То, что происходит с одним из богатейших людей России Владимиром Евтушенковым, владеющим многочисленными активами, в числе которых с некоторых пор и нефтяная компания «Башнефть», это сигнал большинству отечественных бизнесменов: следующая очередь за вами.
Евтушенкова, чье состояние журнал «Форбс» оценил больше, чем в девять миллиардов долларов, не очень давно, если кто не знает, задержали и предъявили обвинение в незаконном приобретении той самой «Башнефти». И еще – в отмывании денег. Суд в качестве меры пресечения определил ему домашний арест.
Дело усугубляется тем, что Евтушенков, как и Михаил Ходорковский когда-то, перед задержанием не успел выехать за рубеж – настолько внезапно это было сделано.
Арест олигарха озадачил наблюдателей, которые теперь гадают, что происходит и что происходящее значит.
Первое, что пришло на ум: арест Евтушенкова – это клон дела Ходорковского, с чем не вполне согласился сам Ходорковский, как и ряд других комментаторов. Мотивы, по которым гнобили владельца компании «ЮКОС», были скорее политическими, чем какими-то иными, говорят они. Ходорковский финансировал партии, включая КПРФ, и тем самым пытался влиять на формирование органов власти и на их решения. А это категорически не нравилось Кремлю, увидевшему в действиях Ходорковского покушение на свою монополию.
В результате олигарх был устранен, и одновременно остальным было дано знать, что «казус Ходорковского» – это красная линия, которую переступать не следует.
Но люди, знающие Евтушенкова, свидетельствуют, что у него и в мыслях не было претендовать на прерогативы власти и оппонировать ей. Он всегда был предельно лоялен Кремлю, никуда не лез, тихо сколачивал свою бизнес-империю. Значит, делают вывод комментаторы, можно считать денонсированным действовавший до сих пор негласный договор между Кремлем и олигархами, в рамках которого от олигархов требовалась лояльность, а взамен им дозволялось иметь богатство. Отныне от них (и ото всех вообще) требуется только лояльность – без какойлибо взаимности, в том числе и по богатству, которое больше не гарантируется, и его могут забрать на нужды клана. В случае с Владимиром Евтушенковым от имени клана выступил, по одной из версий, глава «Роснефти» Игорь Сечин, предложивший Евтушенкову продать «Роснефти» «Башнефть». Предполагалось, видимо, что это предложение, от которого нельзя отказаться, но Евтушенков якобы отказался, следствием чего и стал его арест.
Теперь «Башнефть» заберут у него, скорее всего, даром и заткнут этой компанией дыры, образовавшиеся в активах «Роснефти», переживающей падение добычи «черного золота». Присоединив «Башнефть», падение можно будет скрыть, говорит в одном из интервью Михаил Ходорковский. То есть дело, как всегда, в деньгах, которые у клана иссякают, и он избрал стратегию компенсации растущих убытков методом экспроприации чужих бизнесов. Акции «Башнефти», принадлежащие Евтушенкову, уже арестованы. И Евтушенков не последний, поскольку его экспроприированные деньги тоже закончатся и потребуется новая порция. «Пирог» будет постоянно уменьшаться, и борьба за право откусывать от него куски ужесточится, а круг избранных (клан) будет сужаться. Михаил Ходорковский советует 66-летнему Евтушенкову не держаться за «Башнефть» и по возможности эмигрировать. Это не позорно, говорит экс-глава «ЮКОСа». Жизнь дороже.
Сергей Поленов