Родители городской общеобразовательной школы №6 и лингвистической гимназии №2 Ульяновска встревожены не на шутку. С сентября ведутся разговоры о том, что чиновники решили соединить два учебных учреждения, расположенные в центре города. Якобы делается это, чтобы внедрить новую образовательную программу международного уровня. Но пошли слухи, что настоящая цель преобразований – освобождение под застройку участка одного из образовательных учреждений. Улград разбирался в ситуации.
“За родителей решили”
Зачем понадобилось объединять два совершенно разных образовательных учреждения? По словам начальника управления образования Ульяновска Ольги Мезиной, появилось предложение создать на базе городских организаций лингвистический образовательный центр.
«Поскольку у нас уже есть образовательная организация с историческими традициями в этом направлении, мы остановились на гимназии №2. Но лингвистический центр предполагает вовлечение нескольких организаций. Идеально подошла школа №6, поскольку в ней сильны экономический и гуманитарный профили, там открыты лицейские классы. Появилось предложение о создании на базе этих двух организаций, а в перспективе – с привлечением двух детских садов лингвистического образовательного центра».
Однако родители обоих образовательных учреждений мало что понимают в предстоящем слиянии. В соцсетях размещено открытое письмо родителей школы №6, где говорится, что их просто поставили перед фактом предстоящих изменений, что школа отныне будет частью объединения:
«Госпожа Беспалова открыто объявила – от вас ничего не зависит, все уже решено!
Не было проведено ни голосования, ни простого предварительного опроса, хотя до последнего директор школы уверяла нас, что мнение родителей учтут!»
Поэтому родители убеждены, что проводимая кампания по объединению приведет только к ухудшению ситуации в сфере образования:
«Создание лингвистического комплекса проводится в обстановке административного нажима и дезинформации. Оно экономически выгодно, но не забывайте, что наши дети – не товар! Мы хотим, чтобы дети были школьниками, а не подушной физической единицей для финансирования. Решение ничем не аргументированно! Основной смысл проводимой реформы – не академический, а экономический: сократить и оптимизировать расходы на школу. С этим, мы, неравнодушные родители и учителя, не можем согласиться по следующим основаниям.
Нас не устраивает система и программа обучения в лингвистическом комплексе, которая существует в настоящее время в гимназии №2. Мы не хотим перегружать детей дополнительными уроками и факультативами, обязательными для лицеев. Нас не устраивает узкая специализация предлагаемого нам учебного заведения (лингвистика). Нашим детям не оставляют права выбора. Мы, родители учащихся школы №6, осознанно выбрали общеобразовательную школу, а не гимназию. В нашей школе обучаются дети разной категории, в том числе со многими психологическими проблемами, с отставанием в развитии. Нельзя смешать в один поток детей с гиперактивным поведением, с академической одаренностью, из социально неблагополучных семей, с неродным русским языком, с категорически разным уровнем подготовки. При объединении различный социальный статус родителей учащихся и их материальное положение, может привести к негативным взаимоотношениям между учениками (унижение детей с менее благополучным материальным положением), возникнут социальные конфликты и проблемы, что, несомненно, отразится на психологическом состоянии наших детей.
В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование, при этом общедоступность образования гарантируется государством.
Мы считаем, что изменение статуса школы нарушит права наших детей на получение образования по месту жительства в шаговой доступности и на свободу выбора учебного заведения. Кроме того, считаем объединение располагающихся на территории района образовательных учреждений возможно только с согласия жителей данного района».
Сольют или закроют?
Выходит, с мнением родителей не считаются? За разъяснениями мы обратились к директору школы №6 Зое Филатовой, которая заверила, что никаких решений еще не принято, идет обсуждение в родительских кругах, а открытое письмо – это результат работы сарафанного радио.
«Все зависит от мнения педагогов и родителей. Если большинство не захочет объединения, то его и не будет. Никаких решений не принято и мне не хотелось бы в данном случае уподобляться сарафанному радио.
Это подтвердила Ольга Мезина, отметив, что в настоящее время тема широко обсуждается с родительским сообществом. Прошло несколько встреч главы города с педагогическими коллективами, родителями. Было проведено два родительских собрания, на котором присутствовали представители от каждого класса.
«Мы были в школе №6 и предложили к обсуждению дорожную карту. Каждый класс в течение 1,5 месяцев ее обсудит, предложит свое решение: согласие или несогласие объединиться. В конце второй четверти мы снова вернемся к обсуждению этой темы, чтобы выработать окончательное решение. Но без окончательного одобрения большинства родителей объединения не будет».
