Форум ОНФ «Качественное образование во имя страны» можно по праву назвать уникальным. На одной площадке одновременно удалось собрать более 500 педагогов, экспертов и представителей родительской общественности, чиновников и управленцев из образовательной сферы, доверенных лиц Президента со всей России.

Программа форума была очень насыщенной и интересной. Дискуссии разворачивались одновременно на нескольких площадках. А на второй день состоялась встреча с Президентом России Владимиром Путиным, где были озвучены предложения участников мероприятия и прозвучали ответы главы государства на вопросы.

Одним из тех, кто смог лично задать свой вопрос главе государства стал Народный учитель Российской Федерации Юрий Иванович Латышев. По приезду из Пензы в Ульяновск Юрий Иванович поделился своими впечатлениями о работе на Форуме.

ПЕДАГОГАМ МЕШАЮТ РАБОТАТЬ ВОЛОКИТА И БЮРОКРАТИЗМ

– Юрий Иванович, чем вам запомнился этот Форум? Что понравилось и вызвало у Вас интерес?

В этот раз на Форуме программа была сделана несколько необычно в отличие от предыдущих. Но канву все же сохранили: первый день был посвящен работе круглых столов, а на второй состоялась встреча с Президентом РФ Владимиром Путиным. Хотя и тут были внесены корректировки: на круглых столах мы работали фактически полтора дня. На второй день обсуждение проходило в формате объединения нескольких круглых столов, чтобы совместно разработать какие-то общие позиции. Такая работа привела к выработке основных направлений к повышению качества образования, пересмотру ряда статей закона «Об образовании». Я выступал и в первый и во второй день. Темы, которые я затрагивал, были связаны, в первую очередь, с самой организацией труда педагога. На дискуссионной площадке по дебюрократизации в образовании были документально представлены на конкретных образовательных учреждениях огромный документооборот. Об этом говорили и на круглых столах, и на встрече с Владимиром Путиным. А я обронил реплику на круглом столе такого порядка: мне кажется, мы начали выполнять установку Даллеса, который в своей инструкции по уничтожению СССР, а сегодня читай и России, сказал: «Волокиту и бюрократизм мы возведем в добродетель».

Есть ли понимание, что нужно делать дальше, чтобы не «утонуть» в бумагах и заполнении отчетов?

По этой теме были высказаны следующие предложения: необходимо на федеральном уровне официально узаконить, какие отчеты с образовательных учреждений и учителей можно требовать, кому отвечать на запросы, а кому не обязательно. Как только мы перестанем отвечать на ряд запросов, то исчезнут и обращения к нам. Нужно понимать, что школа не сможет объять необъятное. Недаром сегодня в педагогических коллективах ходит поговорка: «Скоро нам будут мешать ученики, чтобы чиновники могли отчитаться о своей работе».

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРУДА ИЛИ ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ

– Говорили ли на Форуме о том, стоит ли детям мыть полы в классе и полоть грядке на школьном огороде? В Законе «Об образовании» ведь об этом тоже сказано.

Да. Это прописано в статье 34 п.4 «Закона об образовании» как-то невнятно, что стало пониматься, как только на основе учебного процесса, если это требует учебная программа. Тема участия школьников в общественно-полезном труде широко обсуждалась на Форуме. Ювенальная юстиция, которая сегодня идет под другим названием, фактически под ложными лозунгами и принципами западного гуманизма, пытается оградить ребенка от какого-либо участия в общественно-полезном труде, считая, что это – эксплуатация детского труда. Но разве это эксплуатация – убрать за собой класс, ты ведь здесь занимался, помочь в уборке снега, чтобы подвезти продукты в столовую во время обильного снегопада?

В Советское время дети мыли полы, убирали территорию, копали огороды, в садах ухаживали за  плодовыми деревьями, проводили работу по созданию спортивных площадок (раньше готовых не было, как сейчас – примечание). И ребята вырастали нравственно здоровыми людьми, потому что труд – это основа жизни и формирования достойной личности. Сейчас мы не можем реализовать предложение Президента России Владимира Путина по формированию российской идентичности, в критериях которой труд занимает особо значимое место. Труд – это основа и духовно-нравственного воспитания. Ребенок, который трудится сам, будет уважать человека труда, вырастет качественно новым человеком. В своей книге я сформулировал следующий тезис: «Россию всегда в лихолетье спасали ее граждане с одним только условием: они были физически и нравственно здоровыми». Нравственно здоровый человек и есть патриот нашей страны. Тем более, что мы уже от движения «За советскую школу» писали письмо в Министерство образования России по разъяснению этой статьи Закона. Но ответа, насколько я помню, пока получено не было.

