Несколько дней назад пресс-служба областной прокуратуры опубликовала сообщение о том, что прокурор Ленинского района Ульяновска требует от горадминистрации скорейшего решения проблемы жильцов дома №37 по улице Гончарова (здание на углу Гончарова и Красноармейской, возле Центробанка). Дом этот очень старый, ремонт в нем давно не проводили. В прошлом году его признали аварийным. Жильцы ждут переселения, которое им не раз обещали представители власти. За права жильцов и заступилась прокуратура, потребовав от муниципалитета признать здание подлежащим сносу (с расселением жильцов), либо реконструкции. Загвоздка в том, что здание является объектом культурного наследия муниципального значения (дом купца П. Я. Кутенина постройки 1884-85 гг), а потому снести его нельзя, а признать необходимость реконструкции, как нам пояснил глава департамента культурного наследия Ульяновской области Шарпудин Хаутиев, можно только после экспертизы, проведенной специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию.
Согласно 73 ФЗ, если жилой дом отнесен к памятникам истории и культуры, то его техническое обследование может проводить только специализированная организация, имеющая лицензию Минкультуры РФ, – говорит Хаутиев, – Если эта организация предоставит нам сведения о том, что здание действительно аварийное, определив при этом, какие именно конструкции аварийные, каков процесс износа, то собственники здания (в данном случае это жильцы или муниципалитет) обязаны будут разработать проект реставрации здания (я не исключаю, что с разбором аварийных перекрытий здания). Этот проект должен будет пройти экспертизу и только после этого будет возможна сама реставрация. Свою позицию в прокуратуру Ленинского района мы направим и все вопросы решим в рабочем порядке. В администрации города знают, что данное здание является памятником истории и сноса не допустят.

В то же время, согласно позиции прокуратуры, продолжать жить в аварийном доме – опасно, поэтому проблема требует немедленного решения. А экспертиза, подготовка проекта и т.д. займет слишком много времени, в течение которого здание может попросту рухнуть прямо на жильцов. Да и денег на это взять неоткуда. Во всяком случае, у жильцов старинного дома их точно нет.

Две правды. С одной стороны, сносить историческое здание неприемлемо, да и закон не позволяет. Но и рисковать жизнью и здоровьем людей нельзя. Остается надеяться, что власти совместно найдут устраивающее всех решение проблемы. Как вариант, на время реставрации здания переселят людей в маневренный жилой фонд.