Как подтвердили родители, обсуждение этого вопроса идет полным ходом. Перед родительским комитетом гимназии №2, например, выступала директор лицея №20, который сегодня находится на пути к международной образовательной программе обучения. Со слов родителей, она рисовала перспективы предстоящего объединения. Также ожидался очередной приезд главы города Марины Беспаловой. Однако, по словам родителей, на эти встречи почему-то приглашают не всех.
«Складывается такое впечатление, что собирают «нужных» и лояльных к решению родителей. А других просто поставят потом перед фактом», – сетуют наши собеседники.
Непонятно, почему бы не провести анкетирование, в котором принял бы участие каждый родитель? И уже на основании результатов выработать решение.
Впрочем, у родителей, с которыми нам удалось пообщаться, есть и другое опасение, что после объединения здание школы №6 отдадут в частные руки и дети больше не перешагнут привычный школьный порог.
«Что вы, почему ее закроют? – удивилась Зоя Ивановна, – сегодня в школе учатся более 500 детей. Это совершенно безосновательно и безграмотно!»
Слова директора подтвердила и Ольга Мезина:
«О закрытии школы №6 не может быть и речи, потому что она как общеобразовательная организация очень востребована. В школе два ключевых направления, которые на данный момент интересны ребятам, набираем профильные классы социально-гуманитарного направления. Поэтому ни о каком закрытии или реорганизации речь изначально не идет. Все, что говорится об этом – это лишь домыслы, которые никакой почвы не имеют».
Переходный период
И все же у родителей складывается впечатление, что им что-то не договаривают. Родители гимназии №2 тоже обеспокоены новостью и вовсе не спешат радоваться.
«Не представляю, как мы будем объединяться со школой №6, – говорит Наталья, мама одного из учеников, – у нас классы переполнены. Многие ученики сегодня на занятия приходят не к 1 уроку, а 3-4 уроку, в итоге домой возвращаются уже в 16-17 часов вечера. Да и нам толком никто так и не объяснил, по какой конкретно программе будут учиться наши дети при объединении и кто будет их учить».
Как отметила Мезина, в случае согласия большинства родителей, дорожная карта будет утверждаться главой администрации Ульяновска. И уже с 1 сентября 2015 года состоится поэтапное объединение с переходным периодом от 3 до 5 лет.
«Непременным условием переходного периода является то, что все классы, все учащиеся, все педагоги остаются на своих местах. Будет создан единый учебный план. Это действия не одного дня. Безусловно, педагогический коллектив будет общим, поскольку это будет единый лингвистический комплекс с одним руководителем и его заместителем».
К чему сыр-бор
Однако совершенно непонятно, что будет после переходного периода. Такое ощущение, что так далеко сегодня не загадывают и сами чиновники. В разговоре родители отметили, что изначально речь шла об объединении трех учебных учреждений: гимназии №2, школы №6 и школы №3. Якобы всю начальную школу переведут в школу №6, в гимназии оставят учащихся среднего звена всех учебных заведений, а школу №3 отправятся учиться старшеклассники.
«Говорить об этом можно только в перспективе, – заметила Мезина, – речи о присоединении школы №3 не было никогда. В перспективе – присоединение двух детсадов, чтобы на их базе начать раннюю лингвистическую подготовку. Поскольку изучать язык легче в дошкольном возрасте в игровой форме».
Какой бонус от объединения получат ученики, и без того нагруженные сегодня самыми разными экспериментальными образовательными программами?
«В перспективе идея углубленного изучения не одного, а нескольких иностранных языков, – пояснила Мезина, – безусловно, на заявительной основе детей и родителей. А также вступление лингвистического образовательного центра в систему международного бакалавриата. Иностранный язык станет ключом к тем стандартам, которые прописаны и предполагают обучение по стандартам международного бакалавриата. В этом смысле у нас уже есть положительный опыт. Это частная школа «Источник», которая уже является ассоциированной школой бакалавриата, и многопрофильный лицей №20 – кандидат во вступление в систему международного бакалавриата. Поэтому идея создания лингвистического многопрофильного образовательного центра – сохранение всех профилей: и универсальных классов, и социально-гуманитарных классов, и лицейских классов, и появление класса с углубленным изучением иностранного языка. Интересы детей и родителей будут поставлены во главу угла».
По словам Мезиной, в перспективе ребята, обучающиеся по системе международного бакалавриата, получат возможность поступать не только в российские, но и зарубежные университеты. Вот только когда это станет реальностью, неизвестно, а нервы слияние школ ученикам и их родителям уже треплет.
Светлана Александрова.