– Не последнюю роль в формировании Российской идентичности играет и русский язык…

Конечно. И эту тему мы также затрагивали. Потому что только язык устойчиво сохраняет память народа. А что делается сейчас c русским языком? Все участники Форума подчеркнули безграмотность сегодняшней молодежи.

Кстати, во Франции есть комитет, который следит за чистотой родного языка, не разрешая в официальной документации употреблять иностранные слова, если есть аналог французского.

А у нас? Посмотрите сколько русских слов заменили иностранными. Причем тут «шоп» когда просто «магазин», почему «супермаркет» в доме в два окна,..

НАМ ТРЕБУЕТСЯ УСВОЕНИЕ

– Вернемся к реформе образования. Регулярно появляется столько нового, что педагог не успевает их освоить, провести рефлексию, чтобы качественно обучать, а уже надо дать диагностику внедрения в учебный процесс и результативность.

Один из важных вопросов, который был связан с дебюрократизацией, касался необходимости возвращения к методической службе. Раз идет реформа, то кто-то должен конкретно помочь учителю освоить новые требования и программы. Аппараты министерства и управлений образования осуществляют контроль реализации реформы и функционирования образовательных организаций. Региональный институт повышения квалификации тоже далек от учителя,  потому что педагоги проходят переподготовку только раз в пять лет. Сейчас будут раз в три года. Кстати, здесь может возникнуть финансовая проблема. За счёт, каких средств, так часто будут проходить переподготовку учителя. В связи с этим была поднята тема о наставничестве и муниципальной методической службе.

– Да и нагрузка у педагогов постоянно растет, школах не хватает учителей. В силу производственной необходимости учителя ведут 1, 5 и даже 2 ставки учебных часов. Тут уж не до качества обучения. ведь недаром законодательно установлена ставка в 18 часов.                     

Вы правы. На встрече с Президентом России Владимиром Путиным обсуждался вопрос продолжительности рабочего дня учителя. Все слова спикера были подтверждены цифрами. Не считая советов, собраний и совещаний, рабочий день педагога длится 9,5 часов. Учебная нагрузка в среднем составляет 1,6 ставки. То есть, получается, что в неделю педагог трудится от 27 до 30 часов. А это уже кризисное состояние образования, потому что качественно работать учитель может не более 22-24 часов в неделю. Это подтвердили физиологи. А дальше качество обучения детей начинает резко падать. Учитель уже не сможет дойти до каждого ученика. Хотя и предел в 24 часа сможет выдержать только физически здоровый педагог. Особенно сложно сельским учителям, которым зачастую приходится в один день вести уроки для учеников разных классов с 5 по 11, и даже  по разным предметам. То есть, колоссально увеличивается нагрузка при подготовке к занятиям.

В связи с этим я и задал свой вопрос Президенту. Нельзя ли объявить «тишину»  хотя бы лет на пять в реформировании. Я сказал о том, что количество произошедших изменений нужно усвоить и овладеть новыми навыками. И когда он меня спросил, что имеется в виду, я ответил, что каждый год появляется что-то новое, которое заставляет вновь искать пути решения и средства реализации. Поэтому я выразился, может быть, не слишком интеллигентно, но, по сути, верно, сказав, что мы не можем проглотить новый кусок, когда рот занят ещё не разжёванным.  И я здесь высказал реплику такого порядка: а если еще через каждые три – четыре года менять учебники, то это будет крах образования.

Затем я высказал благодарность Владимиру Владимировичу в связи с разработкой историко-культурной  концепции учебника по истории России.

Я много лет уже участвую в различных совещаниях по теме формирования учебника истории России. Была большая волна мнений по созданию альтернативных учебников по истории якобы для свободы выбора учителю. А это невольно приводило к тому, что у нас могло получиться несколько Россий.

