повлиять на процессы более широкого спектра, нежели культурно-досуговая жизнь, — рассказывает Алина.
– Самая главная наша цель — сделать ребят развитыми, самостоятельными личностями, — подчеркивает заместитель директора школы № 76 по воспитательной работе Татьяна Фролова. — Те ребята, которым хватает времени и на учебу, и на кружки, и на школьное самоуправление, успевают все. И когда они выпускаются из школы, несут свою активность дальше по жизни.