Министерство образования области разработало проект стратегии развития молодежной политики в регионе до 2020 года. Молодого человека будущего разработчики видят патриотически настроенным, демографически ответственным, творческим и социально-активным. Беда лишь в том, что к 2020 году молодежи в области будет намного меньше, чем сейчас. Остаётся лишь радоваться, что если стратегия будет реализована, молодые люди будущего наконец поголовно станут демографически ответственными патриотами.

Кто здесь молодежь?

В опорных материалах для разработки стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года при подсчете молодежи учитывались жители области в возрасте от 14 до 35 лет. Именно этот возрастной диапазон было принято считать молодежью в регионе и до настоящего времени.

Разработанная стратегия этот подход меняет вслед за Стратегией государственной молодежной политики в РФ, которая ориентирована на молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет.

Перешагнувшие «тридцатник» к молодежи в новой областной стратегии уже не относятся.

Но шансы продлить молодость все-таки есть. Для этого надо подаваться в науку – кандидат наук может считаться молодым до 35 лет, а доктор — аж до 45 лет. Кроме того, не меняется и возрастной ценз для молодых семей, который уже зафиксирован в ряде законодательных актов. Семья по прежнему будет считаться молодой если возраст супругов (или одного родителя в неполной семье) не превышает 35 лет.

Где вся молодежь?

Стратегия на основе данных статистики фиксирует неприятный факт — количество молодежи в регионе неуклонно сокращается. Согласно прогнозам, к 2020 году количество молодежи в регионе может сократиться на 70 тысяч человек и составить 209 тысяч человек, то есть лишь 17% от всего населения. В настоящий момент молодежи в регионе по «старой» методике (учитывающей молодых людей в возрасте до 35 лет) более 300 тысяч человек. Из них молодежи в возрасте до 30 лет 280 тысяч, что составляет 22% населения области.

В этой связи отметим, что стратегия оперирует умеренным сценарием демографического прогноза. Но органы статистики разработали и пессимистический вариант развития событий. Согласно ему, к 2020 году процент молодежи среди населения области может сократиться еще больше, до 15%.

Основных причин этого две. Во-первых, демографическая яма 90-х годов, последствия которой ощущаются по всей стране, а во-вторых, высокий уровень миграции молодежи из региона.

Согласно данным из стратегии, из региона в основном уезжает как раз молодежь.

В 2013 году из Ульяновской области уехало 1970 человек в возрасте 14-30 лет, что составляет 57% от общего количества уехавших.

При этом речь идет лишь о чистой миграции. С регистрационного учета в прошлом году снялось гораздо больше молодежи — 13,2 тысячи человек. Стратегия фиксирует, что только за счет официальной миграции регион теряет ежегодно 0,7% молодежи.

Но есть еще и неофициальная миграция, которая в стратегии не отражена. Речь идет о тех молодых людях, которые покидают регион, но не снимаются с регистрационного учета. Наши расчеты показывают, что таких мигрантов из региона на несколько порядков больше — около 20 000 человек. Естественно, что в большинстве случаев это молодежь.

Этот факт косвенно подтверждается и другими данными из стратегии. Согласно опросам министерства социального развития региона, процент молодежи, которая заявляет о том, что не собирается уезжать из региона, колеблется около отметки 25%. Три четверти опрошенных молодых людей столь точно в этом не уверены, а (в среднем) 35% молодежи фактически заявили о том, что готовы уехать из региона.

demo

При этом наибольший процент тех, кто (по формулировке министерства) «не исключает возможности уехать из региона», среди наиболее молодых — 43% старшеклассников оказались готовы покинуть регион.

Стоит признать, что ситуация выглядит печально — впереди самое дно демографической ямы, а молодежь не горит желанием связывать свою жизнь с Ульяновской областью. Какие планы по исправлению неприятной ситуации предусмотрены стратегией?

Молодежные планы

На чудо стратегия не рассчитывает — факт неуклонного снижения численности молодых граждан не оспаривается и прямых целевых мер по исправлению этой ситуации не предусматривается. Цели ставятся другие — создать возможности для «роста человеческого капитала, компенсирующего сокращение численности» молодежи для того, чтобы это самое сокращение не сказалось на экономическом росте и конкурентоспособности региона.

Расписан в стратегии и образ «компенсирующего сокращение численности» молодого человека будущего. «Это социально-активный, экономически развитый, демографически ответственный, творческий, ориентированный на общечеловеческие ценности молодой человек, способный определять и решать собственные задачи и вносить вклад в совершенствование Ульяновской области и России в целом» – утверждает стратегия.

Именно такая молодежь и должна стать «основным объектом для инвестиций в человеческий капитал» через предоставление дополнительных возможностей «для профессиональной и творческой самореализации» и настройку работы социальных лифтов.

Судя по проекту стратегии, предоставлять дополнительные возможности планируется без особого финансирования — практически все мероприятия в программе выглядят декларативными.

Это и развитие патриотизма, самостоятельного образования, и мероприятия по поддержке молодежных инициатив, и организация профориентации и другие направления, выделяемые в стратегии в числе приоритетных.

«Живые» деньги планируется тратить в первую очередь на гранты для молодежи, поддержку неформального образования через подчеркивание его значимости, а также на субсидии для молодежных объединений и развитие молодежных ресурсных центров и учреждений наподобие специализированных молодежных центров занятости.

По-видимому, остальные запланированные мероприятия планируется проводить исключительно с помощью административных ресурсов без прямого финансирования по линии молодежной политики. Для этого стратегией запланировано создание двух новых структур — координационного совета по молодежной политике, который по задумке должен координировать усилия органов власти, и консультационного совета, который возьмет на себя взаимодействие с гражданским обществом.

Все на два

Несмотря на декларативность планов, планируемые итоги реализации стратегии прописаны в ней четко — все улучшится ровно в два раза.

Cмертность среди молодежи уменьшится в два раза, количество осужденных молодых людей также уменьшится в два раза, равно как и доля молодежи, желающей эмигрировать. В те же два раза увеличится количество участников молодежных общественных объединений, и любителей здорового образа жизни.

Остальные возможные достижения описаны более обтекаемо. Стратегия обещает, что к 2020 году снизится заболеваемость среди молодежи, вырастет количество победителей конкурсов, уменьшится количество абортов, вырастет рождаемость, уменьшится количество разводов и т. д. Но конкретных цифр не приводится.

Впрочем, вряд ли можно ожидать чего-то иного — стратегия весьма далека от конкретики. Понятно лишь, что ситуация с молодежью в области катастрофическая и с этим надо что-то делать. Что? Конкретного рецепта стратегия не предлагает, а предложенные мероприятия вызывают сомнения в их эффективности. Разве из Ульяновской области молодежь уезжает из-за недостатка патриотического воспитания? Или из-за отсутствия «единой молодежной информационной среды»? Или из-за плохой пропаганды традиционных семейных ценностей?