– А ее сейчас нет у педагогов?

Есть, конечно.  Даже в Советские времена свобода выбора всегда была у педагога. Учитель мог использовать на уроках информацию из любых других источников, дополняя учебник. Конечно, есть «белые пятна» в истории: мы можем не знать конкретных людей, деталей, но конечный результат чаще всего  виден. Возьмем, например, Бородинское сражение. На Западе его считают победой Наполеона. Вполне правильно. Но с другой стороны: достиг ли он результата, которого хотел? Ведь в итоге Наполеону разгромить русскую армию не удалось. Значит, его победа была иллюзорной. В итоге армия Кутузова отступила и заняла позиции за Москвой под Тарутино. Тогда он понял, что проиграл войну. Это и нужно дать ученику. Пусть ребенок сам оценит, кто проиграл, а кто выиграл. Гений или злодей та или иная историческая личность должен решить ребенок, а не навязывать ему извне. Таким образом, произошла подмена понятий: свобода выбора должна быть предоставлена не учителю, ученику, который может участвовать в дискуссии на основе различных мнений, представленных в одном учебнике, что позволит ему самому сформулировать свою позицию.

– То есть, главное все же научить ребенка мыслить, делать какие-то выводы…

Да. Ученикам нужно давать несколько точек зрения, чтобы организовать в классе дискуссии. Тем более, что сегодня ученики более информированы и зачастую сами вносят что-то новое в учебный процесс. Созданная историко-культурная концепция истории, на основе которой может быть написано несколько учебников, уже даст возможность воспитывать патриотов. Одновременно создаётся единое педагогическое пространство, не мешая детям при переездах учиться в другой школе. Меня всегда беспокоило, что появлялись учебники по истории, в которых акцент делался на ошибках политических деятелей и полководцев, которым современные историки давали больше возможностей для принятия «правильных» решений, чем они на самом деле тогда располагали.

Учебник должен больше говорить о героическом. Не случайно есть поговорка: «скажи человеку 100 раз свинья, он и захрюкает». Поэтому надо чаще говорить о том, что возвышает нашу страну, показывает подвиги людей. Не обязательно совершать подвиг Матросова, но внутренне нужно быть готовым к защите Родины.

 

«БАЛЛАДА ОБ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»  ПОНРАВИЛАСЬ УЧАСТНИКАМ ФОРУМА

– В рамках Форума ОНФ была представлена очень интересная выставка. Что понравилось нашим коллегам из регионов и лично Вам?

Яркой, запоминающейся и насыщенной была, в том числе, и наша экспозиция. Многим понравилась книга «Баллада об Ульяновской области». Очень много на стендах было представлено материалов по подготовке к 70-леию Победы, которое мы будем отмечать в следующем году, особенно, на стендах территорий, которые были оккупированы врагом. Например, Смоленской области. Несколько плакатов и брошюр я привез в Ульяновск.

СКОЛЬКО ДОЛЖЕН ДЛИТЬСЯ УРОК

– Еще одна тема, которая была поднята Вами, касалась вопроса: сколько должен длиться урок?

Да, я поднимал этот вопрос во время обсуждения на дискуссионной площадке и спрашивал напрямую у многих: есть ли медицинское заключение по 45-минутному уроку. Ответ я получил только в виде одной байки. Каменский ввел 45-минутный урок, потому что месса в костёле шла 45 минут. Но сегодня все физиологи утверждают, что на 29-30 минуте у детей начинается общая усталость от умственной деятельности. Следовательно, остальные 15 минут мы ведем борьбу с устающим учеником. Поэтому в нашей гимназии №44 модульный урок построен из 3 модулей продолжительностью по 30 минут, а потом мы отпускаем ребят на перемену. В день у детей лишь 3 урока.

– Насколько продуктивной Вы считаете двухдневную работу на Форуме ОНФ?

Очень продуктивной и важной. Президент по некоторым нашим вопросам и предложениям давал конкретные поручения для рассмотрения проблем и предложений. Уверен, эта встреча окажет влияние на коррекцию реформирования образования с точки зрения повышения его качества уже в ближайшее время.

– Спасибо Вам за интересный и откровенный разговор.

Ольга Коваленкова, координатор по работе со СМИ Ульяновского ОНФ.