22 октября в Ульяновске открылась выставка лаковой миниатюры “Лаки – достояние России” из собрания Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Москвы.
В выставочном зале Историко-мемориального центра-музея И.А. Гончарова, где расположилась экспозиция, не протолкнуться. Еще бы! Ведь в наш регион приехал один из ведущих музеев страны с богатейшей коллекцией. В Ульяновск привезли более 80 работ мастеров четырех крупнейших центров лаковой миниатюры в России: Федоскино, Мстёры, Холуя и Палеха. Среди работ – различные шкатулки, пластины, ларцы, пеналы, панно.
Началом истории русских лаков (то есть лаковой миниатюры) принято считать основание лакирной мануфактуры Петра Коробова в конце XVIII века и его преемников Лукутиных. Рядом с этим производством в течение всего XIX века развивались мастерские Вишняковых. В основе изделий этих мастерских были свободные копии русских и зарубежных художников, а исполнителями – бывшие крестьяне. Они-то и привносили в создаваемые произведения свое мировоззрение, фольклорное мышление.
Лукутинские и вишняковские изделия успешно конкурировали на мировом рынке с зарубежными лаковыми изделиям. После закрытия Лукутиными в начале XX века своей фабрики бывшие лукутинские и вишняковские мастера объединились в Федоскинскую трудовую артель и под именем федоскинских лаков успешно существуют по сегодняшний день.
Бывшие иконописные центры Владимиро-Суздальских земель после революции 1917 года и запрета на занятие иконописью по примеру Федоскино создали лаковую миниатюру, исходя из стилистических особенностей каждого центра. Отличительная особенность Палеха – изящная пропись золотыми линиями всех объемов человеческих фигур, архитектуры, пейзажа.
Во Мстёре и Холуе развито более живописное начало. Мстёра взяла из своей иконописной традиции красивые цветные пейзажные фоны. Холуйский стиль ближе к мстёрской миниатюре, но фонами миниатюр стала природа среднерусской полосы.- Этот год в нашем музее объявлен Годом русской лаковой миниатюры, – говорит хранитель фондов отдела лаковой миниатюры столичного Музея декоративно-прикладного и народного искусства Марина Лукина. – И для нас эта выставка уже третья: мы побывали в Оренбурге, Нарьян-Маре (Ненецкий автономный округ), и теперь мы рады познакомить ульяновцев с этим народным искусством. Сейчас оно переживает непростые времена, так как не получает государственной поддержки. Мы боимся, что это искусство перестанет развиваться, но мы намерены его сохранить и пропагандировать.
Экспозиция посвящена сюжетам сказок, былин, литературному памятнику “Слово о полку Игореве” и творчеству Пушкина, Лермонтова, Некрасова.
– К сожалению, в наших фондах не нашлось ни одной работы, посвященной творчеству Ивана Гончарова, но мы исправим эту недоработку, – добавила Марина Лукина.